В ближайшие дни в заголовках новостей тема Израиля и ХАМАС будет преобладать, однако помимо самой свежей битвы в ряду длящейся почти 80 лет вражды между Израилем и палестинцами, происходит кое-что еще. Основываясь на определенных идеологических принципах, укрепляют между собой отношения два автократических государства — Иран и Россия. У первого — глубоко укоренившаяся враждебность к Западу. У второго — большое желание свергнуть основанный на американских правилах миропорядок.
Израильско-палестинский конфликт, как и война на Украине являет собой более широкую геополитическую линию разлома между Востоком и Западом. То, где вы находитесь, определяет и вашу позицию по ряду более широких вопросов, разделяющих два блока.
Исламская Республика Иран в качестве руководящего принципа политики всегда придерживалась разделения Востока и Запада. Ее основатель аятолла Хомейни во многом ненавидел шаха Ирана Мохаммеда Резу Пехлеви за то, что, как считал Хомейни, Пехлеви прогнулся под Запад.
Сам Хомейни придерживался внешней политики, которую можно обозначить как «Ни Восток ни Запад» (при этом все же пытаясь экспортировать Исламскую революцию за границу).
Сейчас, глядя на Запад, Иран везде видит цивилизационную атрофию. Гражданские беспорядки, безработица и бездомные наркоманы, заполонившие улицы многих городов. Во внешней политике, это провалы Запада в Ираке, Афганистане и Сирии. Политически это рост блока БРИКС, появление новых торговых путей и смещение экономической мощи на Глобальный юг. По мнению Хаменеи, именно здесь история совершает поворот к рождению нового мирового порядка, где три цивилизации находятся в состоянии конфликта с пришедшим в упадок Западом — русско-славянская цивилизация во главе с Россией, исламская цивилизация во главе с иранскими шиитскими исламистами и китайская цивилизация Хань.
Риторика Путина более сдержана, но и его размышления предельно ясны. «Тренд на многополярность в мире неизбежен. И это будет только усиливаться. И тот, кто этого не понимает и не следует этой тенденции, проиграет. Это абсолютно очевидный факт. Это так же очевидно, как восход солнца. С этим ничего нельзя поделать».
Столкновение ли цивилизаций, желание уничтожить западный мир или стремление к многополярному миру, как для России так и для Ирана это более широкая идеологическая призма, через которую они рассматривают геополитику. Это более широкое понимание войн в Газе и на Украине. Это призма, через которую они видят возможную будущую нормализацию саудитов с Израилем, и воспринимают насилие в Газе как вызов Западу, а соответственно, чистое для них благо.
Для Тегерана и Москвы Украина и Израиль стали двумя фронтами в столкновении между Востоком и Западом. За последние полвека Соединенные Штаты потратили так много денег и политического капитала на помощь в защите еврейского государства, что любое поражение Иерусалима показывает не только его слабость, но и слабость его главного союзника. Любая попадающая в цель ракета Хамас, это не просто акт терроризма, а новая дыра, пробитая в западном миропорядке.
Читайте нас: