Нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов и государственный секретарь США Корделл Халл
Предыстория. Россия дважды спасает Америку
Формальное начало официальным отношениям между Россией и Америкой было положено в 1807 году, когда Российская империя установила дипломатические отношения с молодым американским государством. При этом ещё при Екатерине Великой Россия фактически спасла Америку от британской интервенции во время войны за независимость.
Североамериканские колонии принадлежали Британии. Англичане вполне могли подавить восстание сами, либо при поддержке России. В 1775 году английский король Георг V попросил Россию прислать эскадру и экспедиционный корпус для подавления восстания в Америке. Екатерина II отказала. Мятеж британских колоний не был подавлен. Иначе русский десант вполне мог разгромить формирования генерала Вашингтона.
Россия не только сохранила нейтралитет в конфликте североамериканских колоний и британской метрополии, но де-факто поддержала Америку. Британия установила морскую блокаду Америки и хотела прервать торговлю американцев. «Владычица морей» имела все шансы экономически задушить мятежные колонии, принудить их к капитуляции.
В ответ в 1780 году Петербург выступил с Декларацией о вооруженном нейтралитете, где официально объявил об активном неприятии закрытия Атлантики, разрушив планы Англии. К Декларации вскоре присоединилось большинство европейских государств, что способствовало сохранению и развитию морской торговли в Атлантике. Возникла «Лига нейтральных держав», ставшая по сути прямым союзником самопровозглашенных США. В результате Британии пришлось отступить, родились Соединенные Штаты.
В дальнейшем до 1917 года отношения между Россией и США были дружественными, торговля, технологическое сотрудничество. При этом Россия и США были настроены подорвать планы Великобритании по доминированию в мире. Однако имелись и противоречия, связанные с хищнической деятельностью американцев в районе Аляски и тихоокеанского побережья Северной Америки. Американцы стремились включить в свою сферу влияния т. н. Русскую Америку.
Так, Россия, ставшая после победы над империей Наполеона сильнейшей континентальной державой Европы, признала объявленную в 1823 году «доктрину Монро» (названную в честь пятого американского президента Джеймса Монро), согласно которой США выступали против европейского вмешательства в дела независимых государств на двух американских континентах. Это был укол в сторону Британии.
В 1824 году в русской столице была подписана Русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле, упорядочившая отношения между двумя государствами в северо-западной части Северной Америки. В 1832 году между США и Россией был подписан торговый договор, которым стороны на взаимной основе предоставили режим наибольшего благоприятствования товарам и гражданам обеих стран. Американские специалисты помогали николаевской России строить железные дороги, прокладывать первые линии телеграфа.
В ходе Гражданской войны в США, Британия снова получила шанс раздавить свои бывшие колонии. Англичане заручились поддержкой Франции. Готовилась интервенция из Канады и Мексики. Британский флот должен был блокировать побережье, поддержать наступление южан. Великие державы Западной Европы были заинтересованы в победе Юга. Однако Россия снова поддержала США, и даже в 1863 году направила свои эскадры в Нью-Йорк и Сан-Франциско (
Русская эскадра на пути в Америку в 1863 г. Худ. А. Боголюбов
Началось становление уже американской империи, которая быстро теснила стареющих европейских капиталистических хищников. В стратегическом отношении Россия совершила ошибку, спасая США. Более того, правительство Александра II допустило ещё одну серьёзную оплошность, продав в 1867 году американцам Аляску (
Казалось, что это очередной укол против Британии. Но в итоге англосаксы нашли общий язык, в совместной игре против Русской цивилизации (организация революций, мировых войн). В частности, на Дальнем Востоке Англия и США начинают поддерживать экспансию Японии. А царская Россия, помогая созданию североамериканской империи, создала себе глобального противника.
Американское общество быстро забывает о помощи русских во время Гражданской войны. На фоне критики царских властей за подавление революционного (освободительного) движения, прекращение реформ, отсутствие демократии, цензуры, еврейского вопроса и т. д. формируется общая русофобская линия Америки. В американском обществе формируется миф о «средневековом царском режиме, который угнетает народ», и необходимости «освобождения России» и разрушения «тюрьмы народов».
«Русский ноктюрн» (1881). Американский еженедельный сатирический журнал «Пак» (Puck)
Интервенция и блокада
Британия и США в конце XIX – начале XX века в условиях кризиса капитализма и необходимости расширения грабительской системы были партнёрами в деле разрушения Российской империи. Западным хищникам нужно было разрушить Россию и освоить её богатства. Поэтому на Дальнем Востоке англосаксы создали «японский таран», направленный против Китая и России (
В Европе англосаксы всеми силами стравливали Россию и германский мир – Германскую и Австро-Венгерскую империю (
После падения Российской империи и самодержавия, англосаксы решили, что пора делить шкуру убитого русского медведя (
Вашингтон не признал новое советское правительство, которое отказалось выплатить царские долги, и конфисковал западную собственность. Американцы стали активными участниками интервенции в Россию, претендуя на Русский Север и Дальний Восток. Их инструментом был Чехословацкий корпус.
Американцы и прочие западники хорошо поживились в России, вывезли золото и прочие богатства страны. Первая мировая война и грабеж погибшей Российской империи стали для США золотым дождём, превратив Штаты из мирового должника в мирового кредитора.
Интервенция провалилась, большевики смогли освободить большую часть России, разбили клиентелу коллективного Запада. В октябре 1919 года Верховный совет Антанты – призвал страны остального мира поставить торговые ограничения против Советской России на максимум. Западные державы стремились додавить советскую власть при помощи глобальной блокады.
Однако и блокада не привела к нужному результату. Германия, которая сама находилась в разрухе и нуждалась в экономических связях с Россией, не поддержала блокаду. За ней последовали и другие страны, которым было выгодно торговать с русскими.
В январе 1920 года страны Антанты приняли решение отказаться от бойкота. Однако признания советского правительства не последовало. Фактически западные державы перешли от использования одних ограничений к другим, более мягким. В частности, ввели «золотую блокаду»: отказывались обменивать на золото из России свои товары и технологии.
Правда, западники во время Смуты и после неё выкачали из России практически весь её золотой запас. Но соглашались брать зерно, лес и нефть по бросовым ценам. Мешали России провести индустриализацию. Затем отказались от леса и нефти, брали только хлеб.
В 1931 году Соединенные Штаты запретили импорт леса из четырех зон европейской части СССР – Кольского полуострова, Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области – в связи с тем, что в этих регионах использовался принудительный труд заключенных.
Американские оккупанты во Владивостоке. 1918 г.
«Ради сохранения мира во всем мире»
Американцы почти 16 лет были главными вдохновителями непризнания СССР. Однако в первой половине 1930-х годов ситуация в мире изменилась.
Коллективный Запад, и особенно США, накрыла Великая депрессия, кризис капитализма. Стало очевидно, что Первая мировая война и Версальская система не решили прежних проблем и создали новые. Требовалась новая «перезагрузка» мирового порядка. Вашингтон начал подготовку к новой мировой войне. На Россию у американской верхушки были большие планы.
Американцам стало понятно, что прежняя политика в отношении СССР не работает. Вашингтон готовил два очага войны на Дальнем Востоке и в Европе – Япония и Германия (плюс Италия). Главным противником японцев и немцев снова должны были выступить русские. США нужен был баланс сил. На Дальнем Востоке за счёт Китая усиливалась Япония, что угрожало американским интересам.
С другой стороны, в условиях кризиса значительная часть американских деловых кругов была заинтересована в советском рынке. Они изложили свои соображения в проекте резолюции, внесённой в комиссию по иностранным делам палаты представителей. Советское правительство, отмечалось в документе, является устойчивым, его признали и установили дипломатические и торговые отношения практически все другие нации.
Советские власти неоднократно выражали готовность наладить дружественные отношения с США. Американские граждане не имеют возможности вести прибыльную торговлю с Советами, в которой преуспевают другие страны. Предлагалось немедленно установить дипломатические отношения с СССР. Эту резолюцию не приняли, но тенденция была очевидна.
СССР, который создавал свою экономическую систему, кризис капитализма не затронул. Наоборот, Советская Россия стремительно развивалась. Таким образом, интерес был взаимным. России нужны были американские технологии, новинки, инженеры, специалисты для индустриализации. Западникам – наши деньги, рынок.
В октябре 1933 года состоялся обмен письмами между президентом США Франклином Рузвельтом и председателем ЦИК СССР М. Калининым. Президент обратился советскому правительству через двух личных посредников: Генри Моргентау, тогдашнего главы Администрации сельскохозяйственных кредитов и исполняющего обязанности секретаря казначейства США, и Уильяма Буллита, бывшего дипломата, который в качестве специального помощника госсекретаря неофициально являлся одним из главных советников Рузвельта по внешней политике.
Мортенгау и Буллит встретились с Борисом Сквирским, неофициальным представителем Союза в Соединенных Штатах, и передали ему письмо Рузвельта по вопросу установления дипломатических отношений между Вашингтоном и Москвой.
Рузвельт выражал сожаление по поводу того, что два великих народа, «между которыми существовала свыше столетия выгодная для обеих сторон счастливая традиция дружбы», не имеют нормальных отношений. Президент предлагал начать советско-американские переговоры. Москва приняла приглашение начать переговоры.
В начале ноября 1933 года в Вашингтон прибыла советская делегация во главе с народным комиссаром иностранных дел Максимом Литвиновым. Начались переговоры, в которых активное участие принимал сам Рузвельт. В области международной политики президент отмечал, что угроза войны исходит от Германии и Японии, и в противодействии им Москва и Вашингтон могут объединиться.
Советник Полномочного представительства СССР в США Борис Евсеевич Сквирский (слева) приветствует наркома иностранных дел СССР Максима Максимовича Литвинова, прибывшего в Вашингтон. 1933 г.
Обе стороны обязались придерживаться принципа невмешательства в дела друг друга, строго воздерживаться от актов, имеющих целью возбуждение или поощрение вооруженной интервенции против другой договаривающейся стороны. Обязались также не создавать, не субсидировать и не поддерживать военные организации и группы, имеющие целью борьбу против политического и социального строя обоих государств.
Были выработаны принципы для разрешения взаимных материальных претензий. Американцы считали, что Россия, с учётом долгов царского и Временного правительств, должна 636 млн долларов. Было принято решение, что сумма долга будет сокращена. Она должна быть не менее 75 млн и не более 150 млн долларов.
Со своей стороны Москва отказалась от претензий за американскую интервенцию 1918−1921 гг. Причём сам термин «интервенция» в ноте Литвинова был заменен на «Сибирскую экспедицию». Американцы настаивали, что это была не «интервенция», а экспедиция с целью помешать японской оккупации. Следует отметить, что переговоры по долгам в будущем зашли в тупик.
16 ноября 1933 года дипломатические отношения СССР и США были установлены. Рузвельт отмечал:
«Надеюсь, что отношения, ныне установленные между нашими народами, смогут навсегда оставаться нормальными и дружественными и наши народы впредь смогут сотрудничать ради своей взаимной пользы и ради сохранения мира во всем мире».
Буллит отправился в Москву в качестве первого посла США. Первым советским послом в США стал видный советский дипломат Александр Трояновский. При этом он вручил верительные грамоты Рузвельту не через две недели, как предусматривал протокол, а на следующий день после приезда в Вашингтон. Это стало свидетельством желания Рузвельта подчеркнуть особое уважение и внимание к Советскому Союзу. Трояновский проработал в Вашингтоне до 1 октября 1938 года. Литвинов позже вернулся в Вашингтон в качестве советского посла, где служил с 1941 по 1943 год.
Стоит отметить, что дружбу наладить не удалось.
Практически сразу начались проблемы. Так, Вашингтон проигнорировал попытки Москвы заключить Тихоокеанский пакт о ненападении. Штаты были нейтральны в отношении к экспансии Японии в Китае. Вашингтон явно способствовал дальнейшей агрессии и милитаризации Японской империи.
Торговля была на низком уровне, американцы не спешили наращивать поставки в СССР.
Рельсы в СССР из Америки не поставлялись (они были нужны для развития железнодорожной сети на востоке Союза), а поставки средств железнодорожного транспорта были чрезвычайно низки.
США отказали в кредите для обслуживания долга России.
Уильям Буллит
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: