Эрвин Роммель (слева) и командир 21-й танковой дивизии Георг фон Бисмарк (справа)
Ситуация на фронте
В мае-июне 1942 года Роммель разгромил британские войска в сражении при Газале (Как Роммель разгромил 8-ю британскую армию и взял Тобрук). Германо-итальянские войска прорвали линию Газала, 21 июня взяли Тобрук и продвинулись около 600 км. Германские танки были на подступах к Эль-Аламейну – последнему рубежу обороны противника на пути к дельте Нила и Суэцкому каналу. Британская армия потеряла 80 тыс. человек, в основном пленными, большую часть бронетехники.
Ситуация для Британии складывалась угрожающая. Возник риск потери Египта, Суэца, главной коммуникации между Англией и Индией, Дальним Востоком. Здесь шли военные материалы в Африку, на Дальний Восток и в Россию (через Иран). Нефть Ирана и Ирака нужна была для продолжения войны. Кроме того, вермахт прорывался на Кавказ. Появлялась возможность объединения германских кавказской и африканской группировок. Это могло привести к краху Британскую империю. То есть, если бы Гитлер реально хотел разгромить Англию, то ему нужно было только дать несколько дивизий и дополнительные силы люфтваффе Роммелю. Германцы могли бы захватить Суэц, затем Мальту и занять Гибралтар. Создать угрозу противнику в Палестине, Сирии, Ираке и Иране. После этого Лондону пришлось бы умолять Берлин о мире.
Сами англичане оказались перед лицом полного поражения и были готовы к дальнейшему отступлению. У Александрии и Каира спешно рыли окопы. Через Нил наводили мосты, с западного берега эвакуировали штабы, государственные учреждения и запасы. Штаб британского Средиземноморского флота перебазировался из Александрии в Исмаилию. Корабли уходили на базы в Хайфе, Порт-Саиде и Бейруте. В Александрии готовились при отступлении уничтожить порт. Имелись планы затопления всей дельты Нила.
Выход немцев к Эль-Аламейну
Роммель хотел добить 8-ю британскую армию и занять дельту Нила вплоть до Суэцкого канала. Он убеждал своё командование продолжить операцию, пока противник не пришёл в себя, не делать паузу. Он сообщал военному атташе Германии в Италии генералу фон Ринтелену, что трофеев, захваченных в Тобруке, особенно топлива, хватит его армии на три месяца войны. Также Роммель провёл встречу с главнокомандующим немецкими войсками на Средиземноморском театре и в Северной Африке, фельдмаршалом авиации Кессельрингом, который прибыл в Тобрук. Фельдмаршал отмечал, что люфтваффе не сможет поддержать наступление. Роммель заявлял, что второй такой возможности сбросить врага в море может и не быть. В конце концов Кессельринг дал согласие. Гитлер также поддержал Роммеля и убедил Муссолини, хотя итальянские генералы, как и ранее, выражали сомнение.
Кессельринг и Роммель в Северной Африке
22 июня 1942 года Роммель приказал Африканскому корпусу продолжить наступление. Вечером 15-я и 21-я танковые дивизии начали движение, собираясь обойти противника с юга. Несмотря на противодействие британских ВВС, танки генерала Вальтера Неринга 23 июня вошли на территорию Египта. Командующий 8-й армией Нил Ричи приказывает войскам отойти в Мерса-Матрух. Порт Сиди-Баррани был разрушен и 24 июня оставлен. Однако темпы движения германо-итальянских войск падали. Пехота была утомлена. Британцы заминировали все прибрежные дороги. Английская авиация действовала активно. Только вечером 25 июня немцы вышли к Мерса-Матрух.
25 июня главнокомандующий британскими силами на Ближнем Востоке Окинлек освободил Ричи от его поста и сам возглавил 8-ю армию. Он планировал любой ценой удержать последний рубеж у Эль-Аламейна. 10-й корпус генерала Холма (10-я и 50-я пехотные дивизии, 151-я бригада), который только что прибыл из Сирии, занял передовые позиции у Мерса-Матруха. На южном фланге был 13-й корпус – 1-я бронетанковая и новозеландская пехотная дивизии, 3-я и 7-я бронетанковые бригады, остатки 7-й бронетанковой дивизии. Во второй линии у Эль-Аламейна расположился 30-й корпус – 1-я южноафриканская пехотная и 9-я австралийская дивизия (её спешно сформировали в Палестине), французская бригада.
26 июня немцы прорвали британский фронт между 10-м и 13-м корпусами. На стыке двух британских корпусов должна была держать оборону 1-я бронетанковая дивизия, но её там не оказалось. Британцы откатились на линию Эль-Аламейна. 28 июня немцы едва не окружили 10-й корпус. Наступающие немецкие и отступающие британские колонны смешались. Британская авиация бомбила своих. Немцы стреляли друг в друга. 10-й корпус избежал «котла», но потерял пленными 6 тыс. человек, 40 танков и большое количество техники и оружия. 29 июня итальянский 21-й корпус принял капитуляцию британского гарнизона Мерса-Матруха. Сдалось 6 тыс. солдат, было захвачено большое количество трофеев.
Итальянские солдаты в окопе в районе Эль-Аламейна
Противотанковая позиция итальянцев под Эль-Аламейном
Линия обороны при Эль-Аламейне
Линия Эль-Аламенйна была удобной для обороны: около 60 км от побережья до утёсов безводной впадины Каттара. Это уменьшало линию фронта и исключало возможность прорыва подвижных сил противника на южном фланге. Впадина была покрыта соляными болотами и зыбучими песками, была непроходима для войск. Однако укреплений было мало. Имелось всего три опорных пункта («коробки»). На севере «коробка» располагалась у Эль-Аламейна на прибрежном шоссе и железной дороге. Сам город был укреплен, как Тобрук, но слабее. Вторая хорошо укрепленная «коробка» была в центре, у Бад-эль-Каттары, третья была у впадины, у Абу Двейса, контролируя местную дорогу.
В конце июня 1942 года сильно потрёпанная 1-я южноафриканская дивизия (30-й корпус) занимала Эль-Аламейн. 18-я индийская бригада, свежая часть, выдвинутая из Ирака, заняла новый опорный пункт в Деир-эль-Шейне, между Эль-Аламейном и Бад-эль-Каттарой. Две новозеландские бригады были во второй линии. 9-я индийская бригада обороняла южный сектор. Затем южный фланг стал прикрывать 13-й корпус – новозеландская дивизия, 5-я индийская дивизия. Окинлек по примеру немецких боевых групп сформировал две подвижные группы из пехоты и артиллерии. Они были созданы из южноафриканских подразделений и базировались в пустыне к северу от хребта Румейсат. По образцу противника была реорганизована артиллерия. Сформирована 4-я бронетанковая бригада, за ней располагалась 1-я бронетанковая дивизия (150 танков). Обескровленный 10-й корпус (10-я индийская дивизия, французская бригада, польские, греческие и прочие части, подразделения) оборонял дельту Нила.
Наступление германской Африканской армии
Танковая армия «Африка» была истощена прежними успехами: пехота обескровлена и утомлена, осталось всего 90 танков (треть – итальянские). Запасы на исходе, использовали брошенные британцами склады и трофеи. Продвигались на трофейном транспорте. Однако Роммель считал, что противник полностью обескровлен и деморализован, нужно ещё раз надавить, и фронт окончательно рухнет. Командующий собирался повторить маневр у Мерса-Матруха: Африканский корпус и 90-я дивизия нанесут удар на стыке укреплений Эль-Аламейна и Деир-эль-Шейна. После прорыва 90-я дивизия повернёт на север к побережью, а Африканский корпус – на юг, чтобы обойти центр и левый фланг противника. Итальянцы расположились у Эль-Аламейна. На самом юге итальянский 20-й моторизованный корпус должен был атаковать «коробку» у Бад-эль-Каттары.
Ранним утром 30 июня 1942 года немцы атаковали. На правом фланге германский Африканский корпус напоролся на оборону «коробки» Деир-эль-Шейна – 18-я индийская бригада и южноафриканская боевая группа. На левом фланге 90-я дивизия под прикрытием песчаной бури сначала успешно вклинилась в оборону противника, затем попала под артиллерийский огонь и перешла к обороне. Кроме того, активно действовала британская авиация.
Окинлек запланировал контрудар подвижными силами 13-го корпуса, пока войска 30-го корпуса держат оборону, сковывая врага. Наступление с целью обхода противника на юге было запланировано на 2 июля. Но немцы опередили противника. 90-я лёгкая дивизия генерала Клемана снова атаковала, но продвинулась незначительно. Дивизия была полностью обескровлена, утратив ударную силу. Британские танки начали фронтальную атаку германского корпуса, но без успеха. В целом армия Роммеля потеряла большое количество живой силы и техники. Солдаты были до предела измучены. Британская авиация господствовала в воздухе, разрушая коммуникации противника.
3 июля Роммель снова бросил измученные войска в атаку. Немцы незначительно продвинулись и были в 60 км от Александрии. Дальнейшее продвижение было остановлено британской артиллерией и авиацией. На юге атака итальянского корпуса была также отражена. Дивизия «Ариете» попала под удар британцев и потеряла почти всю артиллерию и танки. Роммель взял паузу, армия окапывалась на занятых позициях. 90-ю дивизию, выдвинутую вперед, отвели назад. Германский командующий ждал прибытия идущих из Триполи подкреплений, включая 350 танков. Также пытались наладить снабжение.
Британские пехотинцы, укрепившиеся у Эль-Аламейна
Новозеландский расчет 40-мм зенитного орудия Bofors L/60 на огневой позиции в пустыне под Эль-Аламейном
Контрудары британской армии
Окинлек пытался нанести ответный удар, оттеснить противника на исходные позиции. 13-й корпус и бронетанковые бригады нацеливались на эль-Газалу, чтобы окружить армию Роммеля. Операция началась 5 июля, но британцы не смогли совершить глубокий прорыв, только оттеснили противника.
В ночь с 9 на 10 июля британцы провели мощную артиллерийскую подготовку. Затем 10-я австралийская дивизия атаковала позиции итальянцев у Эль-Аламейна. Итальянская 60-я пехотная дивизия «Сабрата» не выдержала натиска и отступила. Британцы пытались развить наступление. Немцам пришлось закрывать прорыв штабистами, зенитчиками, связистами и прочими тыловиками. Роммелю пришлось отказаться от планов собственной атаки и направить на опасный участок часть 15-й танковой дивизии. Порыв ликвидировали, но южный фланг Африканской армии был ослаблен.
13 июля 21-я танковая дивизия при поддержке бомбардировщиков атаковала Эль-Аламейн, но атака захлебнулась. Командир дивизии фон Бисмарк отвел войска на исходные позиции. В ночь с 13 на 14 июля британцы нанесли удар силами новозеландцев и индийцев. Итальянские пехотные дивизии «Брешия» и Павия» (20-й корпус) упорно сражались и были разбиты. Одновременно британцы атаковали на юге в районе «коробки» Деир-эль-Шейна. Немецкая 21-я дивизия отразила удар. 16 июля австралийцы снова атаковали на прибрежном фланге, 17 июля понесли поражение итальянские моторизованные дивизии «Триест» и «Тренто». Роммель снова бросает на опасный участок свои части, чтобы остановить британцев.
Роммель писал:
«Противник использует своё превосходство для того, чтобы одно за другим уничтожать итальянские формирования, а германские формирования слишком слабы, чтобы выстоять в одиночку. Для них будет достаточно одного сильного удара».
Командующий армией «Африка» предлагает Кессельрингу, начальнику итальянского Генштаба Кавальеро и командующему итальянскими силами в Африке Бастико отойти на линию Эс-Соллума. Кессельринг выступил против. Итальянцы обещали подкрепления.
Британский пулеметчик прикрывает роющего окоп товарища во время битвы под Эль-Аламейном
Солдаты 9-й австралийской дивизии у трофейной итальянской 47-мм противотанковой пушки Cannone da 47/32 mod. 35. Фотография снята во время боев при Эль-Аламейне
Британцы готовят новую операцию в центре, после прорыва обороны противника планировался обходной маневр на северо-запад, чтобы блокировать ударные силы армии Роммеля. 21 июля после сильной артподготовки и авиаударов 13-й корпус пошёл в наступление. 22 июня Африканский корпус контратаковал противника и разгромил новозеландцев. Немцы захватили много пленных, оружия и боеприпасов. Британская 23-я бронетанковая бригада попала на минное поле и была расстреляна противотанковой артиллерией немцев. За два часа боя бригада потеряла 85 танков из 97.
На другом участке австралийцы, которые устали быть на острие атаки, отказались идти в наступление. Австралийцы, поддержанные 69-й бригадой, пошли в атаку только 26 июля. Однако 27 июля немцы разгромили 69-ю бригаду, а 2-я бронетанковая бригада, которая должна была поддержать атаку, заплутала. В итоге британское наступление провалилось. 8-я британская армия также была истощена и 31 июля перешла к обороне.
Таким образом, германцы не смогли добить противника, хотя момент был благоприятным. Основные силы танковой армии были истощены прежними боями, у Роммеля не было резервов для развития наступления и достаточного количества авиации. Танки после выхода к Эль-Аламейну почти закончились, в отличие от британцев.
Берлин все силы сосредоточил на Русском фронте, войска в Африке поддерживали и снабжали по минимуму. Также сказывались и прежние недостатки театра: отсутствие развитых коммуникаций, снабжение вырвавшихся вперёд подвижных соединений было затруднено. Самолеты ещё не успели перебазироваться на захваченные аэродромы.
Поэтому британский главнокомандующий Окинлек смог остановить бег армии на линии Эль-Аламейна. Сюда выдвигаются свежие войска. В результате британцы смогли закрепиться и удержать позиции у Эль-Аламейна. В свою очередь, попытки британцев перейти в контрнаступление были отражены с большими потерями для 8-й армии. Обе стороны потеряли в битве по 17–18 тыс. человек.
Транспортировка германского зенитного орудия. Северная Африка. Июль 1942 г.
Британский танк M3 Grant рядом с подбитым немецким легким танком
Британская армия в Северной Африке, 1942 г. 4,5-дюймовая полевая пушка в бою к югу от Эль-Аламейна, июль 1942 г.
Этот веб-сайт использует файлы cookie или аналогичные технологии для улучшения вашего просмотра и предоставления персонализированных рекомендаций. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности
Версия PHP на сервере не соответствует минимально необходимой. Datalife Engine не сможет корректно работать на данной версии PHP. Версия PHP должна быть не ниже 8.0.0. Ваша установленная версия 7.4.3