С начала российской спецоперации на Украине российско-китайские отношения расширяются по всем направлениям. Москва не скрывает, что делает ставку на Китай в своей конфронтации с Западом и рассматривает Пекин как альтернативный центр силы.
Товарооборот между двумя странами, который в прошлом году достиг рекордных 190 миллиардов долларов, в первом квартале нынешнего года вырос еще на 39 процентов. Резко возросли экспорт российского сырья в Китай и импорт китайских товаров.
Неудивительно, что все это породило разговоры о том, что Пекин использует свои экономические рычаги и разрыв России с Западом, чтобы превратить ее в послушную марионетку. Эти опасения разделяют как самые суровые критики Кремля на Западе, так и ястребы в самой России.
Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что эта зависимость не такая уж односторонняя, и у России по-прежнему достаточно рычагов влияния. Наиболее часто упоминаемым фактором риска является экономическая зависимость, хотя даже после рекордного роста с февраля 2022 года, доля Китая в российской торговле составляет 22 процента: существенный, но не беспрецедентный показатель. На долю Китая приходится 26 процентов торговли Австралии, хотя эта страна активно участвует в антикитайских альянсах, таких как AUKUS и Quad.
В настоящее время Китай является крупнейшим торговым партнером примерно 120 стран, многие из которых экономически зависят от него в гораздо большей степени, чем Россия. И этот дисбаланс не мешает им становиться союзниками США. В случае России есть нюанс в отношении экспорта газа, где гибкость ограничена возможностями инфраструктуры. Однако когда речь идет о нефти, выбор партнеров у Москвы гораздо шире. Даже сейчас объем экспорта российской нефти в Индию (1,7 млн баррелей в сутки) и в небольшие развивающиеся страны (1,6 млн баррелей), сравним с экспортом в Китай, который составляет 2,2 млн баррелей в сутки.
Если говорить о российском импорте, то сегодня не только Китай, но и ряд других стран (Турция, ОАЭ, Индия и страны Центральной Азии) перепродают ей санкционные товары. Эти страны способны обеспечить поступление необходимых товаров в Россию, даже если отношения между Москвой и Пекином вдруг испортятся.
Несмотря на все разговоры о «вассальной зависимости», Россия не присоединилась к флагманскому проекту Китая, инициативе «Один пояс, один путь», и не признала территориальные претензии Пекина в Южно-Китайском море. Кроме того, Москва не торопится заключать обременительные концессионные соглашения с Китаем.
Спустя почти полтора года после начала СВО отношения с Китаем развиваются по тем же правилам, что и раньше. Китайские инвестиции в Россию в 2022 году увеличились на 150 процентов, но остаются относительно небольшими, отчасти потому, что Москва не готова отменить существующие ограничения.
Более того, Москва недавно арестовала предполагаемых агентов китайской разведки, и российские спецслужбы намеренно предали эту информацию огласке, хотя могли легко умолчать об этом, чтобы не раздражать Пекин.
Аргумент о вассальной зависимости не отвечает на ключевой вопрос о мотиве: зачем Пекину стремиться к неравноправным отношениям с Москвой? Российский рынок и так открыт для китайских товаров, и Россия охотно поставляет Китаю столько ресурсов, сколько необходимо.
Кроме того, попытки Пекина оказать давление на Москву в тех сферах, где это могло бы иметь смысл, оказались бы слишком рискованными. Президент Путин наглядно продемонстрировал, что готов пойти на все, чтобы противостоять угрозам суверенитету России.
Важно понимать, что нынешняя война не только укрепила позиции Китая. Она дала Москве несколько важных преимуществ, и в первую очередь опыт противостояния санкциям, а также ведения войны с противником, вооружаемым Западом.
Пекин уже давно и вполне обоснованно рассматривает углубление конфронтации с Западом как неизбежность. Тесное сотрудничество с Кремлем и другими российскими структурами, помогает Китаю понять, как санкции влияют на экономику, какие методы позволяют обходить их, как поведет себя финансовая система, какие защитные меры наиболее эффективны и так далее.
Опыт, который российская армия приобретает сейчас на Украине, еще более ценен для Пекина. Конечно, он не может быть в полной мере применим в случае нападения на Тайвань, но даже десятая доля этой информации стоила бы большой крови, если бы Китай был вынужден добывать ее сам.
Отношения между Россией и Китаем отнюдь не идеальны, но общие интересы двух стран и стратегическая логика конфронтации с Западом создают прочную основу для равноправного сотрудничества. В рамках этого взаимодействия у Китая действительно есть определенная возможность превратить Россию в своего вассала, но у него нет для этого веских причин, и ситуация едва ли изменится в ближайшие пять-десять лет.
Читайте нас: