Долгих семь лет рождения
В случае, если эти планы действительно удастся воплотить (в мае 2016 года замминистра обороны Юрий Борисов заявлял, что работы по этому вопросу уже ведутся), то практически со стопроцентной гарантией можно сказать, что производство новых Ми-14 будет развернуто на Казанском вертолетном заводе. Ведь именно там, в Казани и только там Ми-14 и выпускался серийно в 70−80-х годах.
На самом деле, о необходимости такой винтокрылой амфибии как Ми-14 говорили уже в 60-х. Как любят выражаться историки, бурное развитие подводного флота на Западе привело к тому, что СССР срочно потребовалась эффективная винтокрылая машина, способная в любое время суток и в любое время года бороться с подводными лодками. Да, к тому времени, у нас уже был, например, поднявшийся в небо еще в 1949 году сверхлегкий вертолет связи и наблюдения ВМФ Ка-10, противолодочная «несушка» Ка-15, военно-морская модификация сухопутного Ми-4, наконец — первый советский противолодочный вертолет корабельного базирования Ка-25, который американцы почему-то прозвали «Гормоном». Однако к тому времени потребовались машины уже другого класса — и по грузоподъемности, и по дальности полета, да и по прочим летно-техническим характеристикам.
Проектировать будущий Ми-14 начали в 1962 году. За его основу был взят транспортно-десантный Ми-8 — на тот момент еще только появившийся, а позже — самый массовый двухдвигательный вертолет в мире… Герметичное днище-лодка вместо традиционного грузового пола, боковые поплавки-«жабры», запуск двигателей не от бортовых аккумуляторов, а с помощью вспомогательной силовой установки, и — впервые в СССР! — убирающееся шасси.
Работы над Ми-14 затянулись сразу по нескольким причинам. С одной стороны, военные постоянно меняли и дополняли техзадание (говорят, сначала вообще предполагалось создание двух разных вертолетов — поискового и собственно ударного, и лишь позже было решено объединить эти функции), с другой — саму машину изобрели раньше, чем новые двигатели для нее. Плюс — под Ми-14 создавалась новая поисково-прицельная система. Да и сами испытания проходили непросто: по словам непосредственных участников, на определенной стадии испытателям приходилось сначала пройти курс аквалангиста, и только потом приступать непосредственно к испытаниям — в маске и с аквалангом…
В итоге только на испытания этого вертолета ушло более семи лет, и лишь в мае 1976 года морской многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования Ми-14 (заметно отличавшийся от самого себя, первоначального) был принят на вооружение. Основных модификаций у него было несколько: собственно противолодочный, способный нести противолодочную торпеду или глубинные бомбы, либо уж, если придется, ядерную бомбу (называлась мощность в 1 килотонну); спасательный (он же транспортный) и вертолет-тральщик (поиск и уничтожение морских мин, буксировка тралов).
«Они уважительно называли машину лайнером»
«Чем Ми-14 запомнился летчикам? Во-первых, большой дальностью и продолжительностью полета: он мог находиться в воздухе пять с половиной часов, совершать перелеты на расстояние до 1100 км или два часа вести гидроакустический поиск на удалении до 300 км от береговой черты. Во-вторых, возможностью выполнять штатную посадку на воду. По воспоминаниям летчиков, они уважительно называли машину лайнером — за удобную компоновку кабины, незначительную вибрацию, размеры, время полета, надежность», — писали СМИ. Оглядываясь сегодня назад, можно смело утверждать, что «четырнадцатая Миля» стал не просто первой в Советском Союзе, но и, пожалуй, единственной полноценной винтокрылой амфибией такого класса, способной садится и взлетать с водной поверхности. А в случае острой необходимости — и передвигаться по этой поверхности. Широко известно показательное в этом плане происшествие с Ми-14, принадлежавшем Польше. Экипаж экстренно приводнившегося из-за неполадок вертолета получил приказ покинуть борт с помощью спасательных средств. Командир успел направить вертолет к берегу, а сам на ходу тоже пересел в спасательную лодку. И покинутый всеми Ми-14 самостоятельно несколько часов «рулил» по спокойной морской глади, почти добравшись до берега. Почти — потому, что у него просто закончилось горючее.
Вообще, Ми-14 пользовался за рубежом огромной популярностью — оно и понятно. Есть данные, что из 273 построенных вертолетов, 150 ушли в Болгарию, Польшу, Румынию, КНДР, Вьетнам, Ливию, Сирию, Йемен, на Кубу - то есть экспорт даже превышал внутренние поставки. Кстати, о Ливии. Когда в 1981 году там пропал истребитель МиГ-21, на его поиски были брошены «четырнадцатые» и их французские аналоги — «Супер Фрелоны». Советские вертолеты отработали четко, как часы и выполнили задачу, чего не скажешь о «французах», успевших из-за жары за два дня получить множество неисправностей. Еще более убедительно наши вертолеты показали себя на состоявшихся вскоре после того учениях с участием подводных лодок. «Наши машины обнаружили субмарину, постоянно поддерживали контакт, наносили „тактические" бомбовые удары (при этом собственно сброс бомб не происходит, а производятся лишь все процедуры, ему предшествующие), но, когда на смену пришли „Супер Фрелоны", контакт был безнадежно утерян, а лодка как бы в насмешку всплыла между двумя висящими вертолетами», — вспоминали участники тех событий. И несложно догадаться, вертолеты какой именно марки и модели ливийцы после этого решили приобрести дополнительно. Тем не менее, уже через несколько лет производство Ми-14 в Казани было прекращено, а в 90-е эти противолодочные вертолеты и вовсе были в России сняты с вооружения.
Что для русского хорошо, то…
Говоря о причинах такой неожиданной «немилости», нужно в первую очередь держать в голове особенности того времени. Разгар «демократической» России. Первоочередным аргументом звучит общий план сокращения вооруженных сил (рубеж 80−90-х — как раз небывалый расцвет этого процесса) и только потом — якобы устаревшая авионика «четырнадцатого». Одновременно появляются и другие, пусть и несколько «апокрифические» объяснения. Так, например, еще в 1987 году якобы после переговоров Рональда Рейгана с Михаилом Горбачевым на хвостовые балки «четырнадцатых» стали наносить опознавательные черные пунктиры, поскольку американцы пожаловались, что не могут их засечь даже с помощью спутников. А в конце 80-х в советских территориальных водах Ми-14 вроде как без лишнего шума «зажали» и едва не уничтожили таинственную субмарину. А уж этого наши «западные друзья» простить уж точно не могли…
Ясно одно, в июле 2015 года на известие о возможном возобновлении производства Ми-14 в России, одним из первых отреагировало сетевое издание «The Diplomat» (штаб-квартира находится в Токио). «Ближе к концу холодной войны в конце 1980-х годов Ми-14 получил известность после того, как он успешно обнаружил западную подлодку (предположительно американскую) в советских территориальных водах. Якобы из-за сильного давления со стороны США, Россия была вынуждена отказаться от всего своего Ми-14 флота в 1996 году… Вооруженный ядерной противолодочной бомбой, этот вертолет грозит серьезными проблемами для западных подлодок», — напомнили авторы статьи. Тогда за Ми-14 и закрепился статус «убийцы западных подлодок». А тут еще выяснилось, что в Сирии несколько «четырнадцатых» местные умельцы волне удачно приспособили под бомбардировки наземных позиций террористов.
Подходящий момент для возвращения
Представляя на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге «проект возобновления производства уникального вертолета-амфибии типа Ми-14», холдинг «Вертолеты России» поначалу акцент на «убийцу подлодок» не делал. «Это многоцелевой вертолет, который может приводняться, рулить на воде, взлетать с водной поверхности. При наличии интереса со стороны потенциальных заказчиков холдинг готов модернизировать вертолет-амфибию с применением современных разработок и возобновить его производство. Этот вертолет может значительно расширить возможности спасательных и экстренных служб, а также найти применение в ВМФ», — отмечали в пресс-службе холдинга. Но к октябрю 2015 года все встало на свои места. Как заявил тогда журналистам РИА «Новости» замгендиректора «Вертолетов России» Андрей Шибитов, с 2016 года они готовы начать опытно-конструкторские работы по возобновлению производства именно противолодочных вертолетов Ми-14 — «облик обновленного вертолета уже определен и вскоре будет представлен Минобороны РФ».
Теперь же выяснилось, что модернизированная версия Ми-14 будет оснащена новыми двигателями, современным электронным оборудованием и улучшенной системой наведения, «вертолет сможет дольше оставаться в воздухе и лучше держаться на воде». А также он, скорее всего, получит на вооружение новейшую противолодочную авиабомбу «Загон-2».
«За подводными лодками авиабомба охотится при помощи специальной акустической головки самонаведения. Она может почувствовать цель на глубине до 600 метров. Акустическая головка авиабомбы „Загон-2" работает по принципу локации, отправляет сигнал и принимает его в случае отражения. Устройство снабжено механизмом самоликвидации, в случае отсутствия обнаружения цели в заданном временном промежутке. Одной такой мины хватит, чтобы пробить корпус любой подводной лодки и потопить её. При этом противник даже не успеет понять, что произошло, ведь авиабомба Загон-2 не имеет двигателя. Фактически устройство падает под весом собственной тяжести, а значит, абсолютно бесшумна, при этом с приличной скоростью — 18 метров в секунду. Именно поэтому бомба опасней любой современной торпеды», — пишет один из порталов.
На контрасте сразу вспоминается, как в 70-х на первых Ми-14, по слухам, створки бомболюка приходилось герметизировать кустарным способом, просто замазывая щели пластилином.
Читайте нас: