В западном мире качество управления на протяжении долгого времени оставалось на низком уровне, заявил в интервью Postimees эксперт в сфере банковского дела Пеэтер Коппель. По его словам, сегодня долговое бремя слишком велико, и пришло время расплаты за "красивую жизнь".
Журналист Ромет Креэк поговорил с бывшим стратегом частного банковского обслуживания SEB Пеэтером Коппелем о допущенных в прошлом экономических ошибках и том, на что можно надеяться в будущем.
Postimees: Есть ли в истории пример, когда какому-нибудь государству удалось разбогатеть за счет повышения налогов?
Пеэтер Коппель: К сожалению, идеологические галлюцинации такого рода возможны и у тех, кто находится в здравом уме. Я не знаю ни одного прецедента, который бы увенчался успехом. На мой взгляд, во всем западном мире качество управления с точки зрения экономической политики на протяжении долгого времени все же оставалось очень низким.
Поэтому долговое бремя такое тяжкое, и теперь пришло время расплаты за красивую жизнь. Некоторые говорят, что это время постучалось в наши двери вместе с греческим кризисом, но отступило, потому что центральный банк нашел переключатель на печатном станке для денег. На самом деле, конечно, проблема никуда не делась и вынужденное повышение налогов будет проблемой для всего развитого мира.
Для такой маленькой страны, как наша, это сродни ситуации, когда два человека убегают от льва. Думаете, надо бежать быстрее льва? Нет. Надо бежать быстрее, чем второй человек. Поэтому, чтобы поддерживать успешную экономику в эпоху растущих налогов, важно вести себя в этом плане осторожнее, чем другие.
Было бы здорово, если бы мы смогли продолжить один из самых успешных рыночных экономических экспериментов в истории. Похоже, что сейчас мы совсем не хотим этого делать, будто бы нам и не нравятся восстановление и рост благосостояния.
– Как вы относитесь к инвестициям в Китай?
– При инвестировании в Китай есть одно исключительно важное правило. Если вы с ним считаетесь, то, вероятно, сами знаете, что делаете. Это правило гласит: коммунисты всегда лгут. Если вы это осознаете и можете выстоять под натиском всего фантастического спектра рисков, который подразумевает эта истина, то пожалуйста – инвестируйте.
– Почему при инвестициях в Россию люди снова и снова с удивлением обнаруживают, что это игра в "русскую рулетку"?
– На моем предыдущем месте работы после вхождения Крыма в состав России было принято решение больше не вкладывать деньги клиентов в эту страну – и все. С учетом сегодняшней ситуации это было правильное решение. Есть места, где такой уровень политического риска, что приходится считаться с потенциальной потерей всех своих средств. Но важный вопрос заключается еще и в том, готовы ли вы инвестировать туда еще и с точки зрения этики.
– В Эстонии на протяжении многих лет во многих инвестиционных домах говорили, что российские акции очень дешевые. Теперь получается, что они стали еще дешевле?
– Такие разговоры действительно были довольно популярными когда-то. Если вы посмотрите на средние коэффициенты развивающихся рынков, то увидите, что российские акции в разное время были на 20–40 процентов дешевле среднего уровня. Когда были на 40 процентов дешевле, их покупали. Однако начиная с 20 ситуация не улучшалась. На таких рынках необходимо учитывать чрезвычайно важную вещь: если что-то очень долго стоит дешево, может быть, это не просто так. Россия в этом отношении является прекрасным примером. И была причина, по которой акции стоили меньше. А должны были быть еще дешевле.
– Продолжится ли неплохой рост фондового рынка в этом году или праздник скоро закончится?
– Долговечность его весьма сомнительна. На рынке также действуют институциональные инвесторы (инвестиционные фонды, страховые компании и т.д.). Как правило, они начинают участвовать в этом ралли с опозданием. Так и в этот раз. В инвестиционные комитеты этих инвесторов обычно входят люди, которые разделяют мнение о фундаментально обоснованных уровнях цен. Многие из этих людей внимательно следят за тем, что потенциально является очень хорошим вариантом в очень долгосрочной перспективе, но сегодня покупается еще задорого.
У этих учреждений, возможно, не было другого выбора, кроме как бежать вместе со стадом. Однако, если сегодня кто-то инвестирует в то, что, исходя из фундаментального контекста, все еще является чрезмерно дорогим, может ли он волноваться больше обычного? Я думаю, что да. В таких обстоятельствах не исключена ситуация, когда "поднимаешься по лестнице, а спускаешься на лифте". Нужно действовать осторожно, когда чудесная по доходности инвестиция становится не дорогой, а очень дорогой по всем возможным параметрам.
Есть еще один момент, который нельзя исключать: возможно, победный скачок еще предстоит сделать. Это может произойти, когда капитулируют те, кто все время твердил себе, что это дорого, не занимали никакой позиции и теперь сдадутся.
За этим может последовать несколько более серьезная проблема. Ралли по-прежнему имеет тенденцию кончаться на пике эйфории, а не пессимизма. На мой взгляд, эйфория еще не стала сумасшедшей. Вы смотрите на показатели Nvidia и думаете, что это фантастическая компания и за ее продукцией стоит очередь, но это похоже на игру в "музыкальные стулья": когда музыка останавливается, у одного из игроков не оказывается стула. Здесь же, когда музыка умолкает, многие игроки остаются без денег.
Это совершенно не означает, что в фундаментальном контексте эта космически дорогая компания является плохой и не может оправдать свою цену или даже предложить неплохую доходность, скажем, через десятилетие. Если посмотреть на аналогичные исторические ситуации, то я думаю, что в какой-то момент ее можно будет купить по несколько более разумным ценам.
– Стоит ли врываться в "зеленый переход" пораньше, или же лучше подождать, пока найдутся деньги и сырье?
– Все знают, что таков план – сделать нас "зелеными". Это решено, это должно быть сделано. Я не против такой мысли. Однако если в инвестиционном мире есть нечто, о чем знают все, то какую прибыль можно выжать из такого рынка? Вы просто не сможете получить там некую фантастическую доходность.
Явная проблема "зеленого" поворота заключается в том, что этот процесс движется, так сказать, сверху вниз. Правительства и власть решают: "Сделаем это!" К сожалению, я не могу назвать много инноваций, которые были насильственно интегрированы сверху вниз, за исключением высадки на Луну и создания ядерного оружия.
В целом инновации по-прежнему являются восходящим процессом. Поскольку в целом люди все больше осознают, что расти по шею в мусоре – не лучшая идея, думаю, настоящий поворот и на этот раз произойдет снизу вверх.
– Почему вы скептически относились к сырью?
– Ранней весной я немного скептически относился к нему с тактической точки зрения, но сейчас скептицизм начал ослабевать. Если монетарная политика центральных банков начнет немного смягчаться, это будет позитивно для сырьевых товаров. Цена на нефть подталкивается производителями в диапазон, начинающийся от восьми. Добыча других видов сырья также является энергоемким.
С точки зрения стратегии, я считаю, что сырье – это хорошая инвестиционная идея. Предположим, что в долгосрочной перспективе мы находимся в условиях инфляции. В этом случае сырьевые товары являются одним из инструментов хеджирования инфляции. Уже по одной этой причине существует определенный спрос на сырье. Однако если дорожает энергия, то дорожают и другие виды сырья. Если легкодоступные ресурсы исчерпаны или вот-вот будут исчерпаны, то для их добычи приходится лезть все глубже и глубже и тратить все больше и больше ресурсов. Это приводит к росту цен. Чем дальше, тем у меня более положительный взгляд на сырье.
Автор: Ромет Креэк
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: