Беспощадная конкуренция с Китаем и Россией лишила США роскоши гнуть свою линию в отношениях с Эрдоганом, сообщает WP. Америка согласилась продать Турции F-16, Европа тоже пошла на некоторые уступки. В итоге Швеция получила добро на членство в НАТО.
Аслы Айдынтасбас (Asli Aydintasbas)
Саммиты НАТО нередко начинаются с драмы, а заканчиваются радостным "семейным фото". Но на сей раз саммит еще не успел начаться, а драма уже закончилась.
В ходе подготовки к встрече в верхах в литовском Вильнюсе все внимание было приковано к перспективам членства Украины. Однако в подвешенном состоянии оказалась и заявка Швеции — причем, задерживал ее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Эрдоган знал, что в Вильнюсе можно будет добиться от Запада максимальных уступок. Однако прорыв по членству Швеции случился даже раньше, чем ожидали. Эрдоган торговался жестко и неуступчиво, но за кулисами президент Байден и его команда неустанно убеждали его согласиться, и их усилия заслуживают всяческой похвалы. Беспощадная геополитическая конкуренция с Китаем и Россией лишает Вашингтон роскоши гнуть свою линию в отношениях с Эрдоганом вопреки его ужасному послужному списку в области демократии.
За последние несколько дней Эрдоган отбросил стандартные формулировки НАТО о солидарности и вынудил Запад выполнить его требования. Он встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и заявил, что Украина заслуживает членства в НАТО, отметив при этом, что Швеция присоединиться к альянсу пока не готова, ей предстоит разобраться с терроризмом (намек на то, что сторонникам Рабочей партии Курдистана дозволяется устраивать акции протеста в Стокгольме). После чего призвал альянс дать "четкий и решительный сигнал" о стремлении Турции присоединиться к Европейскому союзу — хотя эта мечта наверняка несбыточна.
Но при всей этой браваде и работе на публику главное требование Эрдогана ни для кого не секрет: он хочет, чтобы США продали ему F-16. В 2017 году Турция совершила стратегическую ошибку, купив у России ракетные комплексы С-400, — тогда на нее обрушились санкции США. Теперь же Анкара отчаянно нуждается в модернизации ВВС и обратилась к США с официальным запросом на покупку новых F-16 и модернизацию 80 имеющихся.
Администрация Байдена уже давно поддерживает сделку, но ее блокировал Конгресс. Многие законодатели на Капитолийском холме считают Турцию ненадежным союзником, а лидеры Конгресса винят Анкару в отступлении от демократии и угрозах соседям — в том числе Греции. По моим источникам, Белый дом в минувшие выходные убедил лидеров Конгресса — в частности, председателя сенатского комитета по международным отношениям Роберта Менендеса (демократ от Нью-Джерси) — что Турцию из лагеря НАТО лучше не отпускать, а продажу одобрить.
В воскресенье Эрдоган многозначительно поблагодарил Байдена за его усилия по передаче F-16. В понедельник днем, сразу после заявления генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о том, что Турция ратифицирует вступление Швеции в НАТО, Байден сделал официальное заявление: "Я готов работать с президентом Эрдоганом и Турцией над укреплением обороны и сдерживания в евроатлантическом регионе". Может, F-16 прибудут и не сразу, но вполне вероятно, что были даны твердые гарантии, и рано или поздно они будут доставлены.
Эрдоган мог получить некоторые уступки и от Европы. Так, Швеция согласилась расширить соглашение ЕС о свободной торговле с Турцией. Поскольку за кулисами всех неусыпно "обрабатывает" Вашингтон, я так понимаю, что другие участники ЕС также открыты к переговорам.
Это важный момент — и возможность заставить Турцию сменить курс. В минувшие выходные Эрдоган проявил солидарность по Украине и дал понять, что может стать важным партнером Европы. Он подписал с Зеленским новые соглашения об обороне и реконструкции и позволил ему репатриировать ряд украинских командиров, прежде находившихся под стражей в Стамбуле в рамках сделки по обмену пленными с Россией. Этот шаг разозлил Кремль.
Эрдоган знает, что своим бесконечным геополитическим маневрированием оттолкнул от себя Европу — крупнейший для Турции рынок сбыта. Просчитался он и в своих заигрываниях с президентом Владимиром Путиным, недооценив единство НАТО в поддержке Украины и страх Европы перед российской агрессией. В конце концов, Эрдоган по своей природе — прагматик. Он знает, что с нестабильной Россией на пороге и проблемной экономикой дома Турции надежнее крепить отношения с Западом.
На саммите в Вильнюсе Эрдоган упрочит свою репутацию государственника и воспользуется моментом, чтобы выяснить, каких еще соглашений можно достичь. Но окно возможностей для улучшения отношений с НАТО и Западом рано или поздно захлопнется. Ради дальнейшей оттепели Турции предстоит решать и внутренние проблемы. Ее надежды на визовую либерализацию для турецких граждан с ЕС должны подкрепляться существенными изменениями в драконовском законе о борьбе с терроризмом. Европейцы же, со своей стороны, поступят мудро, если тщательно изучат, на какие уступки Эрдоган готов пойти.
Соглашение со Швецией открывает возможность для дальнейшего сближения Турции с Украиной, чтобы дать России отпор в Сирии и на Черном море. Это немаловажно, и администрация Байдена вправе этим гордиться.
В Вильнюсе Байден и Эрдоган встретятся визави, а к концу года турецкий лидер может получить приглашение в Белый дом. Если Турция и Запад верно разыграют свои карты, не за горами еще более масштабная перезагрузка.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: