Лента новостей

22:33
Если американцы так относятся к американцам, то что они думают про нас?
22:07
Более 60% украинцев выступили за начало переговоров с Россией
21:23
Сырский анонсировал «рождественское» наступление ВСУ
21:22
В НАТО выступили за передачу Украине ракет дальностью более 5000 км
21:07
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 26 ноября, вечер
21:02
Американцы сняли ролик, как именно они будут атаковать Россию в случае ядерной войны.
20:36
Залужный придет — порядок наведет
19:55
Игроки нашли в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl то самое место из главного меню S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl
19:51
Безуглая заявила о риске коллапса государственности
19:50
Великобритания передала Украине десятки Storm Shadow, взамен закончившихся
19:45
Шкипер Лафонтен ведет яхту «Сара Вагенкнехт» по трудному фарватеру
19:42
Евросоюз предложил Украине «датскую модель» помощи
19:04
Американский эксперт признала участие США в ударах по России
19:03
На фоне победы Трампа в США начались массовые отказы компаний от поддержки ЛГБТ
18:56
В ВСУ обнаружили большое количество извращенцев и патологический убийц
18:33
Признаки шизофрении выявили с помощью фМРТ
18:30
Почему в Лондоне и Париже заговорили об отправке войск на Украину
18:16
ВСУ ведут огонь по республикам Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 ноября
18:15
Минобороны РФ предупредило об ответном ударе за атаки ATACMS по ЗРК С-400 и аэродрому в Курской области
18:08
Политолог Мезюхо: Трамп не знает, что делать с Украиной и поэтому он молчит
17:58
Архангельскую область предложили сделать центром судостроительных компетенций
17:44
Нейробиологи выяснили, от какой части мозга зависит качество сна
17:28
Внезапный выход из Купянска, повторяется судьба Очеретино, «Импульс» пришёл в негодность — Горячая сводка с фронта 26 ноября 2024 г.
17:27
«Проваливай»: посол Британии, вызванный в МИД РФ из-за разведдеятельности сотрудника миссии, нахамил журналистам
17:26
«Угрожали вынуть глаз зубочисткой». Дубинский обвинил СБУ в убийстве американского журналиста
17:25
ВСУ ударили по автобусу в Новой Каховке. 4 пассажира погибли, 7 ранены
17:24
Литва жаждет отправить европейские войска на Украину. Великобритания против отправки своих солдат
17:15
ВСУ совершили покушение на главу Новой Каховки с помощью дрона
16:46
США, Япония и Филиппины готовят совместный военный план
16:44
Парагвайские отзвуки войны: русский реванш над немцами в сельве
16:37
Коломойскому не удалось вернуть Приватбанк в свою собственность
16:36
Более 23 тысяч украинских студентов старше 30 лет отчислили из ВУЗов, записав в уклонисты
16:35
В Китае экс-руководителя Bank of China приговорили к смертной казни за коррупцию
16:34
Умеров отправился в Южную Корею за вооружением
16:33
Президента Грузии 14 декабря впервые будет избирать не народ
16:24
При обстреле Новой Каховки погибли 4 человека
16:17
Румынии предлагают вложиться в украинский ВПК
16:14
Американские ВВС заказали еще 15 самолетов-заправщиков Пегас
15:45
В Евросоюзе обеспокоены наплывом украинских боевиков и оружия после завершения конфликта
15:44
Турция добивается от США снятия санкций с Газпромбанка. ЕС готовится к нефтяной войне с Россией
14:59
Обстановка в Курской области по состоянию на 26 ноября
14:37
Юрий Подоляка о ситуации в Курской области: медленный, но уверенный прогресс, последние новости на 26.11.2024
14:16
Google начала без спроса наполнять сайты «интересными сущностями» — ссылками на результаты поиска
14:11
Вооружённые силы России ушли из Купянска
13:38
Информационное эхо «Орешника»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Сойдет ли «с мели» уникальный воздушный танкер?

Сойдет ли «с мели» уникальный воздушный танкер?


Уже к ноябрю-декабрю 2016 года будет готов опытный образец первого модернизированного Ил-78М-90А. А на 2018 год запланирован запуск этого самолета в серийное производство. Об этом на днях заявил управляющий директор ульяновского «Авиастар-СП» Андрей Капустин. Если все так и произойдет, это будет первый самолет-топливозаправщик, произведенный в постперестроечной России. 

Время требует универсальности 

Вообще-то, впервые о том, что в Ульяновске начали работать над этим проектом, было объявлено еще в феврале 2015 года. «Работы ведутся согласно заключенному с Минобороны России контракта на проведение ОКР по созданию перспективного самолета-топливозаправщика. Ил-78М-90А является модификацией самолета Ил-76МД-90А. По требованию заказчика, он должен сохранить возможность использования в качестве военно-транспортного: иметь рампу, десантное оборудование, в случае необходимости, позволять установить оборудование для пожаротушения. Но при этом, самолет имеет возможность установки топливозаправочного оборудования — дополнительных емкостей для топлива внутри грузовой кабины и унифицированных подвесных агрегатов заправки», — сообщала тогда пресс-служба «Ильюшина» о будущем универсальном топливозаправщике приспособленным для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации… 

Чем Ирак-то хуже 

И вот здесь, как раз стоит еще раз вспомнить биографию базового Ил-78, начавшуюся в 80-годы прошлого века. Принято считать, что ни один топливозаправщик никогда не создавался как отдельная самостоятельная разработка — мол, все они, это лишь переделанные транспортные, пассажирские или даже военные самолеты. Для «семьдесят восьмого» такой базой был Ил-76МД — выпущенный в самом начале 80-х модернизированный вариант тяжелого «семьдесят шестого» с усиленной конструкцией как шасси, так и самого планера, и повышенной грузоподъемностью. Но на самом деле первые попытки создать что-то похожее на будущий Ил-78, предпринимались гораздо раньше — еще в 60-х ОКБ Ильюшина попыталось создать такой топливозаправщик на базе Ил-76, однако он, как выяснилось, чисто физически мог передавать лишь до 10 тонн топлива, а этого уже даже по тем временам было недостаточно. Поэтому первое приближение к цели стало возможным только почти двадцать лет спустя, при появлении Ил-76МД, позволившего значительно увеличить массу передаваемого топлива. 

Два топливных бака общей вместимостью 28 000 кг в грузовой кабине, вместо кабины стрелка кормовой пушечной установки (Ил-76МД значился все-таки военно-транспортным) — рабочее место оператора дозаправки. Плюс система так называемой ближней навигации для взаимного поиска и сближения танкера и боевого самолета в сложных метеорологических условиях, а также подвесные агрегаты заправки (под каждым крылом и в задней части фюзеляжа). Это и был тот самый первый Ил-78. Что любопытно, в конце 80-х в Ираке тоже пробовали создать на базе того же Ил-76МД «свой» топливозаправщик, просто закрепив на центральной стойке грузолюка специально закупленный для этого унифицированный подвесной агрегат заправки советского производства. Правда, получившийся в итоге «трансформер» оказался совсем уж неудобным в эксплуатации. 

В духе времени 

Первый полет Ил-78 совершил в 1983 году. Стандартная его эксплуатация предполагала дозаправку одного тяже­лого бомбардировщика с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух истребителей — с подкрыльевых агрегатов. Однако, известно, что при этом (едва ли не впервые в мире!) на испытательных полетах достаточно успешно отрабатывалась и одновременная заправка трех самолетов класса «истребитель». 


В 1988 году в воздух впервые поднялся модифицированный Ил-78М, ушедший еще дальше от своего транспортного «прошлого» за счет отсутствия десантно-транспортного оборудования и заднего погрузочного люка и в тоже время добавления третьего фюзеляжного бака и усиления шасси. А в девяностые — вполне в духе времени — появилась идея повесить на топливозаправщик американское оборудование, дабы можно было заправлять еще и авиацию западного производства (так и не состоявшийся тот проект получил название Ил-78В). Впрочем, и без того Ил-78 был популярен за рубежом. Отдельные наименования получили его модели, предназначенные для поставки по контрактам в Индию, Пакистан… 

Ташкентское пике 

Но, как это часто бывает, судьба даже такого уникального и пользовавшегося спросом «продукта» оказалась зависимой не только от чисто авиационных показателей. О судьбе Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, традиционного и единственного серийного производителя большинства Ил, мы подробно писали в материале «Зачем 35-летний Ил-76 делать секретным». Официально Ташкентский завод полностью ушел из авиации в 2012 году, однако де-факто это произошло еще раньше, в самом начале нулевых, когда, например, был сорван контракт на поставку в Китай нескольких Ил-76 и Ил-78. В итоге, что опять-таки логично, перешли на пониженные обороты, а затем и совсем стихли многие авиапроекты, завязанные на Ташкент — не только по нашему топливозаправщику. По некоторым данным, последний «семьдесят восьмой» был выпущен в Ташкенте в 2004 году — в комплектации Ил-78МКИ (для ВВС Индии). 

Правда, уже через два года было принято решение о переносе производства Ил-76 в Ульяновск, на завод «Авиастар-СП». В 2012 году между заводом и министерством обороны был подписан контракт на поставку до 2021 года тридцати девяти единиц Ил-76МД-90А — по сути, того же Ил-76МД, благодаря которому тридцать лет назад родился уникальный советский топливозаправщик, но уже оснащенного более мощными, экономичными и отвечающими современным нормам по шуму и вредным веществам двигателями марки Пермского моторного завода. А незадолго до этого минобороны утвердило техзадание по проекту модернизации имеющегося парка топливозаправщиков Ил-78, Ил-78М и военно-транспортных Ил-76МД — за счет нее эксплуатационный срок «семьдесят восьмых» планировалось повысить до 40 лет. 

В прочной связке 

Теперь же, как видим и читаем, обозначены пусть и примерные, но даты готовности опытного образца еще и нового топливозаправщика, уже исторически прочно «завязанного» на модернизированный «семьдесят шестой»" с пермскими двигателями. 


«В ноябре-декабре этого года самолет будет готов. Эта машина в этом году должна быть передана ОАО „Илюшин" для испытаний. Далее уже ОАО „Ил" будет заниматься её доработкой» — заявил управляющий директор АО «Авиастар-СП» Андрей Капустин. 

По имеющейся информации, новый самолет Ил-78М-90А сможет производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27, МиГ-29) с использованием агрегатов заправки установленных на крыле. С хвостового агрегата заправки возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. Также при использовании Ил-78М-90А на земле, возможна одновременная заправка до четырёх самолётов. 

Кроме того, параметры упомянутых пермских двигателей, помогут решить вопрос перерасхода топлива (одна из немногочисленных претензий, которые традиционно предъявлялись к прежнему Ил-78). 

В любом случае, здесь нужно помнить и еще один момент: за всю постсоветскую историю в России до этого, пока теоретического Ил-78М-90А не было произведено вообще ни одного специализированного самолёта-топливозаправщика. 


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх