Правая партия "Альтернатива для Германии" впервые победила на немецких местных выборах, пишет Financial Times. Эксперты утверждают, что АдГ сыграла на экономических проблемах и вопросе мигрантов. Избиратели же заявляют, что хотели "преподать властям урок".
Аннет Шарфенберг (Annette Scharfenberg) – одна из тысяч избирателей, проголосовавших в своем избирательном округе на востоке страны за крайне правую партию "Альтернатива для Германии" (АдГ). Она разгневана. И она хочет, чтобы об этом знали в Берлине.
"Я хотела преподать властям урок, который они не забудут, – сказала эта шестидесятилетняя продавщица. – Устроить им встряску, чтобы проснулись".
Своей цели Шарфенберг добилась. Воскресные выборы в ее родном городе Зоннеберге стали общенациональной сенсацией и вызвали волну самокритичного анализа по поводу усиления АдГ.
Власти боятся, что избиратели, сталкивающиеся с инфляцией, рецессией и ростом числа беженцев, начнут все чаще отказываться от поддержки ведущих партий или вообще отвернутся от немецкой демократической системы.
Местный юрист Роберт Сессельман (Robert Sesselmann) стал первым политиком от АдГ, которого избрали ландратом, или главой администрации округа. Он получил 53% голосов.
"Это знаковое событие, – рассказала Financial Times сопредседатель АдГ Алис Вайдель (Alice Weidel). – Мы впервые получим прямые властные полномочия".
По словам Вайдель, теперь партия сама сможет решать, станет ли их расположенный в Тюрингии округ, где проживает 56 тысяч человек, принимать беженцев или нет. "Конечно, мы это остановим, прекратим весь этот кошмар", – сказала Вайдель.
Но для других результат выборов стал настоящей катастрофой. "Это предупредительный сигнал", – сказала лидер зеленых Рикарда Ланг (Ricarda Lang). Она назвала АдГ "угрозой демократии".
"Альтернативу для Германии" сформировала в 2013 году небольшая группа экономистов-евроскептиков, выступавшая против финансовой помощи южным странам еврозоны. Постепенно партия переключила свое внимание на вопросы иммиграции, заняв радикальные ксенофобские и антиисламские позиции. Благодаря этому она обрела легионы новых сторонников, особенно на территориях в прошлом коммунистической восточной Германии.
Усиливающаяся радикализация АдГ вызвала недовольство избирателей-центристов, и ее позиции на последних общенациональных выборах в 2021 году ослабли. Однако в последние недели поддержка партии резко усилилась по причине нарастающего в обществе недовольства правительством канцлера Олафа Шольца.
По данным некоторых опросов, АдГ поддерживают 20% избирателей. Таким образом, эта партия опережает социал-демократов Шольца и всего на несколько пунктов отстает от самой крупной оппозиционной силы, какой является Христианско-демократический союз.
Другие опросы указывают на то, что "Альтернатива для Германии" в будущем году может победить на выборах в трех важнейших землях восточной Германии: в Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге. Но поскольку ни одна партия не желает с ней сотрудничать, шансы АдГ взять в свои руки бразды правления регионами близки к нулю.
Эксперт по правому популизму из Мангеймского университета Деннис Коэн (Dennis Cohen) рассказал, что АдГ воспользовалась чувством экономической незащищенности и страхом перед социальной изоляцией, который усилился с началом российской военной операции на Украине, а также ростом цен на энергоресурсы и рецессией.
"Эти страхи регулярно нагнетаются, потому что сейчас об этом постоянно говорят политики, средства массовой информации и общество", – сказал он.
Это чувство тревоги за свое будущее не сразу ощущается в живописном Зоннеберге, который уютно расположился среди лесистых холмов вблизи прежней границы между Восточной и Западной Германией.
Этот город одно время называли "мастерской Санта-Клауса", потому что он издавна известен как центр изготовления игрушек. Там до сих пор есть музей плюшевого медведя. На сонных улицах городка стоят элегантные особняки из красного кирпича и деревянно-кирпичные коттеджи. Некоторые магазины в обеденное время закрываются на два часа, а часть из них потом вообще не открывается.
Но даже такой уютный город не защищен от холодных ветров, которые дуют по всей Германии после начала вооруженного конфликта на Украине. Местная компания Elektrokeramik Sonneberg, занимавшаяся производством электрических изоляторов, в прошлом году была вынуждена закрыться из-за резкого роста цен на газ. Пострадали и другие местные энергоемкие отрасли, такие как стекольное производство.
Многие жители Зоннеберга боятся повторения 90-х годов, когда на восток страны пришли рыночные силы. Тогда закрылось множество предприятий, и это вызвало массовую безработицу. "Для многих людей это станет дежавю, – сказал редактор региональной газеты Freies Wort Томас Швамляйн (Thomas Schwämmlein). – И это не абстрактные страхи, они вполне реальны".
Однако этом году в Зоннебурге и во многих других немецких городах и поселках недовольство поднялось на новые высоты, поскольку правительство объявило о планах отказаться от газового и нефтяного отопления и поставить тепловые насосы, работающие на возобновляемых источниках энергии.
Такая инициатива вызвала споры среди партнеров Шольца по коалиции – зеленых и либералов. Она усилила представление о том, что в правительстве царит безнадежный раскол по всем вопросам, начиная с бюджета на будущий год и кончая мерами по преодолению климатического кризиса.
Лидер Социал-демократической партии Германии Ларс Клингбайль (Lars Klingbeil) признал, что вся эта междоусобица является одной из причин усиления АдГ. "Конечно, многодневные споры внутри коалиции имеют к этом отношение, – сказал он. – Из-за нас у людей усилилось чувство незащищенности".
"Однако незащищенность и гнев на берлинских политиков – это не основание для того, чтобы голосовать за экстремистскую партию правого толка – добавил Клингбайль. – АдГ разрушает Германию".
Вайдель признает, что запрет на старые котлы отопления был одним из ключевых факторов, который внезапно помог АдГ усилиться. "Люди называют это убийством отопления, – сказала она. – Правительство напрямую посягает на права собственности людей, это фактически экспроприация. Люди этого не потерпят".
Аннет Шарфенберг сказала, что закон о котлах отопления стал одной из главных причин, по которым она в воскресенье проголосовала за АдГ. "Это просто невероятно, – заявила она. – Мне не нужен новый котел, мой работает очень хорошо. Они не заставят меня поменять его".
Однако есть и другие факторы. Майк работает охранником в главном суде Зоннеберга. Он жалуется на огромный наплыв беженцев в страну в последние месяцы. По словам экспертов, по своим масштабам это очень похоже на иммиграционный кризис в Германии в 2015-2016 годах. "Где их всех селить? У нас и без того не хватает квартир", – сказал Майк.
Он голосовал за АдГ отчасти потому, что выступает против политики правительства по Украине, в том числе, против крупных поставок оружия Киеву. "Германия десятилетиями получала выгоду от дешевого российского газа, и вдруг русские стали для нас врагами?" – сказал он.
У Сессельмана во время избирательной кампании были типичные для АдГ лозунги: закрыть границы, защитить женщин от ислама, отменить антироссийские санкции. Он выступает против ветротурбин, поддерживает использование солярки и дешевого российского газа.
Став ландратом, он будет отвечать за все эти вопросы. В воскресенье Сессельман признался приветствовавшим его сторонникам: "На самом деле, я маленький винтик в самом маленьком округе Германии".
Но это не волнует пенсионерку из Зоннеберга Монику. "Сессельман хороший человек, и если он не выполнит данные обещания, конец света не наступит, – сказала она. – В любом случае, это был просто протест. В Берлине о нас никто не заботится и не думает о происходящем здесь".
Автор статьи: Гай Чазан (Guy Chazan)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: