Лента новостей

10:04
Севастополь четвертую ночь под обстрелом
07:11
Второе российское наступление на Харьков застало Украину врасплох
03:59
Три мифа о генерале Врангеле. Как слагаются легенды
02:46
Роберт Фицо: тот, на ком свет клином сошёлся?
02:34
Польша опасается нелегального оружия с Украины
00:40
Обзор ASUS Zenbook 14 OLED (UX3405): ноутбук «всего» с одним дисплеем — зато каким!
00:39
Китай испытал рельсотрон для запуска снарядов в стратосферу, но что-то пошло не так
00:33
Украинские страсти по Белоусову
22:20
Портативные электростанции Duracell, которые выглядят как гигантские щелочные батареи
21:47
Юрай Цинтула, стрелявший в Роберта Фицо, будет находиться под стражей
21:41
Гастроли Елены Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
21:29
Гастроли Елена Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
20:38
«Комчас с 23:00, а в 19:00 уже ни одного автобуса». Администрации Донецка мешает комендантский час для налаживания нормальной работы общественного транспорта
20:37
Президент Грузии заветировала законопроект об иноагентах
20:29
США поссорились с WADA из-за китайского допинга
20:26
Молодежи Донбасса презентовали четвертый сезон «ТопБЛОГ»
19:28
ВСУ ведут обстрелы ЛНР, ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 мая
18:47
На Украине завели дело на мужчину, ранившего ножом военкома
18:13
Президент Грузии Зурабишвили наложила вето на законопроект об иноагентах
17:46
Европейский центробанк призвал банки из Евросоюза покинуть Россию
17:45
На Украине дальнобойщики заблокировали трассу Киев–Одесса, протестуя против закона Байдена-Зеленского о мобилизации
17:44
Глава ДНР заявил о выделении 150 участков под коммерческое строительство. Местные жители, ставшие бомжами, возмущены решениями властей
17:43
Вассерман призвал ликвидировать режим Зеленского, как террористическую организацию
17:04
Россия и Китай укрепляют дружбу, преодолевая проблемы, созданные Западом
17:01
Над Рейхстагом 9 мая пролетел беспилотник с российским флагом
16:27
Во Франции призвали отменить антироссийские санкции
16:00
В Киргизии сообщили о 29 пострадавших в результате ночных событий в центре Бишкека
15:59
«Планируете да планируете. На ДМЗ без слёз смотреть нельзя». Пушилин рассказал о массовом запуске предприятий в ДНР
15:51
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии Фицо признал вину
15:50
На Украине заочно предъявили обвинение главам ФСБ и Росгвардии
15:23
Протоиерей Ткачёв считает, что белгородцы недостаточно молятся – надо с утра до вечера, тогда обстрелов не будет
15:22
Зеленский пожаловался на нехватку 75% средств ПВО
15:16
Между Китаем и США: Ангола вновь меняет вектор
15:13
Украинские дальнобойщики устроили протест против насильственной мобилизации
14:46
ВСУ обстреляли Херсонскую область. Есть пострадавшие
14:12
Киевский режим ожидает прорывов российской армии на разных участках фронта
14:03
Правительство утвердило план празднования 80-летия Великой Победы
13:37
WSJ: Украина попросила США указать цели в России для поражения
13:36
Депутат Бурляев призвал преподавать детям в школах уроки целомудрия
13:35
Жителям Украины запретили перемещать и продавать свои автомобили, которые будут стоять на учёте в военкомате
13:29
Страсти на бывшей Украине: «Иудейская война»
13:27
Сравнение российских вооруженных сил и армий НАТО в апокалиптическом сценарии третьей мировой войны
12:43
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 18 мая, день
12:25
Зеленский: Запад боится, что Россия проиграет войну
12:19
Прибалтийский генералитет витает в параллельной реальности
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Должна ли Россия выйти из проекта совместного с КНР лайнера CR929

Должна ли Россия выйти из проекта совместного с КНР лайнера CR929


Должна ли Россия выйти из проекта совместного с КНР лайнера CR929

Под занавес уходящего 2022 года пришла еще одна негативная новость в области экономики. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что в уже в первом квартале 2023 года пройдут переговоры с Пекином, в результате которых будет решаться судьба дальнейшего нашего участия в проекте совместного российско-китайского лайнера CR929. Перспективы у него, скажем прямо, так себе.


Как рассказал ТАСС министр и в одном лице вице-премьер, КНР рассматривает возможность привлечения к участию в проекте дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера третьи страны, судя по всему, из числа недружественных России. Москва этому возражает и готова пересмотреть свой формат участия в данном амбициозном проекте, пояснил Мантуров:

Мы же такой формат для себя не рассматриваем с учётом сегодняшней ситуации и всех рисков, которые очень хорошо понимаем. Поэтому, чтобы с ними не столкнуться, возможно, примем для себя решение из партнёра в рамках этого проекта перейти в статус поставщика агрегатов, компонентов.

И кто бы мог подумать, что так получится, правда? Собственно говоря, мы последовательно говорили об этом в течение многих лет.

Хроника одного «кидка»


То, что России суждено было быть в конечном итоге обведенной вокруг пальца китайскими партнерами, мы предупреждали еще в публикации от 1 сентября 2019 года под говорящим заголовком «Что, если Китай «кинет» Россию с лайнером CR929?». А ведь как красиво все начиналось…

Технологиями производства широкофюзеляжных лайнеров в свое время обладали только США, Франция и СССР. Российская Федерация как его правопреемница пока сохранила компетенции в данной сфере лишь благодаря тому, что на широкофюзеляжных лайнерах Ил-96 летают первые лица государства. И этим решил воспользоваться Китай, желающий войти в высшую лигу мирового авиастроения.

Предполагалось, что совместный российско-китайский дальнемагистральный лайнер сможет перевозить от 230 до 320 пассажиров в зависимости от модификации. Доли обоих партнеров должны были быть равными, 50% на 50%, соответственно, и каждая сторона обязалась инвестировать по 10 миллиардов долларов. При этом мы вполне справедливо указывали, что Россия в данном проекте была младшим партнером, на что намекала сама его аббревиатура. В нашей стране должно было разместиться только производство крыльев, а производство всего остального фюзеляжа и сборка - в КНР. На первоначальном этапе самолет должен был полететь с американскими или британскими двигателями, а впоследствии предполагалась его ремоторизация на перспективные ПД-35, которые еще только предстоит разработать и пустить в серию.

Что же еще три года назад заставило нас усомниться в том, что все в итоге пойдет не по плану? Именно тот факт, что Россия была для КНР младшим партнером, от которого требовалось разработать «под ключ» и передать технологии производства широкофюзеляжных лайнеров.

Уже тогда прошли слухи, что китайцы настроены на то, чтобы разделить продажи CR929 на своем внутреннем рынке и все остальные. Это был очень дурной знак. Дело в том, что собственные потребности КНР в лайнерах такого класса оценивались в 1200 самолетов, в РФ – от 50 до 120 в течение ближайших двух десятилетий. Иначе говоря, мечты Москвы зарабатывать 50% прибыли от продажи лайнеров совместного производства на богатейшем внутреннем китайском рынке пролетали, как фанера над Парижем. Получив все требуемые им технологии и документацию, китайским партнерам осталось бы только импортозаместить крылья, что для них проблема невеликая. С чем тогда осталась бы Россия?

С крыльями, но без самолета. Чтобы производить CR929 у нас, его пришлось бы полностью создавать с нуля. Попытка продавать на международном рынке один и тот же самолет одновременно с КНР тоже не привела бы ни к чему хорошему. CR929 китайской сборки явно отличался бы от CR929 российской сборки меньшей себестоимостью и большими объемами производства, что позволило бы предложить покупателям более выгодные условия. В условиях, когда есть производимый, пусть малой, но серией отечественный широкофюзеляжный Ил-96, это было бы самое настоящее вредительство.

То, что именно этим всё и закончится в конечном итоге, было понятно с самого начала. Несмотря на это, под публикациями по данной теме было много нелицеприятных комментариев в адрес автора строк. Тем не менее, чувство гражданского долга побуждало вновь и вновь возвращаться к этой тематике. 3 сентября 2021 года на «Репортере» вышла статья под говорящим заголовком «Вместо «китайского» CR929 России нужен свой Ил-96-400М». В статье от 10 апреля 2022 года под названием «Широкофюзеляжный лайнер CR929 улетит в Китай, а Россия останется с Ил-96-400» мы пришли к следующему выводу:

Имея свой широкофюзеляжный лайнер, нет никакого смысла городить огород с локализацией у нас CR929. Все, это объективно уже китайский самолет, который мы им почти «подарили». Чтобы кавычки действительно не пропали, необходимо максимально ускорить разработку и сертификацию сверхмощного ПД-35, чтобы начать поставлять его в Китай для производства CR929. Никаких совместных предприятий с локализацией их в КНР допускать нельзя – только продажа готовых двигателей в сборке! Тогда доля в 50% с продаж лайнеров точно никуда не уплывет.

Сами же мы будем летать на родных Ил-96-400, которые надо также ремоторизировать под ПД-35 и, возможно, снабдить композитными крыльями. Вся производственная и компонентная база для них имеется, серия будет постепенно расти.

Идея выхода из проекта CR929 в пользу отечественного дальнемагистрального лайнера Ил-96 с его модернизацией и ремоторизацией озвучивалась нами и в статье от 2 июля 2022 года под названием «Отказ России от китайского CR929 дает будущее отечественному лайнера Ил-96».

И вот всё и подошло ровно к той ситуации, которую мы предсказывали еще в 2019-м. Россия подарила КНР технологии производства широкофюзеляжных самолетов, и теперь китайские партнеры создали условия, при которых она не может оставаться дальше в проекте. Видимо, в Пекине сейчас дают Москве возможность сохранить лицо, уйдя с гордо поднятой головой самой. Еще один долгосрочный прогноз, увы, сбывается.

Отметим, что при всем негативе от происходящего есть в нем и свои позитивные моменты. Теперь отечественный лайнер Ил-96 становится для нас безальтернативным, и придется сосредоточиться именно на нем, не суетясь в качестве младших партнеров у Китая. Уж лучше выйти из проекта CR929 сейчас, на ранней стадии, чем потом, загубив предварительно под благовидным предлогом «ненужности» Ил-96-400.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх