Первый за осень снегопад в Москве — видео
Массовые облавы ТЦК в Харькове привели к тому, что автомобили ВСУ уже некому чинить на СТО
МИД Украины возмущен участием генсека ООН в саммите БРИКС
В Черкассах избитых защитников захваченного Архангело-Михайловского собора УПЦ отказались лечить
Почему санкции опасны для самого доллара
Для австралийского флота заказали крупную партию зенитных ракет из США
Дмитрий Пучков о сериале ГДР, тринадцатый эпизод
Дом для нефтяников, деталь для атомного реактора и другие необычные объекты, напечатанные на 3D-принтере
Киев раскритиковал генсека ООН из-за БРИКС
БПЛА ВСУ атаковали спиртзаводы в Тульской и Тамбовской областях
Южная Корея намерена отправить на Украину своих военных
«Абрамсы» в Курской области
Оперативные решения: российские учёные разработали приложение для реабилитации после инсульта
Почему Казанский саммит БРИКС может стать самым важным из всех
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 22.10.2024
Горняк почти пал: Юрий Подоляка рассказал как российские войска захватывают ключевые позиции, ВСУ на грани
Австралия закупает американские зенитные ракеты
Киев шантажирует Запад
Зеленский в поисках спасения
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 октября, день
Корвет Сообразительный искал подлодку в Балтийском море
Одна ошибка и Часов Яр падет за несколько дней - Новости
Как Красная Армия освободила Белград
Украинские силы на грани: новости СВО от 22 октября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 971 день спецоперации России на Украине
Ответный ядерный удар сожжет Европу и США, а не Украину
Зе на минералах, или Чемодан без ручки
США подавляют Вучича и ненавидят Сербию за непокорность
Я не выходил из дома уже несколько месяцев. Украинцы уклоняются от призыва на фронт
ЧП федерального масштаба в Донецке. Дети замерзают в садиках и школах, в домах нет даже признаков отопления
Американские M1A1 SA Abrams и БМП M2A2 Bradley ODS-SA из 47-й мехбригады ВСУ ведут бой в Курской обл
Россияне вернулись к просмотру длинных видео на YouTube — охват восстановился до уровня 2023 года
Южная Корея вслед за Северной может вступить в войну на Украине
Япония: прощание с пацифизмом
Посольство России в Судане сообщило об ударе по самолёту, на борту которого могли быть россияне
«Крохи с барского стола». США выделили Украине вооружений на $400 млн
Украинский эксперт: демографию Украины не спасёт даже возвращение беженцев
Запуск одной из первых свежесобранных GeForce RTX 5090 попал на видео
Члены Евросоюза сговорились воевать против Трампа
Кличко пожаловался на репрессии местной власти правоохранительными органами
Музыка облегчила восстановление пациентов после операций
В Германии начал работать морской штаб НАТО
ГУР Украины утверждает об убийстве российского пилота Голенкова
В первом туре президентских выборов Молдавии победила Майя Санду
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 21 октября, вечер
Почему Израиль может потерять легитимность?

Мировое обозрение»Технологии»Учёные «раздробили» электрон на три квазичастицы, что поможет создать точный квантовый компьютер

В журналах Nature и Science группа учёных из Вашингтонского университета сообщила об обнаружении признаков теоретически перспективных топологических кубитов — энионов (не путать с анионами). В своё время топологические квантовые вычисления и энионы как кубиты предложил использовать российский физик Алексей Китаев, но с практической и даже экспериментальной реализацией этих возможностей так и не сложилось. Новое открытие обещает с этим помочь.

Дробление заряда электрона на три части в представлении художника. Источник изображения: Eric Anderson/University of Washington

В общем случае топологические квантовые вычисления предполагают использовать топологические кубиты, которые от обычных кубитов отличаются очень высокой устойчивостью к внешним возмущениям. Это означает, что квантовая система будет свободна от ошибок даже при довольно большом числе кубитов в системе. Китаев предложил на роль топологических кубитов двумерные топологические фазы с анионами в которых наблюдается дробный квантовый эффект Холла (FQAH, fractional quantum anomalous Hall).

«Топологические системы интересны потому, что в них это исправление ошибок встроено, они защищены на физическом уровне. К сожалению, с эффектом Холла пока не получается: полупроводниковые структуры, в которых наблюдается квантовый эффект Холла, не удается сделать достаточно хорошего качества. Это уже продолжается много лет, то есть прогресс есть, но не очень сильный», — рассказал сам Китаев в одном из интервью для «Радио Свобода» (внесено в реестр иноагентов).

И вот теперь о надёжном обнаружении признаков дробного эффекта Холла сообщили американские учёные. Открытие знаменует собой первый и многообещающий шаг в создании отказоустойчивого кубита, потому что состояния FQAH могут содержать энионы — странные «квазичастицы», которые имеют лишь часть заряда электрона. Некоторые типы анионов, как предсказывал Китаев, можно использовать для создания так называемых «топологически защищённых» кубитов, устойчивых к любым небольшим локальным возмущениям.

«Это действительно устанавливает новую парадигму для изучения в будущем квантовой физики с дробными возбуждениями», — сказал Сяодун Сюй (Xiaodong Xu), ведущий автор работ, который также является заслуженным профессором физики Boeing и профессором материаловедения и инженерии в Университете Вашингтона.

Добиться заявленного эффекта учёные смогли при постановке эксперимента с двумя «чешуйками» такого двумерного полупроводникового материала, как теллурид молибдена (MoTe2). Одну пластинку толщиной в атом наложили на другую и слегка повернули, чтобы атомные решётки образовали муар. В результате электроны выстроились в структуру, которая воспроизвела новую экзотическую форму материи со своими свойствами.

Например, структура проявила магнетизм без приложения внешнего магнитного поля. И если в обычных условиях для возникновения квантового эффекта Холла требуются сильнейшие магнитные поля, что ставит крест на практической ценности явления, то в новом состоянии вещества внутренний магнетизм привёл к возникновению этого эффекта и к появлению энионов (к «расщеплению» заряда взаимодействующих электронов на дробные и устойчивые части). Из этого возникает устойчивость кубитов и возможность их связанного или запутанного состояния — всё, что нужно для устойчивых квантовых вычислений.

Более того, предложенная платформа обещает помочь в исследовании других не менее экзотических квазичастиц, также предложенных Китаевым в кандидаты топологических кубитов — неабелевых энионов.

«Этот тип топологического кубита будет принципиально отличаться от тех, которые могут быть созданы сейчас, — сказал докторант физики Университета Вашингтона Эрик Андерсон (Eric Anderson), ведущий автор статьи в Science и соавтор статьи в Nature. — Странное поведение неабелевых энионов сделало бы их гораздо более надежными в качестве платформы квантовых вычислений».

Опубликовано: Мировое обозрение     Источник