США обещали сделать из Саудовской Аравии "страну-изгоя", поднять вопрос о нарушениях прав человека и убийстве журналиста Хашогги, подвергая традиционный союз государств серьезной угрозе, пишет Al Mayadeen. Мухаммед ибн Салман не отвернулся от обезумевшего Байдена, но к Путину и Си все же обратился.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман выразил обеспокоенность приходом к власти в Америке Джо Байдена после нескольких лет «особенных» отношений с его предшественником. Дональду Трампу удалось вытянуть из Эр-Рияда сотни миллиардов долларов на оружейные сделки и инвестиционные проекты, чего не удавалось ни одному американскому лидеру до него.
Мухаммед ибн Салман был встревожен угрозами Байдена. Во время предвыборной кампании он пообещал пересмотреть отношения с Саудовской Аравией и с наследным принцем, в частности, в связи с убийством оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги и нарушением прав человека в Королевстве.
Все это наложило определенный отпечаток, но не привело к реальному ухудшению отношений между наследным принцем и президентом США. Американский лидер посетил Саудовскую Аравию в прошлом году, тем самым подтвердив наличие стратегических отношений между двумя странами. При этом отмечается напряженность между Байденом и Мухаммедом ибн Салманом, который, казалось, планировал выстраивать отношения с новой американской администрацией вне зависимости от личности ее президента. Мухаммед ибн Салман не отвернулся от обезумевшего Байдена и не отказался полностью от этих «стратегических» отношений.
Мухаммед ибн Салман с тревогой вспоминает кризис в отношениях с Соединенными Штатами в эпоху Барака Обамы, который длился восемь лет (2009-2017). Причин тому было несколько: Обама поддерживал революции «арабской весны», призывал к деэскалации напряженности между Саудовской Аравией и Ираном и поднимал вопрос о соблюдении прав человека и дискриминацию женщин в Королевстве. При этом обе стороны пытались скрыть и уменьшить негативные последствия этого кризиса в глазах общественности, руководствуясь политическими мотивами, связанными с интересами и расчетами обеих сторон.
Есть несколько определяющих факторов, оказывающих непосредственное влияние на отношения администрации США с саудовскими властями, важнейшими из которых являются: цены на нефть, региональная безопасность, которую Вашингтон «гарантировал» на протяжении десятилетий, крупные оружейные сделки, взаимные инвестиции, а также отношения стран Персидского залива с Израилем и роль Ирана в регионе.
Однако за последнее время произошло несколько серьезных региональных и международных инцидентов, оказавших непосредственное влияние на стратегические отношения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией.
Цены на нефть
В статье, опубликованной в газете The Independent в октябре прошлого года, говорится, что президентство Джо Байдена было и остается стресс-тестом для американо-саудовских отношений. Во время предвыборной кампании Байден пообещал сделать Саудовскую Аравию «страной-изгоем» за нарушения прав человека и заставить ее заплатить за убийство оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги. Но никто не мог предвидеть, насколько ухудшатся отношения Вашингтона и Эр-Рияда, которые на протяжении многих лет строились на принципе «оружие в обмен на безопасность и энергоресурсы».
Байден пригрозил Саудовской Аравии и другим странам ОПЕК+ (России) последствиями за сокращение нефтедобычи. Такой шаг может привести к внезапному росту цен на энергоносители во всем мире.
Несмотря на то, что Эр-Рияд назвал это решение превентивной мерой для стабилизации нефтяного рынка, Белый дом обвинил его в поддержке российской специальной военной операции на Украине и пообещал пересмотреть американо-саудовские отношения.
Визит президента США Джо Байдена в Саудовскую Аравию в июле 2022 года оказался не столь результативным, как представляли его себе в Вашингтоне. Американский лидер не смог добиться увеличения добычи нефти и, следовательно, смягчить последствия экономического и энергетического кризисов, спровоцированных антироссийскими санкциями.
Позже оказалось, что наследный принц Саудовской Аравии проигнорировал просьбу Байдена увеличить добычу нефти. Всего через несколько недель после визита Байдена в Эр-Рияд страны ОПЕК+ договорились снизить добычу нефти на два миллиона баррелей в сутки.
Это решение обострило политическую напряженность между Соединенными Штатами, которые стремились увеличить добычу, и государствами-членами ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией. Администрация Байдена обвинила ОПЕК+ в солидарности с Россией и заявила, что такой шаг ставит под угрозу отношения Вашингтона и Эр-Рияда.
В связи с этим Байден заявил, что Соединенным Штатам пора провести ревизию американо-саудовских проектов.Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер подтвердила слова президента. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал ибн Фархан, в свою очередь, назвал реакцию американских властей «политической бурей» и отметил, что это исключительно экономическое решение, которое не связано с политикой.
Оружейные сделки
Британские аналитики и дипломаты утверждают, что, хотя Байден сдержанно отреагировал на решение Саудовской Аравии сократить добычу нефти, американский лидер сталкивается с призывами демократов остановить продажу оружия и ограничить сотрудничество в области безопасности с Эр-Риядом.
Если Байден решит пойти по этому пути, у него будет ограниченное пространство для маневра. Отчасти это связано с тем, что Соединенные Штаты приостановили поставки наступательного вооружения Эр-Рияду — до тех пор, пока не будут остановлены военные операции коалиции во главе с Саудовской Аравией в Йемене. При этом продажи оборонительного оружия продолжаются.
В докладе говорится, что Саудовская Аравия, которая десятилетиями рассматривала Соединенные Штаты как гаранта своей безопасности, является одним из крупнейших покупателей американского оружия. Военные расходы Эр-Рияда достигли 55,6 миллиарда долларов в 2021 году. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), на долю Саудовской Аравии приходилось почти четверть от всего американского экспорта вооружений в 2017–2021 годах.
Дело об убийстве Хашогги
Что касается дела об убийстве Джамаля Хашогги, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что отношения Вашингтона с Эр-Риядом все еще «находятся на рассмотрении». При этом администрация Байдена признала, что наследный принц может не опасаться американского правосудия. Мухаммед ибн Салман как действующий глава правительства обладает иммунитетом от обвинений по делу об убийстве оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги.
Блинкен также заявил, что администрация Байдена не собирается приглашать Мухаммеда ибн Салмана в Вашингтон. Бывший сотрудник Госдепартамента США Набиль Хури, в свою очередь, подтвердил, что Белый дом в настоящее время вносит изменения в свою политику в отношении Эр-Рияда.
Позиция США по поводу соглашения между Ираном и Саудовской Аравией
В текущем году отношения между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами улучшились, несмотря на возобновление дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном.
Белый дом не считает, что эта сделка помешает усилиям администрации Байдена по нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, как это произошло с ОАЭ и Бахрейном, подписавших «Соглашения Авраама» с Тель-Авивом.
«Саудовцы согласились открыть посольство в Тегеране в течение двух месяцев. Это не столько является мирным договором, сколько возвращает к ситуации 2016 года», — сообщила платформа Axios со ссылкой на двух высокопоставленных американских чиновников.
Они отметили, что администрация Байдена не видит проблемы в попытке Китая оказать содействие нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном, если это не связано с военным или технологическим сотрудничеством. Саудовцы стремились восстановить дипломатические отношения с Тегераном с момента прихода к власти Джо Байдена. Причиной тому является желание положить конец войне в Йемене и остановить нападения хуситов на Королевство.
Оба чиновника заявили, что у Белого дома и Эр-Рияда есть сомнения по поводу соглашения с Тегераном. Но это не исключает дипломатических попыток положить конец эскалации.
Соединенные Штаты погрязли в лицемерии и двойных стандартах. Администрация Байдена смогла незаметно уклониться от своего публичного обязательства защищать права человека в Саудовской Аравии, чтобы сохранить политические, экономические и коммерческие интересы в этой стране, как это сделала администрация Дональда Трампа.
По данным Международной федерации за права человека, несколько американских правозащитных организаций в апреле этого года внесли на рассмотрение в конгресс резолюцию с требованием немедленно подготовить отчет о ситуации с правами человека в Саудовской Аравии.
«Администрация Байдена неоднократно обещала переоценить отношения Вашингтона с Эр-Риядом, будь то во время президентской предвыборной кампании, сразу после вступления Байдена в должность или недавно, в октябре 2022 года, после решения ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией и Россией о сокращении добычи нефти. До сих пор не было проведено никакой переоценки, что вынуждает конгресс вынести этот вопрос на срочное обсуждение», — говорилось в этой резолюции.
Если предложенная резолюция будет принята, то конгресс потребует от администрации Байдена предоставить отчет о ситуации с правами человека в Саудовской Аравии и потребует объяснений, почему Вашингтон продолжает оказывать Эр-Рияду помощь в области безопасности в текущей ситуации, а также навяжет публичное обсуждение американо-саудовских отношений.
Отношения между Саудовской Аравией и Америкой пережили несколько кризисов в эпоху сменявших друг друга администраций США, но они не привели к окончательному разрыву. Обе стороны отдают предпочтение материальным интересам (политике, безопасности, экономике и торговле) перед любыми другими стремлениями.
В частности, с точки зрения наследного принца Саудовской Аравии, интересы Эр-Рияда простираются дальше доходов от нефти и стратегических отношений с Соединенными Штатами. Королевство должно идти в ногу со временем, придерживаться принципа открытости, отказаться от всех форм радикализма и религиозного экстремизма, обнулить кризисы с некоторыми важными странами региона и диверсифицировать внешнеполитические контакты.
Соответственно, новую политику наследного принца Саудовской Аравии в регионе, особенно его отношения с администрацией Байдена, можно объяснить следующими факторами:
— Саудовская Аравия во главе с наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом сосредоточена на реализации программы «Видение-2030». Развитие экономики и поступление иностранных инвестиций нуждаются в стабильности, а сохранение напряженности в регионе не способствует достижению этой цели.
— Результаты войны в Йемене, которая продолжается уже восемь лет, довольно скромные и, возможно, даже разочаровывающие. Причина кроется в разрыве отношений Эр-Рияда со своими йеменскими союзниками и в расхождении позиций с ОАЭ.
— Соединенные Штаты, как считает Саудовская Аравия, пренебрегли обязательствами о гарантиях безопасности, которые обязывают их защищать Эр-Рияд в случае любой угрозы. Атака на нефтеперерабатывающие заводы в Абкайке и Хурайсе в сентябре 2019 года и бездействие Вашингтона заставили Эр-Рияд усомниться в Америке, особенно в свете смещения приоритета внешней политике Соединенных Штатов в сторону Восточной Азии.
— Укрепление связей между Саудовской Аравией, Россией и Китаем в сфере экономики и нефтедобычи ухудшило отношения Эр-Рияда с Вашингтоном. Не последнюю роль сыграли попытки Соединенных Штатов оказать давление на Королевство. Это положительно отразилось на отношениях Эр-Рияда с Тегераном, особенно в свете сближения Китая как с арабскими, так и с соседними странами.
Тем не менее экономические отношения между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами намного более сложные, чем это обычно изображается. Хотя вопросы энергетики и безопасности являются приоритетными, торговые и инвестиционные потоки между двумя странами в последние годы значительно возросли.
Эти отношения, вероятно, будут расширяться в ближайшие годы, учитывая широкое участие американских компаний в зарождающихся секторах развлечений и спорта Королевства.
Вашингтон придерживается оппортунистической позиции в отношении программы «Видение-2030», которую Мухаммед ибн Салман представил в апреле 2016 года. В связи с этим посольство США в Саудовской Аравии опубликовало пресс-релиз в мае прошлого года по случаю 80-летия установления первого дипломатического присутствия США в Королевстве. В нем говорилось: «Соединенные Штаты поддерживают усилия Саудовской Аравии по реализации амбициозных целей „Видения-2030“, в духе партнерства, которое является одним из основных столпов американо-саудовских отношений. Сегодня Вашингтон и Эр-Рияд вместе работают во всех областях и секторах».
Эти партнерские отношения приносят 54 миллиарда долларов в год, что соответствует объему торговли и инвестиций между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией. Американские компании также являются неотъемлемой частью экономических преобразований для достижения «Видения-2030».
Стали известны черты стратегии наследного принца Мухаммеда ибн Салмана, де-факто правителя Саудовской Аравии, в отношении внутренней и внешней политики страны. Он уделяет особое внимание диверсификации источников саудовской экономики и снижению зависимости от нефти в рамках «Видения-2030». Наследный принц также намеревается построить «умный» город Неом, общая площадь которого составит 26 500 квадратных километров.
Достижение амбициозных целей Мухаммеда ибн Салмана требует прочного мира и стабильности внутри Королевства и в регионе, а также огромных материальных и человеческих ресурсов, включая нефть. Нефтяная компания Saudi Aramco поможет реализовать десятки проектов, которые всего за считанные годы выведут Саудовскую Аравию в ряды современных и развитых стран, как считают наследный принц и его советники.
Отсюда можно понять, почему Саудовская Аравия подписала историческое соглашение о восстановлении дипломатических отношений с Ираном, главным соперником на протяжении последних четырех десятилетий, начала подготавливать почву для возобновления отношений с Сирией и завершения войны в Йемене с наименьшим возможным политическим ущербом.
Эр-Рияд осознал, что полная зависимость от Вашингтона в области безопасности больше не является для него подходящим вариантом. Американские силы, дислоцированные в Саудовской Аравии и в других странах региона, не смогли отразить атаки Йемена по ключевым объектам в Королевстве, противостоять «иранской угрозе» и «Хизболле» в Ливане или свергнуть президента Сирии Башара Асада.
Соединенные Штаты продолжают оказывать давление на Саудовскую Аравию, чтобы выкачать из нее как можно больше денег. Они раскачивают общественное мнение, используя такие резонансные темы, как причастность саудовских властей к событиям 11 сентября, убийство Джамаля Хашогги, постоянные нарушения прав человека и дискриминация женщин в арабской монархии.
В более широком смысле, диверсификация политических союзов, а также альянсов в сфере безопасности и экономики — это наилучший вариант, который, по-видимому, и выбрал наследный принц Саудовской Аравии. Он начал укреплять партнерство с Ираном, Россией, Китаем, Турцией, Египтом, Сирией и другими странами, чтобы обеспечить стабильность в регионе и урегулировать конфликты и споры, ставшие реальной угрозой саудовскому режиму и другим региональным режимам.
Однако это не означает, что Мухаммед ибн Салман отвернулся от стратегического союзника — Соединенных Штатов. Наследный принц Саудовской Аравии просто решил воспроизвести турецкий опыт по «обнулению» кризисов со странами региона и диверсифицировать свои союзы. При этом он не хочет провоцировать администрацию Байдена или полагаться только на одного союзника, какими бы ни были его возможности и способности.
Автор: Хусейн Сааб (حسن صعب)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: