Очень скоро Украина станет "страной, в которой хочется жить", сообщает Bloomberg. У нее будет самая современная армия в Европе и небоскребы, как в Корее, уверяет автор статьи. Своими рассуждениями он словно уговаривает киевский режим принять неизбежное и сложить оружие.
На прошлой неделе я провел несколько дней в Сеуле — пульсирующем жизнью городе с населением более 10 миллионов человек, что составляет около 20% от общей численности населения Южной Кореи. Эта поездка натолкнула меня на мысли об окончании Корейской войны и заставила задуматься о множестве признаков того, что окончание конфликта на Украине, возможно, будет выглядеть аналогичным образом.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Для моей семьи Корейская война стала знаковой. Мой отец воевал там в начале 1950-х годов, будучи молодым офицером морской пехоты США. Он часто говорил мне, что все произошедшее в последующие годы было самым настоящим чудом. Мой отец, который дослужился до полковница морской пехоты, не был склонен к преувеличениям и идеализму. Он говорил о невероятном процессе восстановления Южной Кореи, который превратил опустошенную войной землю в 10-ю крупнейшую экономику мира.
Что западные демократии могут сделать, чтобы улучшить шансы нашего нынешнего партнера Украины на успех так, как мы сделали это для Южной Кореи 70 лет назад?
Когда я ехал по Сеулу, меня больше всего поражали невероятные результаты реконструкции. Улица за улицей город демонстрирует высотные офисные здания, роскошные квартиры и мраморные торговые центры. Но ничто из этого не возникло в одночасье из пепла войны, закончившейся в 1953 году крайне непростым перемирием. В результате войны был разрушен практически весь Корейский полуостров.
И это приводит нас к первом уроку, который мы можем извлечь из Корейской войны для Украины: необходимо добиться от Запада серьезной помощи в восстановлении. Все первое послевоенное десятилетие Южная Корея находилась в состоянии застоя. Но исключительная решимость ее народа в сочетании с последовательной экономической помощью Запада позволили им начать улучшать ситуацию уже к концу 1950-х годов. А затем Южная Корея начала заметно ускоряться — как в демографическом, так и в экономическом плане.
Сегодня западные компании видят аналогичный экономический потенциал в послевоенном восстановлении Украины: средства массовой информации, электроэнергетические объекты, водоочистка и строительство нового жилья — у Украины все это будет. Дополнительным положительным моментом в процессе восстановления Украины является потенциальная возможность использовать российские активы на сотни миллиардов долларов, которые сейчас находятся под санкциями Запада.
Вторым важнейшим фактором для Украины станет получение железных гарантий безопасности. Другими словами, необходимо добиться ее членства в НАТО. Это похоже на то, как в 1953 году Южная Корея получила статус полноправного партнера Соединенных Штатов.
Хотя внутри альянса, состоящего из 32 стран, сейчас есть масса обоснованных опасений по поводу принятия нового члена, который находится в состоянии горячего конфликта и часть территорий которого остается под контролем противника, реальность такова, что любые военные операции НАТО по восстановлению полного суверенитета будут коллективным решением. То есть Украину можно принять в альянс, даже если 15% ее территорий контролируются Россией, потому что бо́льшая часть страны получит в соответствии со статьей V Устава НАТО гарантии коллективной безопасности, которыми пользуются другие государства-члены.
Какие преимущества даст альянсу вступление в него Украины? У этой страны будут самые современные, мотивированные и закаленные в боях вооруженные силы в Европе. Украинцы заслужили место в команде, и, оглядываясь назад на то время, когда я был командиром натовских сил, я был бы рад поприветствовать их в альянсе.
Но принять третий и последний урок, который можно извлечь из Корейской войны для Украины, будет гораздо труднее: скорее всего, придется согласиться — как минимум на какое-то время — с тем, что Крым и сухопутный коридор между полуостровом и российскими территориями останутся под контролем Москвы. Такой результат не понравится ни Украине, ни Западу. На Западе сразу же зазвучат голоса: "Мы не должны отдавать ни дюйма территорий под натиском России". А украинцы скажут: "Мы никогда не отдадим ни одного квадратного километра суверенной украинской земли".
Но вспомните о том, что президенту России Владимиру Путину тоже не понравится такой исход, потому что это будет означать, что он не достиг цели по завоеванию всей территории Украины и что ему придется довольствоваться разрушенными и густо заминированными землями на юго-востоке, что вряд ли можно назвать полноценным призом.
Однако подобно тому, как Южная Корея находилась не в том положении, чтобы требовать полной территориальной победы над Севером в 1950-х годах, Украина сегодня не в состоянии требовать полного вывода российских сил со своих территорий. Весенне-летнее контрнаступление Киева зашло в тупик, и даже при условии поставок истребителей F-16 в следующем году (давно пора было это сделать), она не сумеет существенным образом изменить ход конфликта. Подобно Корейской войне, ситуация на Украине, вероятно, трансформируется в замороженный конфликт, и чем быстрее прекратятся масштабные боевые операции, тем быстрее украинцы приступят к процессу восстановления.
Итак, три урока Кореи, применимые сегодня к Украине: как можно быстрее найти средства для восстановления; получить реальные и прочные гарантии безопасности; быть готовыми к переговорам о прекращении боевых действий на условиях "земля в обмен на мир". Это абсолютно реалистичный сценарий, который со временем приведет Украину к успеху, хотя окончательные решения все же придется принимать самим украинцам.
Если такая договоренность будет достигнута, вот вам мой прогноз: хотя Украина намного меньше России по численности населения и площади территорий, через несколько десятилетий Украина обгонит Россию по показателям ВВП, по объемам сельскохозяйственной продукции и по тому, что она станет энергично развивающимся демократическим обществом, в котором людям будет хотеться жить. В политике Путина я не вижу ничего, что могло бы изменить удручающий исход для Москвы. Будем надеяться, что на горизонте Украины уже показалось чудо восстановления в корейском стиле.