Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин прокомментировал призывы ряда депутатов Госдумы к выходу из ВТО. По утверждению дипломата, отвечающего за взаимодействие с международными организациями, Россия не будет отказываться от членства во Всемирной торговой организации. Представитель МИД утверждает, что реализация инициативы парламентариев чревата "негативными последствиями для национальной экономики".
Отправной точкой для формирования Всемирной торговой организации стала Бреттон-Вудская конференция, которая прошла в США летом 1944 года. В её заседаниях участвовали представители 44 стран, но главными действующими лицами, формировавшими повестку, были представители США и Англии.
Формально обсуждались вопросы восстановления мировой экономики после окончания Второй мировой войны. При этом представители США и Англии выдвинули инициативу по формированию глобального рынка с распределением ресурсов и средств производства. Для формирования этого рынка они предложили унифицировать таможенные тарифы, создать единую систему валютного регулирования, механизмы кредитования экономик и урегулирования споров между субъектами торговли.
Для унификации торговых тарифов предлагалось подписать Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Для обеспечения валютного регулирования – создать Международный валютный фонд. Для кредитования экономик – учредить Международный банк реконструкции и развития (сегодня – Всемирный банк). Для урегулирования споров между субъектами торговли – создать Международную торговую организацию (сегодня – Всемирная торговая организация).
Одна деталь: первоначально обещалось, что расчётной единицей в международной торговле, а также инструментом международного кредитования станет новая всемирная валюта. Ей даже придумали название "банкор". Однако в итоговом решении её заменил доллар США. Получилось, что в основе всех мировых финансов и международной торговли оказался печатный станок ФРС. Благодаря этому США сразу же получили преимущественное положение, которое позволило им диктовать условия другим экономикам.
Как они пользуются этим преимуществом можно увидеть по следующей схеме:
Если ваша страна хочет вступить в ВТО, т.е. получить формальное право на защиту своих торговых позиций, то она должна выполнить несколько условий.
Вначале следует присоединиться к МВФ и выполнить его требования. В Международном валютном фонде у США блокирующий пакет, а у всех западных стран – контрольный. Требования Международного валютного фонда заключаются в том, чтобы "отрегулировать" курс своей валюты. Это "регулирование" заключается в том, чтобы отдать часть своих золотых запасов и приобрести максимальное количество долларов. "Логика" проста: хочешь больше торговать – нужно закупить как можно больше бумажек ФРС, чтобы использовать их в международных расчётах. Таким образом, страна садится на «долларовую иглу».
После выполнения этого условия следует подписать целый пакет документов, который условно именуют Генеральным соглашением по тарифам и торговле. По этим соглашениям следует открыть свой рынок, отказаться от защиты собственного производителя, поддержки стратегических отраслей экономики. Заметьте, это следует сделать до того, как другие страны-члены ВТО откроют свои рынки. Таким образом, вы сознательно ставите своего производителя в неконкурентные условия, обрекаете его на гибель в неконкурентной борьбе. Ведь иностранный производитель защищён, а ваш – уже нет. Когда вы положите практически всё своё производство, вам откроется путь в ВТО. Вот только войти в эту организацию вы уже сможете только в качестве сырьевого придатка.
Но и это ещё не конец всех проблем. Формально после присоединения к Всемирной торговой организации у вас возникает право оспаривать враждебные действия со стороны других экономических игроков. Но это только формально.
На практике же картина выглядит следующим образом: У ВТО, штаб-квартира которой находится в Швейцарии, имеется штат из 600 сотрудников плюс несколько тысяч внештатных "экспертов". Все они входят в различные комиссии, призванные рассматривать споры. Вопрос только в том, что эти комиссии функционируют в статусе международного арбитража. Это значит, что их решения предполагают добровольность выполнения. А если какая-либо страна проигнорирует эти решения?
Россия стала членом ВТО в 2012 году. Начиная с 2014 года Запад ввёл против Российской Федерации бесчисленное количество санкций. Дошло до открытой конфискации российских государственных активов. Воспрепятствовала ли ВТО этим действиям? Всемирная торговая организация просто-напросто умыла руки. А ведь на содержание её штата Россия вносила и продолжает вносить внушительные взносы! Так стоит ли овчинка выделки?
Добавим, что во Всемирную торговую организацию входят далеко не все страны мира. И некоторые из тех, кто не входит в ВТО, экономически самодостаточны.
Наконец, самый главный аргумент. Членство в ВТО неизбежно связано с активным использованием доллара во внешней торговле. Дедолларизация рассматривается руководством Всемирной торговой организации как грубейшее нарушение её правил. Но ведь Россия выбрала курс на постепенный отказ от доллара во внешних расчётах. Как чиновник из МИД представляет реализацию этой политики наряду с членством в ВТО? Дедолларизация рано или поздно приведёт к тому, что нас просто-напросто выдавят из Всемирной торговой организации.
Юрий Городненко
Читайте нас: