Одной из основных причин не вполне удачно развивающегося контрнаступления ВСУ считаются масштабные минные постановки, вынуждающие ВСУ сбиваться в колонны и плестись на малой скорости под огнем прямой наводкой за специализированными боевыми машинами разграждения. Создается впечатление, что мины сделают невозможными впредь стремительные прорывы вглубь линии фронта на бронетехнике, но так ли это?
Аэромобильные
По своему назначению мины бывают противотанковые, противопехотные, противолодочные, противодесантные, противовертолетные и мины-ловушки. Очевидно, что главным препятствием в сухопутной наступательной операции являются постановки из мин первых двух типов. Чем-то принципиально непреодолимым минные поля не являются, поскольку давно разработаны специальные инженерные машины разграждения, но они делают главное – замедляют темпы продвижения вперед.
Если наступающие войска не имеют господства в воздухе, как ВСУ, хотя бы тактического, под прицельным встречным огнем амбициозные «контрнаступ» превращается в «мясной штурм». Есть ли какие-то иные способы решить проблему минных полей?
Первое, что приходит на ум, если минные постановки нельзя сходу пройти, то почему бы их не перелететь? Сразу же по-новому начинаешь смотреть на советский ударный вертолет Ми-24 с его десантным отсеком, который когда-то позиционировался как «летающая БМП», и его современного преемника Ми-35. Если будущее парашютистов в ВДВ скрыто туманом, то Аэромобильные войска, очевидно, рулят. Наши десантники 24 февраля 2022 года героически высадились в Гостомеле, а ВСУ, как сообщается, планируют некую спецоперацию в российской глубоком тылу.
В общем, возможность оперативно доставить спецвойска в большие расстояния по воздуху, забыв про минные поля, это огромный плюс, который дает ВДВ винтокрылая
Воздушно-подушечные
Идея создания боевой техники, способной на высокой скорости преодолевать пересеченную болотистую и песчаную местность, а также прочие препятствия, возникла в СССР в 30-х годах прошлого века. Вдохновили наших конструкторов успехи в области создания судов на воздушной подушке – торпедных катеров Л-1 и Л-5. В Московском авиационном заводе № 84 был разработан проект танка на воздушной подушке, или «Земноводного подлетающего танка».
Неудивительно, что эта боевая машина конструктивно напоминала торпедный катер на воздушной подушке Л-1. В движение «подлетающий танк» должен был приводиться двумя авиационными двигателями М-25 суммарной мощностью 1450 л.с., расположенными в носовой и кормовой частях. При собственной массе в 8,5 тонны летающий танк мог двигаться над земной или водной поверхностью на высоте 200—250 мм и со скоростью до 120 км/ч. Вооружение составляло всего один пулемет калибра 7,62 мм.
К сожалению, данный проект воплощен не был, но в тот же период в СССР в ОКБ ВВС РККА (преобразованном в 1934 году в Экспериментальный институт Главного управления авиационной промышленности по работам РККА) параллельно велись работы над бронеавтомобилем на воздушной подушке. Летающая боевая машина имела бронированный корпус с двумя двигателями, размещенными в носовой и кормовой части, а также танковую башню от легкого танка Т-37А. Вооружение было представлено либо орудием, либо пулеметом калибра 7,62 мм. В отличие от «Земноводного подлетающего танка», бронеавтомобиль, помимо авиационных двигателей, также имел колёсный движитель, состоявший из четырёх закрытых обтекателями автомобильных колёс на внешней части бортов, обеспечивавших машине возможность движения без воздушной подушки.
Увы, этот любопытный проект боевой машины на воздушной подушке в производство также не пошел, однако перспективная идея не отпускала советских конструкторов.
В 60-х годах на Челябинском тракторном заводе совместно с ВНИИ-100 был разработан очередной проект легкого танка на воздушной подушке, получившего код «Объект 760». Ходовая часть летающего танка состояла из основного гусеничного движителя и вспомогательной воздушной подушки камерного типа. В режиме частичной разгрузки гусеничные ленты сохраняли контакт с поверхностью, что значительно улучшало управляемость и проходимость. Два нагнетателя воздушной подушки располагались в центральной части корпуса, слева и справа, между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями. Бронированная машина должна была иметь экипаж из трех человек и нести артиллерийское орудие 2А28.
В ходе испытаний в торфяных болотах, на целине и на водной поверхности выяснилось, что «Объект 760» имеет более высокие показатели проходимости и маневренности в сравнении с серийным лёгким танком ПТ-76, в том числе и на недоступных для последнего участках. Нам же интересно, как советский танк справлялся с минными заграждениями. Так вот, противотанковые мины он просто перелетал, а противопехотные взрывались под ним изредка, не причиняя существенного вреда бронекорпусу.
К сожалению, и этот летающий танк в производство не пошел, но на его основе был создан проект бронированной разведывательно-дозорной машины/легкого плавающего танка БРДМ-ВПК («Объект 761»). Ходовая часть, в целом, соответствовала предшественнику, экипаж состоял всего из двух человек, а вооружение – из пулемета и ПТРК. Увы и ах, но и «Объект 761» в серию не пошел несмотря на то, что успешно прошел все испытания.
Амфибийные
Наконец, из реально произведенных судов на воздушной подушке стоит упомянуть советские десантные катера и малые десантные корабли. Первым десантным катером на воздушной подушке в составе ВМФ СССР был проект 1205 «Скат», способный перевозить до 40 человек по морю и по суше. Потом появились катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар», рассчитанные на 120 десантников, и малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» - до 200 десантников. Вершиной же конструкторской мысли в данном направлении можно считать малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», самые большие в своем классе в мире, способные перевести за раз до 500 морпехов.
В настоящее время в составе Балтийского флота ВМФ РФ их сохранилось всего две единицы. Мощные силовые установки позволяют кораблю при необходимости подняться над землей на высоту до 6 метров, а также передвигаться со скоростью 60 узлов (111,12 км/ч). «Зубры» спокойно перелетят через любые болота, рвы, траншеи, минные поля. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом стандартной высоты его полета, составляющей около полуметра, кораблю на воздушной подушке не страшны ни магнитные, ни контактные мины.
Разумеется, никто не предлагает идти атаковать украинские укрепрайоны на десантных катерах и малых десантных кораблях на воздушной подушке. Интерес представляет сама идея скоростного преодоления минных полей на малой высоте на специализированной боевой машине. Представляется что-то вроде БТР-50, имеющего гусеницы для штатного передвижения и систему нагнетания для создания эффекта воздушной подушки при штурмовых действиях, когда надо преодолеть минные постановки. Оснащение подобной боевой машины крупнокалиберным пулеметом, АГС и ПТРК существенно расширит ее возможности.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: