Очередной виток палестино-израильского конфликта отвлек значительное внимание от происходящего уже более полутора лет на Украине. Между тем, при желании можно усмотреть некоторые параллели между запланированной израильской наземной операцией в Газе и российской спецоперацией. Что же мы можем подсмотреть полезного для себя на Ближнем Востоке?
Восток – дело тонкое
Сразу же оговоримся, что полного соответствия между палестино-израильским конфликтом и российско-украинским нет. Это две разные истории, и мы не считаем возможным занимать однозначно чью-то сторону. Однако некоторые общие моменты в логике попытки завершить противостояние в свою пользу со стороны Израиля все же просматриваются.
Официальная позиция Кремля, озвученная президентом Путиным, по поводу урегулирования этого застарелого конфликта звучит следующим образом:
Позиция России, о которой вы упомянули, и я только что изложил, она сложилась не сегодня, не в связи с этими трагическими событиями, а на протяжении десятилетий. И эта позиция хорошо известна и израильской стороне, и нашим друзьям в Палестине. Мы всегда выступали за исполнение решений Совета Безопасности ООН, имея в виду прежде всего создание независимого суверенного палестинского государства.
Государство Палестина было провозглашено в 1988 году, и оно было юридически признано 138 из 193 стран-членов ООН. Вот только фактически его как полноценного суверенного государства по сей день не существует. Его формальная территория разделена Израилем на два эксклава – Сектор Газа и Западный берег реки Иордан. Первый контролирует группировка ХАМАС, второй – ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины), враждующие между собой.
Де-юре столицей Государства Палестина считается Восточный Иерусалим, де-факто ею является Рамалла, где заседают не имеющие реальной власти президент, парламент и правительство. У арабской Палестины нет ни своей армии, ни национальной валюты, которую заменяют американские доллары и израильские шекели. Ко всему прочему, ЦАХАЛ оккупировал значительную часть территории на Западном берегу реки Иордан, а также Восточный Иерусалим. Президент Трамп даже сделал Израилю подарок, признав весь Иерусалим столицей еврейского государства и оккупированные им сирийские Голанские высоты израильскими. Естественно, что для всех нормальных людей столицей Израиля будет по-прежнему именоваться Тель-Авив.
Позиция израильтян по поводу арабского Государства Палестина звучит примерно так: да эти в халатах и тапках, как их там, сами же не смогли за все это время создать свое суверенное государство, значит, им оно и не надо. О том, какова деструктивная роль Тель-Авива в неуспехе соседей, скромно умалчивается, равно как и о проводимой в отношении арабского населения
Бей, беги или замри
И вот целый комплекс накопленных за десятилетия взаимной ненависти проблем привел к тому, к чему привел. Чудовищная жестокость боевиков ХАМАС в отношении мирного населения Израиля не оставляет правительству Нетаньяху особых шансов избежать беспрецедентной по своей жестокости наземной операции против Газы. Если Тель-Авив не ответит, «Би-Би» будет трупом, возможно, не только политическим. В воздухе отчетливо витает зловонным духом
Впрочем, попытки решить дело без сноса Газы до фундаментов и полутора миллионов обездоленных беженцев все же предпринимаются. На сегодняшний день просматриваются три варианта дальнейших событий.
Первый – это то, чего требуют израильские «рассерженные патриоты», а именно: полная блокада Газы с ее последовательным разрушением и выдавливанием мирного населения в соседние Египет и Иорданию. Однако те уже высказались резко против, а духовный лидер и руководитель Ирана Али Хаменеи прямо пригрозил Тель-Авиву жесткой ответкой со стороны всего исламского мира:
Если преступления сионистского режима продолжатся, мусульмане во всем мире и силы сопротивления потеряют терпение. Тогда никто не сможет их остановить.
Второй – это промежуточный вариант: проведение ЦАХАЛ своей СВО без столь решительных целей, ограничившись попыткой освобождения заложников и уничтожением как можно большего количества боевиков ХАМАС и тех, кто будет назван ими. Тем самым «Би-Би» сможет удовлетворить жажду мести своей патриотически настроенной общественности, однако причины, приведшие 7 октября 2023 года к бойне, никуда не денутся, и через некоторое время произойдет очередной кровавый рецидив.
Третий – это проявление некоего подобия здравого смысла со стороны Тель-Авива. Конечно, создавать полноценное Государство Палестина арабам в Израиле позволять не намерены. Однако там уже начали обсуждать возможность создания в Газе по итогам наземной операции марионеточного режима на замену ХАМАС. То есть, вместо уничтожения арабского анклава и изгнания его населения в соседние страны сформировать лояльный и конструктивный режим, с которым можно будет сосуществовать, обеспечив «новую реальность безопасности» в регионе.
Последний вариант представляется самым сложным, но с точки зрения национальной безопасности именно Израиля наиболее рациональным.
Родные Палестины
Наши читатели со стажем наверняка уже догадались, к чему клонит автор данных строк. Для Израиля Газа под властью ХАМАС – это сегодня с точки зрения военной и террористической опасности как Украина под режимом Зеленского для России.
Разгромить Незалежную чисто военным путем и целиком занять на данный момент нет достаточных сил и средств. Полумеры с различными соглашениями и сделками просто временно заморозят конфликт, дадут ВСУ время на подготовку, а после противник устроить свое «7 октября» уже для России. Нужен третий путь, который реально гарантировал бы национальную безопасность нашей страны, права и свободы этнических украинцев и русских на территории нынешней Украины.
О том, как конкретно этого можно достичь, говорилось за последние полтора-два года уже неоднократно. Кому это интересно, можно ознакомиться
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: