Благодаря инновациям в сфере высоких технологий, меняются подходы к ведению боя, появляются новые средства и новые стратегии ведения войны. Украинско-российская война, став крупнейшей в Европе с 1945 года, ярко выявила эти тенденции. Эта война разрушила все представления о том что будущие войны ограничатся контрповстанческими операциями или перетекут в конфликты с малыми потерями и проходящими в большой степени в киберпространстве.
Первым уроком новой войны стала прозрачность на поле боя, какой не было никогда в истории. В эпоху спутников и беспилотников можно забыть об устаревших бумажных картах и биноклях — все становится видно сверху. Недорогие и вездесущие, они собирают и обрабатывают данные с помощью все более совершенных алгоритмов и могут найти на поле боя иголку в стоге сена, вроде сигнала мобильного телефона высокопоставленного офицера или замаскированный в зарослях танк. Эту информацию можно передать по спутнику любому солдату, или использовать для наведения артиллерии и ракет с сумасшедшей точностью и дальностью.
Такая прозрачность означает, что будущие войны будут крутиться вокруг коммуникации и информации. Главной задачей станет засечь противника раньше чем он засек тебя, прерывать их линии связи, глушить их датчики какими угодно методами, хоть с помощью кибератак хоть по старинке — артобстрелом. Армии, которые не смогут создать высокие технологии или разработать новые доктрины, будут побеждены теми, кто это сможет.
В нынешнюю эпоху искусственного интеллекта второй урок состоит в том, что даже в войнах высокотехнологичной эры будут участвовать сотни тысяч людей и миллионы единиц машин и боеприпасов. Чтобы защитить себя, бойцы враждующих армий закапываются в грязь или зарываются в глубокие траншеи, сходные с теми что были во время Первой и Второй мировых войн. Расход боеприпасов и снаряжения просто ошеломляет: за год войны Россия выпустила 10 миллионов снарядов; а например Украина теряет 10 тысяч дронов в месяц.
Третий урок заключается в том, что часто применялось в конфликтах 20 века, и указывает что границы больших войн велики и нечетки. Например, войны Соединенных Штатов в Афганистане и Ираке отличались друг от друга, поскольку в них участвовали небольшие профессиональные армии. В войне Москвы и Украины наоборот, конфликт вбирает в себя гражданское население — например, сидящая где-то в глубинке бабушка может направлять артиллерию с помощью своего смартфона. Программное обеспечение для поля боя украинцев хранится на облачных серверах крупных технологических компаний за рубежом; данные для целеуказания предоставляют финские компании, и американские — спутниковую связь. Кроме того, имея обширную сеть союзников, Украина получает поддержку путем обеспечения всем необходимым а также наложения санкций и эмбарго на российскую торговлю.
Каждая война в прошлом имела свои тренды. Однако война на Украине привнесла некоторые смертельные новшества, вроде беспилотников, спутниковой связи и высокоточных обстрелов. Развитие технологий повлияло на тенденции войны в смысле увеличения точности ведения огня, расширения видов используемого оружия и полной открытости поля боя. Армии, которые не приспособятся к этим изменениям, ждут поражения. Тоффлер однажды сказал, «Армии, которые могут достать дальше, бить сильнее и оказаться там где нужно быстрее, обычно побеждают, тогда как ограниченные в дальности воздействия, хуже вооруженные и более медленные армии терпят поражение. Поэтому так много человеческих ресурсов вкладывается в увеличение дальности достижения, наращивание огневой мощи и увеличение скорости переброски армии и вооружений».
Читайте нас: