Первые дни наступления, которое киевский режим показательно отказывается называть «наступом», принесли партнерам Украины плохие новости. Западная бронетехника, на которую пан Зеленский возлагал столько надежд, оказалась далеко не столь хороша. На сегодняшний день, по данным российского Минобороны, уничтожены уже как минимум восемь немецких танков «Леопард» и три французских колесных танка AMX-10. И это не считая десятков единиц другой бронетехники, тоже поставленной НАТО.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
О первых тяжелых потерях ВСУ в ходе массированных атак позиций российских войск пишет американский Military Watch Magazine. «Германия изначально не разрешала европейским странам поставлять Украине „Леопарды“ — предположительно из опасений, что боевые действия подорвут репутацию танка, и это станет серьезной потерей для самого культового немецкого оборонного продукта, — отмечает портал. — Послужной список „Леопарда“ оставляет желать лучшего: турецкая армия понесла большие потери в боях в Ираке и Сирии против местных ополченцев. Это лишь усугубило опасения, что потери в результате боевых действий против российских военных окажутся намного больше».
Можно считать доказанным, что немецкие «Леопарды» вполне уязвимы для российских противотанковых средств. При этом, судя по видеозаписям воздушного наблюдения, первые «Леопарды» потеряны не в результате авиаударов или применения противотанковых ракетных комплексов. Нет, они стали жертвами старинного средства борьбы с бронированными монстрами — противотанковых мин! Обездвиженные, танки стали слишком уязвимыми, и вероятно, уже после этого по ним отработали другие средства уничтожения. По другим данным, украинские экипажи выполняют приказ подрывать свои же машины, если их невозможно быстро эвакуировать с поля боя.
Если это так, то не совсем понятно, зачем так делать. Ничего уникально-секретного для российских военных в оборудовании западных танков нет. Могут быть какие-то относительно новые элементы, но принципиально эти машины не изменились за последние несколько десятков лет. Ведь ни одно государство ЕС, согласившееся поддержать украинских режим танками, не стало посылать современное оружие. И «Леопарды», тем более первые, и AMX-10 — модели, созданные не меньше полувека назад.
ВСУ и до этого воевали на не самых новых танках. Советские машины, доставшиеся им после раздела военного имущества СССР, тоже были весьма почтенного возраста. Другое дело, что основные боевые танки последние полвека стареют медленно по сравнению с развитием новых противотанковых средств. Эта особенность и стала причиной того, что российская армия успешно борется и с немецкими, и с французскими машинами.
Способы их поражения, слабые места и приемы борьбы известны в нашей стране очень давно. Несмотря на создание новых типов активной брони, современных систем управления огнем и так далее, с точки зрения уязвимости нынешние «Леопарды» и AMX не сильно отличаются от прежних. Похоже, на Западе хорошо понимали это, когда долго не решались отправить свою бронетехнику на украинский фронт. Осознавали, что ей ни за что не стать чудо-оружием. Зато она вполне могла послужить доказательством того, что Россия умеет бороться с любым противником.
Так и случилось. И не только с западной бронетехникой. Несмотря на ярость того, что украинцам нельзя называть «наступлением», армия России успешно противостоит ему. Все, чего время от времени удается добиться ВСУ — это локальные тактические успехи, захваты небольших населенных пунктов, из которых их вскоре выбивают. Бессмысленность этой бойни очевидна уже и сами украинским солдатам. Все чаще с передовой линии российской обороны поступают сообщения о радиоперехватах, свидетельствующих, что целые подразделения ВСУ отказываются идти в наступление, чтобы избежать бессмысленной гибели.
Обо всем этом независимые западные аналитики предупреждали задолго до нынешнего лета. Они говорили о том, что российские вооруженные силы и их командование сделает необходимые выводы из осеннего отступления под Харьковом. И о том, что затягивание с контрнаступлением будет использовано армией России для укрепления своей обороны и подготовки к горячей встрече противника. И о том, что чем дольше готовится наступление, тем выше вероятность, что его детали станут известны российской разведке — как это и случилось в реальности.
У Украины просто не было выбора. Начать атаки прежде, чем поступит западная бронетехника означало оставить пехоту без серьезной поддержки. ВСУ и без того приходится действовать в условиях полного превосходства российской авиации в воздухе, что приводит к потерям как на передовой, так и среди выдвигающихся к ней резервов. Если бы украинские вооруженные силы успели к июню получить старенькие F-16 и обученных управлять ими летчиков, ситуация, возможно, была бы чуть лучше. Именно чуть, потому что никакой серьезной роли американские истребители не сыграли бы — прежде всего из-за своей малочисленности.
Танков Германии и Франции тоже слишком мало, чтобы собрать из них бронированный кулак. Такой, каким еще полвека назад Советская армия собиралась бить Западную Европу и которого так боялись в НАТО. «Пальцы» от этого кулака, доставшиеся Украине, кончились быстро. Теперь пришло время заемных. Но судьба у них будет такой же незавидной. Армия России научилась бороться не только с германскими и французскими танками и готова к борьбе с американскими «Абрамсами» (которые, кстати, никак не доедут до Украины).
Аналитики американской корпорации RAND пришли к заключению, которое сильно испугало западные элиты, что в ходе конфликта на Украине НАТО лишь тренирует армию России противостоять альянсу. Это правда. Чем больше натовского оружия попадает в руки ВСУ и чем активнее оно применяется, тем эффективнее русские солдаты уничтожают его. Говорить за это спасибо бывшим западным «партнерам» никто не собирается. Но соответствующие выводы будут сделаны наверняка.