США серьезно отстают от России в создании ядерного двигателя для полётов в дальний космос
20 апреля 2023 года тяжелая многоразовая ракета Starship американской аэрокосмической компании SpaceX Илона Маска
В прямом эфире трансляции старта Starship можно было наблюдать, что при старте не запустились три двигателя первой ступени, а затем остановились еще три. Основной причиной потери управляемости назван взрыв блока управления гидравликой через 30 секунд после старта.
При этом ракета смогла оторваться от стартовой платформы и подняться на высоту 38 километров. Она прошла область максимального аэродинамического сопротивления атмосферы. Когда Starship начал переходить к горизонтальной фазе полета, не выдержала система управления, ракета начала заваливаться, дважды перевернулась и полетела к Земле. Только в этот момент центр управления полетом отдал команду на самоликвидацию.
В SpaceX
Длина ракеты Super Heavy — 70 метров. Она наполнена охлажденной смесью метана и кислорода весом в 3400 тонн. Метан – топливо, кислород – окислитель. Топливо весит в 22 раза больше, чем сам космический корабль.
Запуск Super Heavy обеспечивают 33 (!!!) двигателя Raptor (20 маршевых и 13 рулевых), которые по расчетам могут вывести на околоземную орбиту до 150 тонн полезного груза.
Вся конструкция гораздо тяжелей и длинней ракеты
Советская ракета «Энергия», способная выводить на орбиту от 100 до 200 тонн полезной нагрузки,
Как же случилось, что спустя полвека американцы побили рекорд по числу двигателей, ранее принадлежавший советской лунной ракете «Н-1», оснащенной 30 маршевыми движками?
Самый простой и самый точный ответ состоит в том, что мощности двигателей, работающих на химическом топливе, с тех пор ничуть не возросли, а марсианские и лунные амбиции Илона Маска потребовали установки нового рекорда по числу двигателей, установленных на ракете, призванной штурмовать просторы дальнего космоса. Ведь у американцев движки-то похуже наших, Маск никогда этого и не скрывал.
«Я провожу много времени, изучая конструкцию российских ракетных двигателей. Есть замечательные российские двигатели», —
Однако современные цифровые системы управления полетом, как казалось Маску, смогут нейтрализовать неизбежную несинхронность и сбои в работе трех десятков двигателей. До высоты 38 км Starship оправдывал надежды Маска…
Ветеран российской космической отрасли Дмитрий Конаныхин
По мнению Конаныхина (с которым я согласен), уровень вибраций трубопроводов и подвесов связки двигателей гигантской ракеты Starship настолько высок, что «существующие материалы и конструктивные решения» не способны обеспечить необходимую жесткость всей конструкции.
В результате: «Взрывы и аварийные отключения двигателей (были же взрывы на борту, это все видели), бултыхание топлива и заваливание Starship, которое было парировано только современными технологиями». И, наконец, «возможное закусывание и поломка замков, соединяющих ступени», которое и не позволило отстыковаться первой ступени.
Даже если инженерам Space X удастся «допилить» Starship, концептуальная ошибочность ставки на тридцать с лишним маломощных двигателей очевидна, что делает перспективы освоения американцами дальнего космоса на кораблях Илона Маска весьма сомнительными.
Просторы дальнего космоса будут бороздить ядерные планетолёты, такие как создаваемый в России «ядерный буксир».
8 декабря 2020 года на общем собрании Российской академии наук выступил член-корреспондент РАН, главный конструктор федерального проекта «Ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса» (ЯЭДУ) Юрий Драгунов с докладом об успешном завершении испытаний ядерного двигателя мегаваттного класса для межпланетных полетов в дальний космос.
Работа над созданием ЯЭДУ была начата в 2009 году. Головным исполнителем проекта стал Исследовательский центр имени М. В. Келдыша, а по реакторной установке (РУ) – Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н. А. Доллежаля (НИКИЭТ).
Юрий Драгунов рассказал обо всех этапах создания ЯЭДУ. В завершение работ в федеральном ядерном центре в Сарове на специальном разгонном стенде был проведён контрольный физический пуск ЯЭДУ с комплексом необходимых измерений.
США серьёзно отстают от России в создании ядерного двигателя для полётов в дальний космос. Американская компания Ultra Safe Nuclear Technologies (USNC-Tech) из Сиэтла
11 декабря 2020 года Роскосмос
Если российские инженеры сумеют сохранить лидерство в разработке космических кораблей «дальнего космического плавания», то на Марсе будут цвести яблоки российского белого налива.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ
Читайте нас: