Судя по недавно опубликованному докладу Центра исследований будущего демократии при Кембриджском университете, мир все больше поляризуется, раскалываясь на либеральную и нелиберальную сферы, и за пределами либерального Запада восходят звезды России и Китая.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что мы живем во все более раздробленном мире. Вместо возврата к идеологическому противостоянию между Востоком и Западом, сегодня внешнюю политику подавляющего большинства развивающихся стран определяют коммерческие интересы.
Европа и США поддерживают Украину в ее войне против России, поскольку они видят в российском вторжении посягательство на европейские ценности. Однако для большинства стран за пределами Европы (и нескольких стран ЕС) война не имеет значения, и они продолжают судить о России исходя из экономических соображений.
Три четверти (75 %) из 1,2 миллиарда человек, живущих в странах либеральной демократии, в настоящее время негативно относятся к Китаю, и 87 % – к России. Однако, что касается 6,3 миллиардов человек, проживающих в нелиберальных странах, картина совершенно противоположная: 70 % позитивно относятся к Китаю и 66 – к России.
Похоже, что недовольство общества функционированием демократии коррелирует с одобрением авторитарных сил. Большинство населения в 69 % стран, где позитивно относятся к России, недовольны демократическими институтами в своей собственной стране. То же справедливо и для 73 % стран, где большинство населения положительно относится к Китаю.
Китай превратился в ведущую нацию развивающегося мира. Согласно кембриджскому исследованию, впервые в истории больше людей в развивающихся странах симпатизируют Китаю (62 %), чем Соединенным Штатам (61 %). Это особенно заметно среди 4,6 миллиардов населения стран, поддерживаемых инициативой «Один пояс, один путь». В странах, не участвующих в мегапроекте, этот показатель гораздо ниже – всего 27 %.
Впрочем, рост одобрения Глобального Юга сопровождается резким падением поддержки в развитых странах. В западном мире лишь 23 % граждан положительно относятся к Китаю, в то время как всего пять лет назад их было 42 %. Ту же тенденцию можно наблюдать и в отношении России: процент одобрения среди жителей западных стран упал за последние десять лет с 39 % до 12.
Россия также потеряла свое влияние среди европейских стран, где ранее она пользовалась симпатиями, включая Грецию (с 69 до 30 %), Венгрию (с 45 до 25 %) и Италию (с 38 до 14 %). Несмотря на усилия российской пропаганды, страна пользуется незначительной поддержкой западных избирателей.
Реальное влияние России лежит за пределами Запада. Около 75 % респондентов в Южной Азии, 68 % во франкоязычной Африке и 62 % в Юго-Восточной Азии позитивно отзываются об этой стране.
Исследование разделило мир на два лагеря. Первый объединяет страны с позитивным отношением к США, а второй – к России и Китаю. Американский блок намного больше и включает в себя в общей сложности 64 страны, в то время как в китайско-российском лагере их всего пятнадцать. В первом блоке проживает также больше людей, но лишь потому, что в него была с натяжкой включена Индия с населением 1,4 миллиарда человек. Если исключить ее, поскольку Индия входит в БРИКС и неоднократно поддерживала Россию в ООН, два лагеря практически сравняются по численности населения.
«Однако по экономической мощи американский альянс выходит далеко вперед, – говорится в исследовании. – общий ВВП стран, примкнувших к США, составляет 70 триллионов долларов, что вдвое больше совокупного ВВП стран, предпочитающих Россию и Китай.
Последнее десятилетие принесло значительные изменения в восприятии России и это стало ярким примером раскола между тенденциями в общественном мнении Запада и развивающихся стран. В годы подъема, до 2012 года незначительное большинство американцев и европейцев в целом позитивно относились к России. Однако после аннексии Крыма и крушения авиалайнера MH-17 мнение о России начало быстро ухудшаться.
Между тем, до вторжения в Украину большинство развивающихся стран и регионов быстро становились более дружелюбными в отношении России. Значительный рост симпатий наблюдался в Южной Азии (с 57% до 76%), Юго-Восточной Азии (с 52% до 67%) и Латинской Америке (с 43% до 53%). Более того, даже на Ближнем Востоке позитивные настроения выросли (с 41% до 53%), несмотря на военное вмешательство России в 2015 году на стороне сирийского лидера Башара аль-Асада.
Во время холодной войны несколько африканских стран, включая Анголу, Эфиопию и Алжир, имели тесные связи с Советским Союзом. Коммунистический блок поддерживал освободительные движения в Конго и ЮАР. Однако, после распада СССР глобальные амбиции России резко пошли на убыль, и она стала маргинальным игроком на международной арене.
В последние годы Владимир Путин частично восстановил влияние России в Африке, чему способствовала поддержка африканских правительств, которые пользуются российским оружием и услугами российских наемников. В результате Россия пользуется симпатиями населения во многих частях Африки особенно в франкоязычных странах Сахельской пятерки и на арабоязычном севере континента.
Читайте нас: