Представитель норвежских Королевских ВВС с гордостью заявил о том, что F-35A осуществили цикл взлет-посадка на автодороге в Норвегии.
«Это значимое достижение не только для норвежских КВВС, но и для северных стран и НАТО», – заявил генерал-майор Рольф Фолланд.
Предполагается, что самолет осуществляет посадку на дорогу, следом – дозаправку, снаряжается и снова взлетает. Это должно повысить живучесть истребителей и увеличить число боевых вылетов против вероятного противника.
В отличие от американского собрата, норвежская версия самолета F-35 выгодно отличается еще и тормозным парашютом. Такая же опция будет установлена на будущих финских и канадских F-35A. Это позволит осуществлять более безопасную посадку в условиях плохой погоды зимой и уменьшить нагрузку на систему торможения самолета. Парашют также снижает требования к длине полосы, что дает возможность более уверенно использовать автомобильные дороги общего пользования. На скандинавских трассах не всегда попадаются прямые участки длиной в два километра.
Это развитие шведской теории о рассредоточении ВВС в годы холодной войны, которые должны были обеспечить живучесть авиации при противостоянии заведомо более сильному противнику, – СССР. Данный опыт теперь используется западными воздушными силами на технике нового поколения.
Американские ВВС тоже начинают осваивать упомянутые наработки рассеивания и использования автодорог по опыту украинских авиационных сил, когда аэродромы становятся очевидной и уязвимой целью и не могут использоваться в постоянном режиме без риска потери дорогостоящего оборудования.
Как видим, мировые ВВС извлекают уроки и проводят учения с новыми вводными. Надеемся, что отечественные защитники неба не побрезгуют чужим опытом.
Николай Чудинов
Читайте нас: