В этом году Россия отгружала более миллиона баррелей дизельного топлива в сутки, сообщает Bloomberg. Но теперь она ввела запрет на его экспорт. Это решение может нарушить поставки дизеля и бензина в преддверии зимы. Масштабы последствий будут зависеть от того, как долго продлится запрет.
Джек Уиттлз (Jack Wittels), Алекс Лонгли (Alex Longley)
Решение России запретить экспорт дизельного топлива и бензина чревато перебоями в поставках топлива в преддверии зимы, но насколько глубокими будут последствия, зависит от того, как долго продлится запрет.
По данным компании Vortexa, в этом году Россия поставляла свыше одного миллиона баррелей дизеля в сутки и была крупнейшим в мире морским экспортером. Этой огромной части предложения, которой рынок лишится в кратчайшие сроки, примерно достаточно, чтобы удовлетворить весь спрос Германии.
Выпавшие поставки и последующий рост цен будут иметь значение не только для нефтеторговцев и водителей грузовиков. На дизеле работают суда и поезда, а, кроме того, он используется в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве. Проще говоря, это топливо питает огромные части мировой экономики.
“Все зависит от продолжительности”, — сказал руководитель отдела нефтепереработки консалтинговой компании FGE Юджин Линделл. По его словам, российские нефтеперерабатывающие заводы “вероятно, могут проработать еще месяц, после чего им придется закрыться из-за нехватки хранилищ”.
Потоки российского дизеля
Россия утверждает, что запрет носит временный характер, чтобы сдержать рост внутренних цен на топливо, но поглощение всех этих баррелей для внутреннего рынка может оказаться непосильной задачей. Часть их отправится на хранение, и в этом смысле ситуации благоприятствует текущий ремонт на ряде нефтеперерабатывающих заводов.
Однако рано или поздно стране придется или возобновить экспорт, или сократить объемы нефтепереработки. И последний вариант чреват дефицитом бензина внутри самой России.
“Хотя запрет введен бессрочно, мы не рассчитываем, что он продлится долго”, — сказал аналитик по нефтепродуктам из консалтинговой компании Energy Aspects Коэн Уэсселз.
Реакция рынка
Хотя неожиданная потеря поставок привела к росту ключевых показателей рынка дизельного топлива, эти подвижки оказались относительно сдержанными для столь крупного события, что, в свою очередь, позволяет заподозрить среди торговцев некоторый скепсис насчет реальных последствий.
По данным Bloomberg, в ответ на запрет в северо-западной Европе резко выросла стоимость эталонных фьючерсов на дизельное топливо марки ICE Gasoil Crack относительно контрактов на сырую нефть, временно превысив 37 долларов за баррель и достигнув пятидневного максимума.
Фьючерсы с поставкой в октябре также выросли по отношению к нефти с поставкой в следующем месяце. При этом на “бычьем” (с тенденцией на повышение. – Прим. ИноСМИ) рынке наблюдается “бэквордация” (ситуация на рынке фьючерсов, при которой цены на товар с немедленной поставкой оказываются выше котировок по фьючерсным контрактам, а цены на фьючерсы с ближними сроками выше котировок дальних позиций. – Прим. ИноСМИ.) свыше 35 долларов за тонну — трехдневный максимум.
Общая картина
Мировые поставки дизеля уже были под серьезным давлением даже до того, как Россия объявила о запрете на экспорт. Доходы нефтеперерабатывающих заводов ограничивало сочетание сокращения поставок сырой нефти со стороны ОПЕК+ и повышенного спроса на другие продукты нефтепереработки. Не помогла даже временная приостановка работы.
До начала боевых действий на Украине морские поставки российского дизеля в основном шли в европейские страны. Но санкции перевернули глобальные торговые потоки — резко подскочили поставки в Турцию. Среди других актуальных направлений для отгрузки следует упомянуть Бразилию, Саудовскую Аравию и Тунис.
Это вовсе не означает, что именно эти страны примут на себя всю тяжесть сокращения российских поставок. Рынок дизельного топлива носит глобальный характер: если, например, Турция или Бразилия окажутся в неожиданном дефиците, то именно туда вместо Европы могут отправиться грузы от нероссийских поставщиков.
Что дальше?
Запрет вступает в силу 21 сентября, но прекращение поставок не будет резким и бесповоротным. Согласно постановлению, топливные грузы, уже принятые к отправке РЖД или имеющие погрузочные документы для морской перевозки, по-прежнему подлежат экспорту. Таким образом потоки дизеля будут снижаться постепенно.
Исключения предусмотрены для мелких поставок, в том числе партнерам по торговому альянсу из бывших советских республик, а также межправительственных соглашений, гуманитарной помощи и транзита, говорится в указе.
Когда же запрет рано или поздно будет снят, существует риск, что российские поставки начнут восстанавливаться головокружительными темпами, поскольку экспортеры будут стараться поскорее сбыть продукцию, скопившуюся в переполненных хранилищах.
Статья написана при содействии Преджулы Прем
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: