Мы так уже привыкли ругать ООН: мол, ничего она сделать не может. А в Совете безопасности вообще война: США, Франция и Англия – против России и Китая. Уже все лидеры стран говорят, что Совбез надо менять. Надо туда еще побольше членов, чтобы от каждого континента, а то и по два, чтобы прямо не протолкнуться от членов, от мнений со всего мира. Или вообще, к черту ООН! Никакого мира. Решать будет только самый сильный. Нет?
Именно Сталин настоял, чтобы ООН не превратилась в ловушку для России. Я имею в виду сегодня, через почти 80 лет после ее организации. Сейчас, когда США удалось собрать поддержку в Генеральной Ассамблее ООН.
"Когда создавалась ООН, то американцы продавливали большую роль Генеральной Ассамблеи как международного парламента. А Советский Союз, учитывая уроки Лиги Наций, настаивал на том, чтобы центральную роль имел именно Совет безопасности", – напоминает заместитель председателя российской Ассоциации содействия ООН, вице-президент Всемирной федерации ассоциаций ООН Алексей Борисов.
Сначала Совет Безопасности ООН стал организацией четырех полицейских: СССР, США, Китай и Англия. Потом добавили Францию. Хотя Франция, конечно, вовсе не победитель в войне, а проигравший. Но тогда это была другая Франция, где президентом был де Голль. Великий человек. Понятно, что три "плохие" страны – Германия, Япония и Италия – никуда попасть не могли. Кстати, Германию поначалу даже в НАТО не пускали. Сейчас Совет безопасности выглядит так.
Эксперты и политики разных стран говорят, что Совет безопасности надо менять. Это хорошо показала нынешняя ситуация, когда США, Англия и Франция просто поссорились с Россией и Китаем.
"Прошло уже 70 с лишним лет. Прямо скажем, картина мира сильно изменилась. Нет, например, уже Советского Союза, который был одним из основателей ООН. Китай абсолютно другой. Тогда Китай был коммунистический и такой, прямо скажем, отсталый, очень консервативный. Сейчас Китай – совсем другое дело, качественно другая страна с мощной экономикой и большими возможностями. Появились за это время или окрепли, я бы даже так сказал, те страны, которые в свое время проигравшими были в этой мировой войне, та же Германия и Япония", – считает директор Центра Европейской информации Николай Топорнин.
Да, как сказал Эрдоган, мир – это не только пять стран. Есть еще четыре страны, которые прямо претендует на участие в Совете безопасности: Германия, Япония, Индия и Бразилия. Но в реальности их намного больше.
"Возникают другие страны, из той же Латинской Америки, – Аргентина, Мексика; в Европе – Италия, Польша; в Азии – Пакистан. Вот еще пример: в Африканском союзе тоже идет вопрос, чтобы дать постоянное место Африканскому союзу. Последние выборы летом, которые проходили в Совет безопасности, показали, что и в Африканском союзе нет единства. И вот выдвинулись Кения и Джибути", – добавил Алексей Борисов.
А самое главное, что процедура реформы Совета безопасности – это вовсе не когда кто-то решит: "Давайте его расширим". Это очень сложная операция, чисто технически.
"Это сложная история, и для того чтобы она прошла, нужно согласие двух третьих членов. Значит, сегодня 193 страны – члены ООН, значит, нужно согласие 128 стран. Помимо этого, парламенты этих стран должны также одобрить это решение. И, кроме того, это решение должно быть одобрено пятью постоянными членами Совета безопасности. То есть это очень длинная, сложная процедура", – отмечает президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин.
И тут главное – это позиция самих членов Совета безопасности. Не так давно Путин предлагал включить Германию в Совет, но это была Германия Ангелы Меркель. А при Шольце – это уже другая Германия. Которая
На самом деле США хотят протащить в Совет безопасности не просто своих сторонников. Нет, они хотят посадить туда представителей оккупированных стран. Оккупированных самими США. Тех, где есть американские базы, и безопасность которых гарантируется Штатами. Россия же предлагает включить в Совбез
"Наша позиция заключается в том, что мы – за реформу. Но мы за такую реформу, которая создаст некую добавленную стоимость. То есть, если американцы предлагают, как правило, Германию, Японию, Индию, то очевидно, что голоса Германии и Японии не добавят ничего нового, потому что эти страны в последнее время идут абсолютно в фарватере Вашингтона", – объяснил Александр Дынкин.
Но вот интересная история. Недавно тихой сапой проходит заявление, что Совет безопасности отправил на Гаити миссию по безопасности. Россия и Китай воздержались, но и против голосовать не стали. То есть даже там, на вершине, в самом Совете безопасности какие-то вопросы решать можно?
ООН и его Совет Безопасности был создан в 1945 году. А через год, в 1946-м, началась холодная война. То есть с самого начала Совбез был местом сражения двух блоков: социалистического (Россия и Китай) и капиталистического (США, Англия и Франция). Но это работало. Ситуация просто в
И есть еще один важный момент. Мы говорим, что мир изменился. А он точно изменился? По результатам всех последних войн и Япония, и Германия так и не получили необходимого расширения своих границ. У Индии проблемы с Китаем. Бразилия, несомненно, большая страна, но в мировой политике она не решает. У истории свой ход. Совет Безопасности ООН остается единственной площадкой для прямых переговоров. Вето остается главным оружием тех, кто не согласен с решениями. Это как дождь. Можно крикнуть дождю: "Уходи", но он продолжит лить. В общем, пока не случилась третья мировая война, оставим все как было. Возможно, третья мировая война не происходит именно из-за того, что лидеры трех стран когда-то именно так устроили Организацию Объединенных Наций.
Андрей Добров
Читайте нас: