Лента новостей

00:21
«Орешник» государства Российского
23:41
«Настоящее Definitive Edition»: новый трейлер GTA: Vice City Nextgen Edition воодушевил фанатов
22:40
Бывшая президент Тайваня призвала помогать в первую очередь Украине, потом Тайваню
22:06
Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе
19:17
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 25 ноября
19:12
«Зерно из Украины», или Нужен ли украинский опыт Африке?
19:08
Путин присвоил звание Героя России бойцу СВО Исбакиеву, отдавшему свою жизнь за Родину
18:57
Прямая линия с Путиным 2024
18:55
Очередная посылка для ребят на фронт.
18:50
Российские ученые разработали полимер для укрепления арктических дорог
18:28
Глава Одесской областной военной администрации Олег Кипер проиграл в казино Монте Карло бюджетные деньги
17:47
Российский космический грузовик «Прогресс» устроил газовую атаку на МКС
17:43
Никита Журавель, сжёгший Коран, получил 14 лет строгого режима за государственную измену
17:42
Украина снова ударила ATACMS, Курахово уже на подходе, готовится большой котел для ВСУ под Курском — Горячая сводка с фронта 25 ноября 2024 г.
17:41
«Одуван доиноагентился до уголовного дела». Прокуратура Москвы взялась за Илью Варламова
17:03
Мы живем в пушкинской России: слово года 2024
16:56
На Украине призвали отправить на фронт 100 тысяч пенсионеров
16:55
Чиновник НАТО признал бесполезность вооружения Украины
16:48
Западных инвесторов призвали готовиться к конфликту с КНР и Россией
16:37
Для австралийского флота выбрали дизайн нового десантного корабля
16:29
Экзошорты с электроприводом помогают вести активный образ жизни
16:10
GSC Game World раскрыла, когда выйдет первый патч для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и какие улучшения в него войдут
16:06
Меркель назвала правильным решением не принимать Украину в НАТО
16:05
Чиновника Минобороны приговорили к 17 годам заключения
16:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 25 ноября
16:03
Украинский депутат спрогнозировал выход США и ЕС из конфликта
15:58
Инфраструктурные войны: Запад осознал себя в новой реальности
15:54
Рябков допустил возможность размещения РСМД в Азиатском регионе
15:43
Война на Украине (25.11.24): Фронт местами рушится, пехоты не хватает — офицеры ВСУ...
15:41
Битва за Купянск - тут просто Ад
15:37
Игры S01E01 (часть 3)
15:25
Дать на орехи: почему на Западе забыли про «красные линии»?
15:11
Экс-глава ЧВК Blackwater констатировал, что Украина не сможет вернуть потерянные территории и призвал завершить конфликт
15:10
Офицер ВСУ: российские войска скоро вытеснят нас из Курской области
14:54
Корабль снабжения нового типа пополнил состав ВМС Франции
14:45
Свежая фронтовая сводка от Юрия Подоляки на 25.11.2024: Российские войска закрепляют успехи, фронт ВСУ рушится
14:17
Имперский зуд толкает Британию на самоубийственную помощь Украине
14:11
ВС РФ восстановили Leopard 2A4 до ходового состояния
13:51
Некоторые витамины для беременных оказались потенциально опасными
13:35
На Украине лишат брони от мобилизации значительную часть из 1,6 млн работников предприятий
13:34
Депутат Госдумы: России не хватает своих сварщиков, которым готовы платить по 300 тысяч рублей
13:12
Битва за Курахово и Купянск: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 25 ноября 2024 года
12:54
Орешник – наглядное предупреждение для Запада
12:48
Во поле орешина, в ВС - «Орешник»
12:47
В Ростове-на-Дону правоохранители задержали высокопоставленных чиновников
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе

Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе


Москва и Тегеран ведут переговоры по строительству железной дороги с шириной колеи российского стандарта. Предполагается, что новый участок соединит город Парсабад на границе с Азербайджаном с крупнейшим иранским портом Бендер-Аббас на берегу акватории Персидского залива, рассказал посол Исламской Республики Иран в Москве Казем Джалали. Он пояснил, что речь идёт уже о втором проекте. Помимо западной ветки Международного транспортного коридора «Север – Юг», включающей планируемый к завершению в 2028 г. участок Решт – Астара, потенциальным инвестором линии Парсабад – Астара с предполагаемой «широкой» 1532-мм колеёй выступает российская сторона. 

В свою очередь, президент ИРИ Масуд Пезешкиан обратил внимание на то, что расширение сети железных дорог от Каспия до Персидского залива отвечает интересам не только иранского народа, но и удовлетворит потребности участников мегапроекта МТК "Север – Юг". Примечательно в этом плане, что за 7 месяцев текущего иранского года (с 20 марта по 21 октября) объём несырьевой торговли между Россией и Ираном достиг 1,5 млрд долларов, и таким образом наша страна стала пятым по величине торговым партнёром южного соседа за указанный период.

24 ноября начались работы по укладке рельсов на участке Хаш – Чабахар, соединяющем единственный океанический порт с национальной железнодорожной сетью. «МТК "Север – Юг " является самым приоритетным и стратегическим проектом в железнодорожной отрасли страны», – заявила министр дорог и городского развития ИРИ Фарзане Садег Малваджерд, упомянув о том, что данный участок железной дороги (Хаш – Чабахар) является одним из составляющих МТК.

Спецпредставителем по развитию МТК «Север – Юг» назначен вице-премьер РФ Виталий Савельев. Организация перевозок по этому мультимодальному коридору – без преувеличения, магистральное направление российско-иранского многопланового диалога. Более того, стратегическая важность и даже безальтернативность МТК стала очевидна далеко не только Ирану, но и такому общепризнанному лидеру Азии, как Индия. Неслучайно ряд зарубежных агентств предрекают стране Махатмы Ганди к 2030 году славу одного из центров мирового экономического развития. «Успешная активация коридора поможет соединить Индию с Россией в течение 16-21 дня по конкурентоспособным ставкам фрахта… В настоящее время, чтобы добраться до России и Центральной Азии, мы вынуждены либо использовать порт Роттердама, либо сухопутный маршрут через Китай. Это дорого и долго», – сетуют индийские эксперты, добавляя: «Потенциал этого маршрута [Север – Юг] огромен, если Индия сможет привлечь к нему и своих соседей по Юго-Восточной Азии. Маршрут через Суэцкий канал занимает 45-60 дней, а МТК "Север – Юг " 25-30 дней». 

Таким образом, именно пути через Каспий и / или по его берегам с высокой долей вероятности станут для Нью-Дели «воротами» в глубинные районы Евразии, минуя транзит через враждебный Пакистан. Симптоматично, что ещё в мае 2024 г. Индия подписала с Ираном договор о долгосрочной эксплуатации транзитного узла-порта Шахид Бехешти в Чабахаре. Вдобавок речь шла об инвестициях общим объемом более 379 млн долл. в реконструкцию инфраструктуры порта. 

МТК Север – Юг и сопряжённые коридоры, источник clearias.com

 

Как утверждают некоторые наблюдатели, на фоне ближневосточной эскалации Иран пригрозил Индии заморозкой взаимодействия и использования льготного режима при использовании ею порта Чабахар в связи с поддержкой, оказываемой Нью-Дели режиму Нетяньяху: «Несмотря на то что угроза пока прозвучала в мягкой форме, если она будет реализована, то проект МТК «Север – Юг» может оказаться под серьёзным вопросом». И всё же, отдавая дань прагматизму, многие полагают, что оформление системы евразийских экономических и транспортно-логистических коридоров лишь укрепит внутрирегиональную связанность, не говоря о существенном сокращении транспортных расходов. Мало того, согласно данным Евразийского банка развития, едва ли не самым востребованным грузом здесь окажется продовольствие. Разумеется, российско-иранское сотрудничество на поверку связано и таким стратегически важным сюжетом, как продовольственная безопасность.

Кстати, сейчас большая часть грузоперевозок по МТК «Север – Юг» проводится во многом благодаря автотранспорту. Набирает силу процесс организации инфраструктуры обслуживания грузооборота коридора путём использования железнодорожного и морского транспорта. Не менее значимо, что запущен и процесс гармонизации необходимой правовой базы, а также транспортных тарифов стран – участниц МТК «Север – Юг», хотя из планируемых трёх веток коридора практически бесшовно работает только восточная. Во всяком случае, пока именно по ней стороны транспортировали до 200 тысяч тонн грузов в прошлом году, а уже в первом квартале 2024 года уместно констатировать рост объемов перевозок в 2 раза. Экономическая состоятельность восточной ветки подтверждается снижением в 2024 году на 44% стоимости доставки грузов по данному направлению. 

Тем временем для интенсификации транскаспийского направления сотрудничества Москва и Тегеран сейчас заняты решением задачи по модернизации портов по берегам Каспия. В частности (и это весьма немаловажно), партнёры расширяют площади контейнерных причалов. Само собой, для полноценной интенсификации процесса не обойтись без задействования современного флота судов «река – море», что позволило бы ощутимо расширить объёмы транспортируемых грузов самой широкой номенклатуры. Вот почему на последних заседаниях российско-иранской межправительственной комиссии отмечалась необходимость развития взаимодействия в сфере создания крупнотоннажного флота (как вариант – на иранских судоверфях). Так же, как и при гипотетическом строительстве железной дороги от берегов Аракса к Персидскому заливу, российская сторона и здесь не исключает вложений в иранскую портовую инфраструктуру. 

На данный момент проблема организации паромного сообщения по Каспию прорабатывается, и сложность в его реализации непосредственно связана, как упоминалось выше, с различиями в ширине колеи железнодорожных сетей РФ и ИРИ.

К слову, для решения обозначенных амбициозных целей и задач планируется углубление дна в русле реки Волга для полноценного использования водных путей России, и наблюдаемая здесь позитивная динамика скорее обнадёживает. В прошлом, 2023 году морским транспортом было доставлено 5,54 млн тонн грузов – на 55% больше, чем годом ранее. 

В то же самое время Москве и Тегерану ещё только предстоит увеличить пропускную способность всех трех веток "Север – Юг", что в контексте роста объёмов грузооборота – задача вовсе не тривиальная. Так, не устранены полностью технические проблемы, решение которых потребуют совместных усилий. Речь идет, прежде всего, о не достаточной развитости транспортной инфраструктуры. В особенности это касается транзитной части маршрута на иранской территории. Мало того, откровенно говоря, все погранпереходы пока ещё не вполне подготовлены к работе с международными перевозками. Не менее актуально организовать сквозные тарифы и обеспечить цифровизацию на всех этапах перевозки и обслуживания. Безусловно, при грамотном и ответственном подходе все эти проблемы вполне решаемы. Позитивный сценарий означает, что общий объём грузоперевозок может достичь в скором времени 12-20 млн. тонн. У 2030 г., этот показатель может возрасти до 40-50 млн. тонн.

При любом раскладе анализ торгово-экономических перспектив России и Ирана, а также участия наших стран в региональных объединениях (ШОС, БРИКС) и логистических проектах явно демонстрируют намерения сторон выйти на более высокий уровень взаимодействия. Не менее важно, что у властей наших государств имеется чёткое, а главное – единое понимание тесной взаимосвязи политического взаимодействия (в том числе в сфере безопасности на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии) с прочными взаимовыгодными экономическими контактами. Имеющиеся на сегодняшний день возможности для интенсификации экономических отношений в формате региональных интеграционных объединений неизбежно получат новое измерение.

P. S. Готовящийся договор о всеобъемлющем партнёрстве между Россией и Ираном охватит сферу обороны и безопасности, заявил в интервью ТАСС заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх