До последнего времени мейнстримом (главным направлением) мировой экономической мысли был так называемый экономический либерализм. По сути, это даже не наука, а идеология, согласно которой государственное экономическое вмешательство и государственное регулирование экономики должны быть минимальными. Эта идеология берет свое начало от Адама Смита, который провозгласил, что есть некая мистическая сила, называемая невидимой рукой рынка, которая «все управит». Между прочим, в этом году (16 июня) исполнилось триста лет со дня рождения английского политэконома Смита. Со времени написания им фундаментального труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) прошло почти два с половиной века, за это время учение экономического либерализма превратилось в своеобразную религию. И подвергать сомнению догматы этой религии не принято и даже опасно. Потому что это означает посягательство на устои капитализма. Словосочетание «экономический либерализм» - лишь прикрытие той модели экономики, которую Карл Маркс в «Капитале» назвал «капитализмом».
Конечно, всегда были и есть смелые оппоненты экономическому либерализму, или капитализму. О некоторых современных оппонентах я уже писал. Смотрите, в частности, мою книгу: «В начале было слово, а в конце будет цифра» (М.: «Кислород», 2019). Это Пол Крейг Робертс, Майкл Хадсон, Андреас фон Бюлов, Джон Перкинс, Роберт Скидельски, Джон Гэлбрейт и некоторые другие. Примечательно, что эти и еще многие неназванные оппоненты представлены странами Запада.
Но есть одно очень яркое исключение – экономист Ха-Джун Чанг. Он представляет Южную Корею. И о нем наши сограждане не знают ничего или знают очень мало. Хочу познакомить читателей с Ха-Джун Чангом.
Родился в 1963 году (7 октября ему исполнится 60 лет). Имел хорошие стартовые возможности, он – сын бывшего министра промышленности и ресурсов Южной Кореи Чанг Джэ-Сика. После окончания Сеульского университета продолжал обучение в Кембридже, где получил докторскую степень. Имеет богатый опыт работы в международных финансовых институтах: Всемирном банке, Азиатском банке развития, Европейском инвестиционном банке, а также в Oxfam (международная организация, занимающаяся вопросами бедности) и различных агентствах ООН. Биография весьма благополучная, которая, безусловно, располагает к тому, чтобы наш герой продолжал двигаться в русле либерального мейнстрима.
Однако, судя по тем книгам, которые стали выходить из-под пера нашего героя, он явно уклонялся от вектора мейнстрима. Первая его книга вышла в 1994 году, она называется The Political Economy of Industrial Policy («Политическая экономия промышленной политики»). В следующем году вышла книга The Transformation of the Communist Economies: Аgainst the Mainstream» («Трансформация коммунистических экономик: против мейнстрима»). Далее следовали книги:
- Financial Liberalization and the Asian Crisis («Финансовая либерализация и Азиатский кризис») – в 2001 году;
- Kicking Away the Ladder: Development Strategy in Historical Perspective» («Отбрасывая лестницу: стратегия развития в исторической перспективе») – в 2002 году;
- Globalization, Economic Development, and the Role of the State («Глобализация, экономическое развитие и роль государства») – в 2002 году.
Весь список книг Ха-Джун Чанга представлять не буду. Отмечу лишь, что последняя работа увидела свет в прошлом году и называется Edible Economics – A Hungry Economist Explains the World («Съедобная экономика – Голодный экономист объясняет мир».
А наиболее известными работами южнокорейского экономиста являются:
- Bad Samaritans: The Myth of Free Trade and the Secret History of Capitalism («Злые самаритяне: миф о свободной торговле и тайная история капитализма») – вышла в 2008 году;
- 23 Things They Don't Tell You About Capitalism («23 вещи, которые вам не расскажут о капитализме») – вышла в 2010 году.
В первой из названных книг Чанг продолжает обсуждение вопросов, которые были подняты в книге известного американского публициста Томаса Л. Фридмана Lexus and the Olive Tree: Understanding Globalization («Lexus и оливковое дерево: понимание глобализации»), которая вышла в 1999 году и стала бестселлером. В книге Т. Фридмана утверждается, что мир в настоящее время переживает два несовпадающих и даже взаимоисключающих желания: стремление к процветанию и развитию, символизируемое дорогим автомобилем Lexus LS, и желание сохранить идентичность и традиции, символизируемое оливковым деревом.
Чанг по-другому представляет противоречие, которое сформулировал Т. Фридман, называя это противоречием между рынком и демократией. В книге «Плохие самаритяне» констатируется, что «рынок и демократия сталкиваются на фундаментальном уровне». В эпилоге он пишет о вымышленной Бразилии 2037 года, которую ждет мрачное будущее из-за безрассудной веры в неолиберальную политику. Чанг приводит доводы в пользу новых стратегий для создания более процветающего мира.
Что касается второй из названных книг, то там Чанг продолжает критику экономического либерализма и глобализации. Книга была написана по горячим следам мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Чанг говорит, что указанный кризис является подтверждением всей предыдущей его критики. Впрочем, Чанг не призывает к полной отмене капитализма. Некоторые рецензенты книги посчитали, что автор призывает спасти капитализм путем усиления государственного вмешательства в экономику (что-то в духе английского экономиста Джона Кейнса). Книга стала бестселлером. Джон Грей из The Guardian сказал в своем обзоре, что Чанг «мастерски развенчивает мифы о капитализме». Книга «23 вещи, которые вам не расскажут о капитализме» заметно повысила известность Чанга за пределами Южной Кореи. В 2013 году британский журнал Prospect назвал Чанга одним из 20 выдающихся мыслителей мира.
Ха-Джун Чанг пишет не только пространные книги в академической манере. Он также мастер коротких и доходчивых эссе, раскрывающих суть многих замутнённых псевдонаукой и СМИ экономических понятий.
Когда-то в Америке большой популярностью пользовались книги из серии Little Blue Books («Маленькие синие книги»). Они выходили в штате Канзас в издательстве Haldeman-Julius с 1919 по 1978 год. По сути, это были брошюры, в которых в кратком виде излагались самые сложные вещи. Всего за время существования серии было продано в общей сложности полмиллиарда брошюр. И вот издание серии возобновилось. И в этой серии вышла
Думаю, что она будет интересна как экономистам, так и людям, которые экономистами себя не считают, но которым приходится сталкиваться с экономикой каждодневно. Хотя эссе небольшое, попытаюсь еще более ужать его. Итак, пять вещей, или фактов об экономике по Чангу.
1. 95% ЭКОНОМИКИ – ЭТО ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
«Чтобы понимать её, не нужна учёная степень. Мы неправильно воспринимаем эту профессию; многие профессиональные экономисты считают своё занятие слишком сложным для обычных людей. Удивительно, как часто эти люди бывают настолько глупыми, чтобы говорить, по крайне мере в частной беседе: «Вы не поймёте, чем я занимаюсь, даже если я объясню». Если вы не можете объяснить это другим людям, у вас проблемы.
Люди высказывают своё мнение по разным вопросам, не будучи специалистами: изменение климата, браки между геями, иракская война, атомные станции. Но когда речь заходит о вопросах экономики, многие даже не проявляют интереса, не вступают в разговор или не имеют своего мнения…»
2. ЭКОНОМИКА – НЕ НАУКА
«В экономике существуют разные подходы, хотя эксперты стараются внушать обратное. Людей заставили поверить в то, что экономика является «наукой», как физика и химия, где на всё есть только один правильный ответ; таким образом, неспециалисты должны просто принять «профессиональный консенсус» и перестать думать об этом. Вопреки тому, что провозглашает большинство экономистов, неоклассическая экономика - не единственная. Существует не менее девяти систем экономики, или школ. И ни одна из них не может претендовать на превосходство над другими, и ещё менее - на монополию истинности…»
3. ЭКОНОМИКА – ЭТО ПОЛИТИКА
«Экономические доводы часто служат оправданием для намерений политиков. Экономика служит политическим аргументом. Это не наука и наукой быть не может. В основе любой экономической стратегии и корпоративных действий, затрагивающих нашу жизнь - минимальной зарплаты, использования внешних ресурсов, социального обеспечения, безопасности питания, пенсии и прочее - лежит экономическая теория, которая либо привела к этим действиям, либо, что бывает чаще, служит оправданием для намерений и действий властей…»
4. НЕ ВЕРТЬЕ ЭКОНОМИСТУ
«Одно дело, когда не предвидят финансовый кризис; другое - когда после кризиса ничего не меняют. Глобальный кризис 2008 года для большинства экономистов был полной неожиданностью. И это ещё не всё: они не смогли найти достойных решений для продолжающихся последствий этого кризиса. С учётом всего этого представляется, что экономисты страдают серьёзной формой мании величия. Финансовый кризис стал жёстким напоминанием о том, что мы не можем оставить нашу экономику профессиональным экономистам и другим «технократам». Мы все должны участвовать в управлении экономикой - как экономически активные граждане».
5. МЫ ДОЛЖНЫ ВЕРНУТЬ ЭКОНОМИКУ НАРОДУ
«Она слишком важна, чтобы оставлять ее на усмотрение экспертов. Вам следует выступить против профессиональных экономистов (и мне, конечно, тоже). Они не имеют монополии на истину, даже если речь идёт об экономических вопросах. Как и в других жизненных делах - учитесь ли вы ездить на велосипеде, изучаете ли новый язык, или осваиваете новый планшет - быть экономически активным гражданином со временем становится легче, когда вы преодолеваете первоначальные трудности и продолжаете практиковаться. Если вы не хотите и не способны оспорить профессионалов, для чего тогда нужна демократия? ...»
Приведу общее резюме Чанга по пяти вышеприведенным пунктам: «Вот всё, что надо знать, когда вы видите на ТВ говорящие головы, их разглагольствования и оправдания изо дня в день...» От себя добавлю: все остальное – избыточно. Или, как у нас говорят, «от лукавого». Ха-Джун Чанг мне очень понятен и идейно близок.
Читайте нас: