Иранское издание Javan пишет, что перед встречей «Двадцатки» госсекретарь США Энтони Блинкен впервые отправился с визитом в Казахстан и Узбекистан. Его цель — переключить страны на сотрудничество с США и не ослаблять режим санкций. Но серьезно изменить расклад в регионе политик не смог.
Турне Госсекретаря США Энтони Блинкена по странам Азии и Центральной Азии в первые числа марта этого года стало одним из самых обсуждаемых сюжетов и в региональных, и мировых СМИ. Оценки даются самые разные, но все наблюдатели сходятся в одном: эта поездка главы американской дипломатии в один из самых важных, с геополитической точки зрения, регионов мира, не останется без последствий. Представляет интерес, какие оценки визиту Блинкена дают местные наблюдатели и комментаторы.
Один из экспертов по политическим проблемам региона
Как раз такое видение ситуации представил местный эксперт. Политолог и специалист в области региональной безопасности Сергей Кожемякин написал по итогам визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Центральную Азию подробное эссе, с содержанием которого удалось ознакомиться корреспонденту информагентства «Фарс» в Душанбе. В своем эссе он подчеркнул, в частности, следующее: «Авантюра, в которую втягивает свои собственные страны и народы местная политическая элита, пытаясь играть на противоречиях сверхдержав и извлекать из этого выгоду, может оказаться крайне опасной, тем более тут возможна даже военная авантюра, у которой последствия будут очень тяжелыми, да и просто непредсказуемыми».
Стоит отметить, что госсекретарь США в ходе пресс-конференции с казахстанским коллегой больше 10 раз обвинил Россию в агрессии по отношению к Украине. В начале пресс-конференции Блинкен заявил, что США неизменно поддерживают суверенитет и территориальную целостность Казахстана.
Глава казахстанского МИД отреагировал совершенно адекватно: по его словам, Казахстан не видит рисков или угроз со стороны России в контексте событий на Украине. «Мы на данный момент не видим, не ощущаем рисков или угроз со стороны России», — подчеркнул он.
Тлеуберди также напомнил, что Казахстан является членом ЕАЭС, ОДКБ, СНГ наряду с другими государствами, которые граничат с Россией или же находятся в этом регионе. «И поэтому мы рассматриваем взаимоотношения с Россией в качестве альянса, который функционирует в рамках этих многосторонних структур. Что же касается двустороннего сотрудничества или двусторонних взаимоотношений, у нас имеется солидная правовая база», — добавил он.
Блинкен, тем временем, пытался атаковать по всем фронтам. Он предложил компенсации партнерам России в Средней Азии в обмен на ввод санкций. По его словам, в США понимают, что все страны региона так или иначе зависят от торговых отношений с Россией, и наложенные на РФ санкции бьют и по их экономике. «Мы очень внимательно следим за соблюдением санкций и ведём постоянную дискуссию с рядом стран, по поводу побочных экономических эффектов», — также отметил он.
В свою очередь, Мухтар Тлеуберды добавил, что США предупреждает Казахстан о случаях, когда из-за параллельного импорта на страну могут наложить вторичные санкции. Сейчас, как подчеркнул Блинкен, никаких вторичных санкций на Казахстан не наложили.
«Собственно, для госсекретаря США поездка в Центральную Азию — еще и демонстрация флага в регионе, с которым традиционно связаны интересы Китая. В условиях, когда в феврале планировался, но был отменен визит Энтони Блинкена в КНР — шаг весьма символичный. Кроме того, постсоветская Центральная Азия — регион, еще и находящийся в зоне досягаемости Афганистана. Учитывая, что администрацию Джозефа Байдена продолжают критиковать за политику на этом направлении (в том числе, в связи с сюжетом об оставленном там американском оружии), Белому дому важно еще раз показать, что он держит руку на пульсе и контактирует со игроками из ближайших к проблемному государству регионов», — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
По его мнению, Блинкен и не рассчитывал на резкое изменение риторики Астаны в отношении России. «Реакция Мухтара Тлеуберди, в общем-то, ожидаема – Казахстан традиционно проводит многовекторную внешнюю политику. Впрочем, тот факт, что достаточно явное отмежевание от заявлений госсекретаря США прозвучало со стороны его казахстанского коллеги на совместной пресс-конференции с ним, может быть еще одним косвенным свидетельством, что максимального давления на Астану Вашингтон пока не оказывал», – отметил он.
Эксперт добавил, что в Казахстане заинтересованы в США, как в инвесторе — президент страны Касым-Жомарт Токаев не зря упомянул на встрече с Энтони Блинкеном об общем объеме таких инвестиций в 62 миллиарда долларов. «Кроме того, среди прочего, учитывая активы представителей казахстанских элит в западных государствах, это тоже важный рычаг давления Вашингтона на Астану. Здесь США могут хотя бы на уровне публичной риторики, подыграть официальной Астане — вспомним, как в июне 2022 года президент Казахстана создал межведомственную комиссию для возврата незаконно вывезенных гражданами страны средств за рубеж, в чем можно было увидеть, как стремление набрать внутриполитические очки, так и, хотя бы символически, оказать давление на менее лояльные группы элит. Но Вашингтон может использовать тот же фактор зарубежных активов уже как собственный инструмент влияния на элиты Казахстана», — сказал он.
По его словам, представители Казахстана вряд ли могли прямо заявить о готовности помочь Москве с обходом санкций. «Тем более, что и более влиятельные игроки, с которыми у России выстроилось прагматичное сотрудничество, в массе своей, на такие резкие заявления не шли. Впрочем, США также могут быть заинтересованы не бороться за перекрытие максимального числа каналов обхода санкций Россией, по крайней мере, на данном этапе, рассчитывая в ряде случаев действовать по принципу «дамоклова меча», когда потенциальная угроза может рассматриваться как более эффективный инструмент, чем уже осуществленная», резюмировал Нейжмаков.
Читайте нас: