По итогам грядущих парламентских выборов в Болгарии должно сформироваться новое правительство. Сильные позиции заняли партии, которые разделяют с Россией "больше общих интересов", пишет Les Echos. Это создает риск появления в ЕС страны, близкой к Москве, выражает опасения автор статьи.
В воскресенье в самой бедной стране Европы пройдут выборы – пятые за последние два года. На фоне крайне нестабильного политического ландшафта, в котором никак не могут сформироваться крепкие коалиции, увеличивается риск появления власти, более приближенной к Москве.
Появится ли наконец у 6,5 тысячи болгар стабильное правительство? К сожалению, все указывает на то, что парламентские выборы, которые будут проведены в воскресенье, не помогут самой бедной стране Евросоюза выбраться из политического кризиса, который царит в ней с 2021 года. Избирателей вызывают на голосование в пятый раз за последние два года.
По результатам последних выборов в октябре ни одна из коалиций не смогла сформировать правительство, что привело к роспуску Народного собрания. Опросы общественного мнения позволяют предположить, что статус-кво сохранится, и парламент снова будет расколот. На данный момент лидирующие позиции занимают две партии, возглавляемые бывшими премьер-министрами: ГЕРБ (Граждане за европейское развитие Болгарии) Бойко Борисова и "Продолжаем перемены" Кирила Петкова. Обе набирают примерно по 25% голосов.
На данном этапе крайне маловероятно, что две партии объединятся. Проевропейский либерал Петков, бывший у власти несколько месяцев в 2021-2022 годах, выстроил весь свой успех на противостоянии Борисову, которого он обвиняет в создании крупной системы клиентелизма.
Борисов занимал пост премьер-министра почти без перерывов с 2009 года по 2021 год. "Официально его популистская партия ГЕРБ — правоцентристская и прозападная, однако на самом деле она воплощает клиентелизм и коррупцию в стране, — утверждает Надеж Рагару, глава исследовательского направления французского Института политических исследований Sciences Po. — Связи Борисова с Россией не выставляются напоказ, однако, судя по всему, их объединяют общие экономические интересы".
Помимо этих двух партий, есть и третья — Возрождение, она усилила свои позиции в последние годы. Это радикально правая фракция, которую отличают еврофобия и открыто пророссийские взгляды. Ее поддерживают около 13% избирателей — столько же, сколько и ДПС, движение, которое отстаивает интересы турецкого и мусульманского меньшинств.
Возможно ли создать правительственную коалицию в таких условиях? По Конституции, ее сформирует партия, которая избирательную гонку в воскресенье. "В Болгарии этот вопрос не следует рассматривать с точки зрения правых или левых. Альянсы формируются на основе других факторов", — отмечает исследовательница.
По мнению Рагару, существует риск создания правительства, которое разделяло бы больше интересов с Россией, пусть даже и не в открытую. Политический тупик, в который попали болгары, усугубляется сильной тенденцией к абсентеизму — более 60% населения воздержались от голосования в октябре. Это свидетельствует об усталости избирателей и их крайнем недоверии к политическим кругам.
Ожидая исхода выборов, президент Болгарии Румен Радев изо всех сил затягивает игру. Согласно Конституции, его власть очень ограничена, но сейчас он приобрел ключевое значение. Именно Радев практически беспрерывно назначает "технические правительства" уже в течение 6 лет. "По сути, мы содействуем введению президентского режима, когда ядро власти фактически переходит в руки главы государства", — объясняет Рагару.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: