Как следует из списка итоговых документов, подписанных в ходе Внеочередного саммита Организации тюркских государство (ОТГ) в Анкаре 16 марта с. г., ключевыми областями сотрудничества членов организации
Стоит ли ждать прорывных решений в судьбе Организации тюркских государств от десятого саммита, намеченного на октябрь в казахстанском Туркестане? Видимо, нет. При всем уважении к каждому из участников объединения, приходится признать, что для создания жизнеспособного эффективного альянса во все времена требовалось нечто гораздо большее, чем желание поговорить о судьбах мира, а именно либо общая вера всех участников в единую цель, либо совпадение экономических интересов потенциальных союзников на конкретном временном промежутке. В настоящее время в ОТГ не наблюдается ни одного, ни другого.
В наш прагматичный век победившего капитализма основной составляющей политики всех без исключения государств является экономическая целесообразность. Другими словами, выгода. Для её получения в ход идут все приёмы, начиная с силового давления и заканчивая попытками создать некое духовное объединяющее начало.
Именно этим и занимается Турция, не получившая вожделенного приглашения в Европу и не потянувшая роль глобального лидера мусульманского мира. Теперь свои неудачи Анкара пытается компенсировать за счет насаждения искусственно созданной идеи тюркского единства на постсоветском пространстве. ОТГ – это своего рода попытка Турции создать подобие Европейского союза, однако бесперспективность этих усилий очевидна. ЕС в своей основе имел союз богатого центра с бедной периферией для расширения рынков сбыта собственной продукции. Далеко не блестящее состояние экономики Турции не позволяет ей играть роль локомотива интеграции тюркских государств и финансового лидера в решении основных задач, стоящих перед постсоветскими республиками: обеспечение стабильности и безопасности, развитие транспортных коридоров, преодоление энергетического кризиса. Турецкий же строительный бизнес не построил ни одного критически важного для ЦА объекта – только элитное жильё на турецкие же кредиты. Ну а о качестве, по крайней мере, части такого строительства можно судить по итогам печально известного землетрясения в феврале с. г.
Попытки навязать свое лидерство в культурно-образовательной сфере однажды уже
Не удается турецкому лидеру и роль идеолога «Великого Турана». Забыв об установках своего великого предшественника Кемаля Ататюрка, вырвавшего Турцию из средневековой отсталости путём реализации прогрессивных реформ, Реджеп Тайип Эрдоган ударился в идеи, зачастую попахивающие кондовым религиозным мракобесием. Сложно представить, что бывшие советские республики, ощутившие себя в последние десятилетия независимыми значимыми игроками на евразийском пространстве, согласятся плясать под дудку певца невнятных песен с оттенком религиозных напевов. Так же маловероятным представляется, что, например, такие прогрессивные современные деятельницы, как Мехрибан Алиева и Саида Мирзиеева, последуют примеру Эмине Эрдоган и облачатся в хиджабы.
Многовекторность, если не сказать «чудеса на виражах», турецкого лидера также не позволяет большинству коллег рассматривать его в качестве надежного геополитического партнера. Кто может с уверенностью гарантировать, что идеи «Великого тюркского мира» не будут отправлены турецким лидером на свалку, если однажды что-то изменится в международной повестке дня и долгожданное приглашение в ЕС придёт наконец в Анкару?
Вдохновитель и популяризатор идеи «один народ – пять государств» так и не предложил ни одного жизнеспособного сценария разрешения многочисленных территориальных споров ни в Центральной Азии, ни в Закавказье. Более того, турецкая сторона постоянно создаёт союзникам по ОТГ дополнительную «головную боль», всячески склоняя их к признанию никем, кроме самой Турции, не признанной Турецкой республики Северного Кипра.
В то же время радение за единство «тюркских братьев» не мешает практичному Р. Эрдогану реализовывать продукцию своего ВПК всем сторонам потенциальных кровопролитных столкновений в регионе. Турецкие компании с одинаковым усердием поставляют вооружения и военную технику в Азербайджан, в Кыргызстан и в Таджикистан, нимало не беспокоясь о том, что т. н. «байрактар-дипломатия» превращается в серьёзный дестабилизирующий фактор в Закавказье и Центральной Азии.
Открытым остаётся вопрос, какую позицию в случае возникновения столкновения РФ или КНР с НАТО в Центральной Азии займёт Турция как член Североатлантического альянса? Примет участие в составе контингента блока, при этом продолжая накачивать регион вооружениями? А если в потенциальном противостоянии с НАТО в регионе примут участие члены ОДКБ, в числе которых и братские тюркские Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан?
Складывается впечатление, что и сам турецкий лидер осознаёт политическую и экономическую несостоятельность ОТГ и ее неспособность конкурировать с серьёзными многонациональными игроками уровня БРИКС или ШОС. Как иначе объяснить его
Так чего же ждать от юбилейного саммита Организации тюркских государств, до которого остается чуть меньше месяца? Думается, очередного заседания «клуба по интересам», которым, по сути, она и является. Тиражируемая рядом СМИ точка зрения о возможном расширении сотрудничества членов ОТГ в военной сфере вплоть до создания «единой тюркской армии» является чисто спекулятивной. Для реального создания эффективного военного блока недостаточно неоимперских амбиций лидера одной, пусть и не самой маленькой страны. Не следует забывать также и о том, что распробовавшие вкус политической и экономической независимости бывшие советские республики отнюдь не заинтересованы в приобретении нового, прямо скажем, не очень надёжного «старшего брата».
Читайте нас: