Казахский народ – неоднороден, сложносоставен и являет собой один из первых в истории примеров успешной консолидации различных общностей в некое целое. Оставшиеся представители некогда больших народов – царство найманов, союз жалаиров, уцелевшие кипчак-половцы. Древнейшие – канглы и албан – объединились, отколовшись от пребывающей в упадке империи чингизидов, и с тех пор преследовали цель реализовать свое славное домонгольское прошлое – вольное кочевье под необъятным небом.
Свод законов Тауке-хана, пришедший на смену гнетущему сплаву правил шариата и установок Алтан Тобчи (монгольская летопись XVII века. – Прим. ред.) Темуджина, – продукт времен жестокого Узбека-хана, который вполне четко регламентировал внутриплеменное право Орды, прираставшей новыми племенами и территориями.
К примеру – последними присоединились к казахскому союзу ногаи (самоназвание одного из монголоязычных племен джунгаров). Это тоже кочевники, но исконные враги. Под именем Букеевской орды они получили земли для стоянки в низовьях Волги, у Каспия. Остатки разбитого циньскими войсками джунгарского народа сыновья Амурсаны увели в Российскую империю. Общими для всех родов и племен стали язык (с небольшими диалектическими отклонениями) и закон Тауке.
Выбор казахов в пользу присоединения к Российской империи не в последнюю очередь был продиктован печальной участью джунгарского народа, разбитого и раздробленного циньским Китаем. К тому же, видя серьезный пиетет владык Поднебесной к силе русского оружия, казахские правители – султаны – понимали, что из двух империй, между которыми оказались их земли, лучше присоединиться к «родственной» по Улусу Джучи – России, с которой общего больше, чем к Китаю, люто ненавидящему все, что связано с кочевниками еще со времен легендарного Хуан-ди.
Кроме того, калмыки – народ, уцелевший после китайского геноцида, – получили от Екатерины Великой земли на вечное поселение и стали практически пограничным со Степью войском на страже интересов русской державы.
Дольше всех отстоять так называемую «независимость» старался Старший жуз – названный так, потому что на его территории кочевали «старшие» казахские племена – жалаир, дулат, албан, конырат, канглы и другие. Постоянные попытки Коканда, Бухары, Хорезма и Китая войной присоединить к себе эти земли не оставили Старшему жузу выбора. Он все же принял подданство России.
Другими словами – ключи от Великого шелкового пути циньцы утратили, а Россия приобрела. Именно поэтому Казахстан и тогда, и сейчас – стратегически важный логистический узел, связывающий весь евразийский континент.
Перед нынешним президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым стоит весьма нетривиальная задача – остаться равноправным деловым партнером России, Китая и объединенного Запада, находящегося в конфликте с двумя другими сторонами, одновременно проводя независимую политику на благо казахского народа.
Одно из самых важных условий любого независимого государства во все периоды истории – собственная валюта. Казахские ханства таковой не имели, пользуясь монетой чеканки различных государств – от арабских дирхамов до китайской золотой чохи. При Российской империи на территории современного Казахстана использовались монеты и банкноты Санкт-Петербургского и Московского монетных дворов. В эпоху построения социализма – дензнаки СССР. Только после распада Советского Союза Казахстан начал печатать собственные деньги. С подачи МВФ казахстанский тенге сразу был интегрирован во все международные финансовые системы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Задекларированный курс «3 тенге – 1 доллар» продержался меньше месяца и с тех пор только и делал, что «штурмовал» новые высоты.
Не лучшим образом дело обстоит и с промышленным производством. Из того «тяжкого» наследия, которое Россия оставила своей «бывшей колонии» в виде станкостроительных заводов, текстильных комбинатов, машиностроения и многочисленных АХБК, за время независимости осталось около 7% из 100. Не говоря обо всем остальном. Проводимая сейчас президентом Казахстана политика по возвращению под государственный контроль горно-обогатительной и добывающей промышленностей – дело, безусловно, благое, но юридически – почти безнадежное. Весь аппарат чиновников – люди, получившие основное и дополнительное образования за дальними рубежами: во Франции, Великобритании, США, то есть все – агенты влияния.
Самоидентификация – бич современности для стран третьего мира, оружие в руках «золотого миллиарда». Культурная перекодировка населения – самый тяжелый калибр в современных войнах. Вспомним начало СВО и армию релокантов. За 35 уже невозвратных лет при Назарбаеве было создано идеальное колониальное образование вместо независимой республики, как постоянно декларировалось из каждого утюга. Группа из более чем 400 неправительственных организаций разного толка, передислокация редакций и типографий из РФ, развитие мощнейшей сети влияния на неокрепшие умы населения, постоянные визиты политиков из США и Европы в Среднюю Азию и Казахстан – звенья одной огромной геополитической игры, в которой казахскому народу придется исполнять исторически ему не свойственную роль послушного болванчика для дестабилизации обстановки в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР и напряженности на огромной по протяженности совместной границы с Россией.
Не допустить образования мощного экономического центра в связке Россия – Казахстан – Китай, который позволит всей Евразии жить совершенно независимо от англосаксонского мира, – сейчас жизненно важная задача для США и Великобритании. Разделять нации, тщательно культивируя чувство ненависти к другой расе, разделять народы внутри себя по племенному и родовым различиям – вот грязные приемы из арсенала «светлоликих эльфов Средиземья», вполне себе откатанные еще в Северной Америке XVIII–XIX веков, и в Индии, и в Китае, и в Европе.
В свете начавшегося противостояния в Арктике, когда Северный морской путь, соединяющий Россию и Китай, полностью лишает торгового преимущества Североатлантический альянс, Великий шелковый путь, выпадающий уже из сферы контроля «недружественных» стран, с его казахстанской частью – жизненно важная артерия для получения дешевого сырья и недорогой логистики для Европы.
Здесь возможны любые, самые отвратительные провокации и любая, самая отвратительная ложь, на которую только способны лидеры «золотого миллиарда». Думается, что Касым-Жомарт Токаев – человек твердый (а это он показал во время январских событий 2022 года), неординарный и обладающий прозорливостью настоящего политика, достойно решит стоящую перед ним в этот исторический момент задачу.
У Казахстана только один путь в будущее – вместе с Россией.
Марат Исенов
Читайте нас: