Лента новостей

01:46
Становление Брижит: одного совпадения слишком много
00:59
Суета вокруг Украины: стоит ли ждать от мечущегося Трампа стратегических решений?
00:15
Зеленский отказывается от гарантий безопасности, в которых нет США — The Guardian
00:14
«Метр на два и глубиной метра полтора»: в России прокомментировали тупое заявление Зеленского об обмене территориями
00:12
Чаушеску: от президентского кресла до стенки
23:42
В ожидании решения по ключевой ставке: чем Банк России начнет год?
23:24
Чисто украинское убийство. Очередного мобилизованного в ВСУ убили в ТЦК
23:23
Зеленский отказывается от гарантий безопасности, в которых нет США - The Guardian
22:38
Прототип сверхзвукового авиалайнера Boom Supersonic XB-1 показал бесшумный полёт на сверхзвуке
22:34
Глава Пентагона сделал заявление по вопросу отправки войск США на Украину
22:33
«Калибры» атаковали газовую инфраструктуру Украины. Зеленский предложил обмен территориями. Новый ленд-лиз от США — Горячая сводка 11 февраля 2025 г.
22:32
Русофобские газеты в Эстонии бедствуют после прекращения финансирования из США. Но эстонцы не спешат на помощь
22:31
The Washington Post: На «Рамштайне» США не объявят новых пакетов помощи для Украины
22:26
Талси Габбард призвана разворошить американское разведывательное болото
22:15
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 11 февраля, вечер
21:57
500 миллионов лет ожидания: как кислотный океан, непригодный для жизни, стал ее колыбелью?
21:40
Украинские спецслужбы готовят убийства российских оппозиционеров и предпринимателей, проживающих за рубежом — СВР
21:34
Американцы пробуют русские снеки
21:07
А что, если Вселенная не везде одинаковая? Гравитационное линзирование ставит под вопрос привычную картину мира
20:50
Враг не дремлет: интенсивность вербовки россиян украинскими спецслужбами увеличивается
20:49
Грызлов заверил, что Россия не будет повторять «Минск-2» при разрешении украинского конфликта
20:48
Вагенкнехт: немецкие ракеты в руках Украины откроют врата в ад
20:31
Война на Украине (11.02.25): сражение на реке Волчья...
20:15
Что будет, если растает Гренландия? Замеры показывают, что точка невозврата ближе, чем кажется
19:58
Украинские войска ведут обстрелы Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 11 февраля
19:57
Дэвид Бекхэм зарегистрировал свой бренд в России
19:50
На Украине решили привлекать мигрантов для повышения рождаемости
19:49
В Пентагоне заявили об отсутствии планов направлять военных на Украину
19:33
От первой арктической — к первой тропической: эволюция плавучих АЭС
19:06
После аудиенции у президента, Пушилин лично поехал в поля посмотреть на ремонт водовода «Дон-Донбасс»
19:05
Врач из Дагестана прославился на всю страну - самый забывчивый и любвеобильный
19:04
На Украине решили «распилить» более €1 млрд с помощью закупки российских реакторов для АЭС в Болгарии
19:03
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 11 февраля
19:02
Депутат ВРУ: после запрета транзита газа, Россия всё равно получает доход, а мы вынуждены поднимать тариф
18:55
Покинувшего Россию актера Бурковского потребовали признать иноагентом
18:26
Почему в США заговорили о покушении на Владимира Путина
18:12
Житель Симферополя украл из аптеки три банки витаминов. Вора просят одуматься и вернуться с деньгами
18:07
Японское правительство фальсифицирует японо-советский документ о заключении «мирного договора»
18:04
Украина решила купить у Болгарии российские реакторы для Хмельницкой АЭС
18:03
Словацкий премьер пригрозил прекратить поставки газа Украине
17:51
Пленный ВСУшник Петр Полинкевич заявил, что видел на службе в штурмовой бригаде 16-летних
17:42
Уничтожено пять бронемашин: операторы FPV-дронов наносят удары по технике ВСУ
17:26
Кеннеди: USAID и ЦРУ не продвигают демократию
17:18
Зеленскому следует снизить мобилизационный возраст, чтобы «заслужить» поддержку Запада — Bloomberg
17:17
Компания Google переименовала Мексиканский залив в Американский
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Последний рейс Boeing 747-230B

Последний рейс Boeing 747-230B


1 сентября 1983 года в районе Сахалина двумя советскими ракетами был сокрушён авиалайнер Korean Air Lines, на борту которого, по официальным данным, находилось 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Этот инцидент вызвал бурю возмущения во всём мире, кремлевскую власть обвинили в невиданной жестокости. Президент США Рональд Рейган, ранее объявивший СССР «империей зла», назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Холодная война обострилась еще сильнее. 

В первый день осени у Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова начинался отпуск. Вследствие болезни состояние 69-летнего лидера СССР неуклонно ухудшалось – он большую часть времени проводил в загородном доме и редко вставал с постели.

Утром Андропову без подробностей доложили о происшедшем. Тем временем во всем мире вспыхивали протесты, шли демонстрации. И даже руководители тех стран, которые считались лояльными к СССР, не могли найти слов оправдания для действий советских военных.

На следующий день состоялось заседание Политбюро, его вёл Константин Черненко, заменявший Андропова во время отпуска. Он сам только что вернулся с отдыха, но выглядел неважно – его тоже точила тяжёлая болезнь. В то непростое для страны время у руля находились тяжелобольные люди и, конечно, им было трудно принимать точные и своевременные решения.

На заседании Политбюро председатель Совета министров Николай Тихонов заметил: «Если мы поступили правильно, законно, то надо прямо сказать, что мы сбили этот самолет». «Надо раскрывать истину постепенно» – таково было мнение Первого секретаря МГК КПСС Виктора Гришина. – Надо сообщить о расследовании, а затем сказать, что самолет был обстрелян». Черненко, министр иностранных дел Андрей Громыко и глава оборонного ведомства Дмитрий Устинов настаивали на невнятном и даже запутанном изложении событий.

Так в итоге и произошло. В сообщении ТАСС от 3 сентября вообще не говорилось о том, что Boeing 747-230B был уничтожен, он только «исчез с экрана радаров». Конечно, это было лукавство, к тому же у США имелась запись переговоров советских военных. В итоге пришлось признать, что лайнер был сбит. Но не случайно, а как нарушитель границы, залетевший в воздушное пространство СССР с разведыва­тельными целями. При этом было выражено сожаление «по поводу гибели ни в чём не повинных людей».

Лишь 7 сентября, спустя неделю после случившегося, было опубликовано специальное заявление советского правительства, в котором прозвучало признание уничтожения южнокорейского самолета. Это выглядело по версии Кремля так: командование ПВО района, тщательно проанализировав действия самолета-нарушителя, пришло к выводу, что в воздушном пространстве СССР находится самолёт-разведчик. Поскольку его пилоты не подчинились требованиям наземных служб и боевых самолетов, «истребитель-перехватчик ПВО выполнил приказ командного пункта по пресечению полета».

Из Крыма не поступало никаких конкретных указаний. Андропов лишь посоветовал соратникам «не уступать давлению», не занимать оборонительной позиции и продумать ответ на возможные санкции против СССР. Он вызвал отдыхавшего неподалеку посла Советского Союза в США Анатолия Добрынина и приказал немедленно возвращаться в Америку, чтобы «приглушить этот совершенно ненужный нам конфликт». 

По словам дипломата, Андропов обвинил военных, допустивших «колоссальную глу­пость». Он считал, что это провокация американских спецслужб, но самолет надо было не сби­вать, а заставить приземлиться на советском аэродроме. И добавил, что «нам долго придет­ся расхлёбывать эту оплошность». Так и произошло. 

О том, что на самом деле случилось 1 сентября 1983 года, написаны горы статей, опубликовано множество предположений и размышлений. Но точных сведений о причинах трагедии над Сахалином нет. Многие ее обстоятельства оказались невыясненными и, возможно, скрыты навсегда.

Boeing 747-230B, пилотируемый полковником резерва юж­нокорейских ВВС Чан Ден Ином, налетавшим более 10 тысяч часов, стартовал из нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди 30 августа 1983 года. Впереди было 11400 километров пути до конечного пункта маршрута – столицы Южной Кореи Сеула. Казалось, это обычный рейс, ведь ничего не предвещало трагедии. Однако странностей хватало. 

31 августа в 2.30 по местному времени самолет совершил остановку для дозаправки в аэропорту Анкориджа на Аляске. Причём в его баки загрузили дополнительно четыре тонны горючего – не потому ли, что готовились к более длинному рейсу? Без объявления причин вылет задержали на 40 минут. 

Через четыре минуты после того, как Boeing 747-230B отправился в полёт, с взлётной полосы поднялся ещё один южнокорейский самолет. Оба лайнера в полете обменивались радиограммами, но их содержание осталось неизвестным. Кстати, второй Boeing, в отличие от первого, благополучно долетел до Сеула.  

В то же время в районе Камчатки советские ПВО наблюдали американ­ские самолеты-разведчики. Вблизи территориальных советских вод курсировали три корабля ВМС США.

Вскоре после начала полета южнокорейский самолет стал отклоняться от намеченного курса. На определенном этапе полета он начал сближаться с американским самолетом-разведчиком RC-135, причём настолько, что метки на экранах радаров слились. 

Возможно, это был умышленный маневр. После того как самолеты разделились, станции советской ПВО «потеряли» самолет-разведчик и стали следить за Boeing 747-230B – у обоих самолетов были сходные размеры и конструкции. 

Не означает ли это, что пилоты советских истребителей, поднявшихся на перехват неизвестной воздушной машины, были уверены, что их целью стал именно самолет-разведчик?  

Южнокорейский лайнер совершал странные для гражданского судна действия: приблизился к Камчатке, затем покинул территорию СССР, продолжив движение над Охотским морем. Самолет обогнул мыс Терпения и направился в сторону Сахалина. И тогда командование советской ПВО потеряло терпение.

На пресс-конференции 9 сентября 1983 года начальник Генерального штаба СССР Николай Огарков, изложив суть инцидента, вопрошал: почему никто не исправил курс «заблудившегося» самолета? Он пролетал над советской военной базой и передавал кодированные сигналы. Кто поручится, что его пилоты не передавали разведывательную информацию? 

Огарков сожалел о гибели пассажиров, но заявил, что «извиняться и нести ответственность, и не только финансовую, должны именно те, кто послал самолёт на гибель».

Ещё один важный вопрос: куда девались люди из Boeing 747-230B

Советские водолазы, спустившиеся на дно в месте падения южнокорейского самолета в проливе Лаперуза, приготовились увидеть страшное зрелище – множество безжизненных тел. Жертвы действительно были, но чуть ли не в десять раз меньше заявленных – 28. На вопрос, кто они, ответа не было. Корпус самолета был разнесен мощным взрывом, возможно, изнутри. Сработала мина, уничтожали следы? 

Багаж был странный: изодранные куртки, радиоаппаратура, зонты, очки, пудреницы, пустые женские сумки, упакованные в одну пачку паспорта исчезнувших пассажиров. Никаких чемоданов, сумок, набитых покупками, игрушек. Словом, похоже на имитацию.  

«Я абсолютно убежден в том, что пассажиров в лайнере не было, – в этом был уверен бывший командир 40-й истребительной авиационной дивизии в войсках ПВО на Дальнем Востоке Анатолий Корнуков, – исчезнуть моменталь­но останки такого количества погибших, растворившись в морской воде, не могли. Большие сахалинские крабы тоже ни при чем. Да и подводные течения не могли быстро разбросать останки такого большого количества погибших на огромные расстояния». 

Так куда исчезли пассажиры? Или их вообще не было в том злосчастном самолете? Может, они полетели в Сеул на лайнере, который поднялся в воздух вслед за Boeing 747-230B

…Почти через 20 лет после инцидента в октябре 1992 года президент России Борис Ельцин передал своему коллеге из Южной Кореи Ро Дэ У чёрный ящик со сбитого самолета. Но сведений, проливающих свет на события, на плёнке не было. 

Это мог быть просто символический жест. Возможно, Москва хотела показать Сеулу, да и всему миру, что искать истину бесполезно. И на самые острые вопросы никогда не будет ответов. 



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх