«Только смерть, руины и ненависть»
Общая ситуация
Армии Рокоссовского и Жукова, ломая сопротивление яростно сопротивлявшихся немцев, прорвались к морю, рассекая боевые порядки восточно-померанской группировки. Группа армий «Висла» потерпела тяжёлое поражение. 2-я армия генерала Вайса утратила сухопутную связь с основными силами, была отрезана в северо-восточной части Померании. Остатки 3-й танковой армии Рауса были прижаты к Одеру и Штеттинскому заливу в западной части Восточной Померании. Несколько крупных гарнизонов были блокированы, включая Кольберг (
5 марта 1945 г. советская Ставка уточнила дальнейшие задачи 2-му и 1-му Белорусским фронтам. Войска Рокоссовского должны были добить 2-ю армию противника, занять северо-восточную часть Померании с городами Штольп, Лауенбург, Гдыня (Готенхафен), Сопот (Цоппот), Данциг. Армии Рокоссовского начали наступление 6 марта и к концу месяца выполнили поставленную задачу (

Войска 1-го Белорусского фронта должны были уничтожить соединения немецкой 3-й танковой армии и очистить от противника западную часть Восточной Померании. Армии Жукова, чтобы пробиться к нижнему течению Одера, также потратили почти месяц.
Соединения 7-го стрелкового корпуса генерала Чистова, 1-й армии Войска Польского и 1-й гвардейской танковой армии должны были уничтожить отрезанные силы противника южнее Шифельбейна, в районе Кольберга. Остальные войска наступали фронтом на северо-запад и запад, чтобы довершить разгром 3-й танковой армии и занять Одер от Балтийского моря до Цедена. После этого дивизии двух кавалерийских корпусов и часть польской армии занимали оборону на восточном берегу Одера и на морском побережье, а остальные войска возвращались на берлинское направление.

Колонна советских САУ СУ-76M входит в населенный пункт в Северной Померании
Бои с окруженными немецкими войсками
6–7 марта 1945 г. польские войска, соединения 7-го корпуса 3-й ударной армии и 11-го гвардейского танкового корпуса вели бои с блокированными в районе Шифельбейн германскими частями из состава 10-го армейского корпуса СС. Командир корпуса Гюнтер Краппе попал в плен. Однако остатки корпуса прорвались на северо-запад, к Трептову и Гоффу. Там гитлеровцы организовали оборону на приморском плацдарме размером 20 на 40 км. В населенных пунктах Пустхоф и Гофф имелись причалы, пригодные для погрузки и выгрузки войск.
Сюда же, выполняя последний приказ генерала Рауса (в связи с разгромом армии его заменили на генерала фон Мантейфеля), прорвались остатки корпусной группы генерала Отто фон Теттау, к которой присоединились оставшиеся части 18-го горнострелкового корпуса СС (33-я французская дивизия «Шарлемань» и 15-я латвийская дивизия).
Советское командование, предполагая, что гитлеровцы будут пытаться эвакуироваться морем, чтобы усилить берлинскую группировку, пыталось им помешать. Так как 1-я гвардейская танковая армия Катукова была направлена на помощь 2-му БФ, Жуков поручил ликвидацию приморской группы противника войскам 7-го стрелкового и 7-го кавалерийского корпусов. При этом 79-й корпус должен был отрезать пути отхода на запад, а 7-й корпус наступать с юга. Общее руководство операцией возложили на штаб 3-й ударной армии генерала Симоняка.
Наступление началось 10 марта 1945 г. К исходу дня 207-я дивизия 79-го корпуса, усиленная мотоциклетным и истребительно-противотанковым полками, обойдя Гросс-Юстин, пробилась к побережью, заняла Путсхоф и завязала бой за Гофф. Удар кавкорпуса на Карнитц, 15 км западнее Трептова, успеха не имел. Чтобы поддержать кавалеристов, штаб армии повернул на северо-восток две дивизии 7-го корпуса с целью взять Карнитц и Трептов.
Тем временем немцы, выставив заслоны и оставив район Трептова, сконцентрировали основные силы для прорыва в районе Гофф против 207-й дивизии. Одновременно в полосе 171-й дивизии гитлеровцы организовали встречный удар со стороны города Дивенов, расположенного у основания косы, перекрывающей устье Одера.
Из-за недооценки противника, которого уже считали разбитым, отсутствия должной разведки и взаимодействия соединений (удар кавкорпуса по Трептову пришёлся по пустому месту), немцы смогли прорваться. Гитлеровцы, несмотря на приближения конца войны, сохраняли высокий класс. Сражались они умело и яростно.
Утром 11 марта немцы отчаянной атакой смогли нанести поражение частям 207-й и 171-й дивизий, оттеснив их к югу на 5–7 км. 11–12 марта части корпусной группы «Теттау» берегом моря вышли из окружения и ушли на запад, к Дивенову. Здесь имелся мост на остров Волин, и позиции держали немецкие моряки. Теттау, который не стал выполнять самоубийственный приказ германской Ставки сохранять позиции любой ценой, вывел около 20 тыс. солдат и большое количество беженцев (от 20 до 50 тыс. человек). Правда, от дивизий остались жалкие ошмётки, от некоторых только номера. Всё тяжелое вооружение было утрачено в боях либо из-за отсутствия топлива.
Уже 12 марта линия фронта была восстановлена. Берег от Деепа до Дивенова был очищен от гитлеровцев. Но сам факт прорыва противника был неприятным. Естественно, что Жукову такой «подарок» не понравился. Симоняк был сослан командовать 67-й армией Ленинградского фронта, которая участвовала в борьбе против блокированных в Курляндии немецких войск. 3-ю ударную армию возглавил генерал-полковник Василий Кузнецов.

Бои в районе Голлнова и Кольберга
Разгром немецкой группы, которая оборонялась в районе Голлнов, был возложен на 12-й гвардейский стрелковый и 12-й гвардейский танковый корпуса. Танкисты генерала Телякова наносили удар с востока, а пехота генерала Казанкина – с северо-востока. Также из района наступал в южном направлении 9-й гвардейский танковый корпус Веденеева.
Город Голлнов на реке Иннов располагался в лесной и заболоченной местности, что мешало действиям танковых частей. На подступах к городу немцы подготовили систему заграждений. Оборону держала 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг».
Несмотря на трудности и препятствия, советские войска в ходе трехдневных упорных боев взяли Голлнов. Тем самым 3-я ударная армия завершила свою операцию и передала свой участок 1-й армии Войска Польского и 7-му гвардейскому кавкорпусу.
В это время польские войска при поддержке тяжелой

Тягач Sd.Kfz.7 буксирует 88-мм зенитное орудие FlaK по городским улицам Голлнова. Март 1945
Штурм Альтдамма
Наступление 61-й и 47-й армий, которые наступали на штеттинском направлении, нанося удары с востока и юга на Альтдамм, продвигалось медленно. 61-я армия Белова, наступая на запад, в районе города Массов столкнулась с сильным сопротивлением 3-го танкового корпуса СС Й. Циглера. В течение трёх суток упорных боев советские войска продвинулись на 10–12 км. В ночь на 7 марта эсэсовцы, охваченные с флангов, оставили город и ушли к Альтдамму. Сюда же из района Голлнов отступала и 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг».
На Альтдаммском плацдарме, который прикрывал Штеттин, оборонялись войска 11-й добровольческой моторизованной дивизии СС «Нордланд», 23-й добровольческой моторизованной дивизии СС «Недерланд» (1-я голландская), 10-й танковой дивизии СС, танковой дивизии «Гольштейн», 25-й танково-гренадерской дивизии, 1-й дивизии морской пехоты, 281-й пехотной дивизии, бригады штурмовых орудий. Немцы создали довольно плотную оборону – на одну дивизию приходилось по 5–7 км фронта.

Два ополченца фольксштурма идут на позицию под Одером. Ближний ополченец вооружен пулеметом MG34, второй в кадре — с винтовкой Манлихер. Март 1945
47-я армия Перхоровича также вела тяжелые бои. Наличие большого количества ручьев и речек, заболоченных территорий, искусственных заграждений мешало наступлению. Немецкие фланги упирались в Одер и озеро Дамшер-Зее. Советским войскам пришлось атаковать в лоб.
Поэтому Жуков 12 марта приостановил наступление 2-й гвардейской танковой, 61-й и 47-й армий, чтобы они подготовились к штурму. Нужно было провести разведку обороны противника, отработать взаимодействие войск. Для прорыва вражеской обороны армии усиливались четырьмя артиллерийскими дивизиями прорыва, что создавало плотность артиллерии в 250–280 стволов на один километр фронта. Для
Утром 15 марта после мощной артиллерийской и авиационной подготовки советские войска возобновили наступление. Немцы упорно отбивались. Только через пять дней ожесточенных боев дивизии 47-й армии вместе с танковыми бригадами 2-й гвардейской армии прорвались к реке между Альтдаммом и Грайфенхагеном, рассекая группировку противника на две части. Немцы контратаковали, пытаясь срезать советский ударный клин, но были отброшены.
Видя безнадежность положения, командующий 3-й танковой армией генерал Мантойфель, получив разрешение германской Ставки, 19 марта начал отвод войск на западный берег Одера. Отступая, немцы уничтожали важнейшие объекты и здания.

Расчет немецкого 88-мм зенитного орудия FlaK 36/37 на позиции вблизи реки Одер. Март 1945
Тотальная война
В этот день Гитлер, который в это время то предавался безосновательному оптимизму, то апокалиптическому настроению, отдал приказ о тотальной эвакуации гражданского населения в центральные районы Германии и уничтожении всех материальных ресурсов на оставляемых территориях.
В приказе говорилось: «Борьба за существование нашего народа вынуждает нас применять на территории рейха все меры, которые способствуют уменьшению мощи нашего противника и задержат его продвижение в глубь страны. При этом должны быть использованы все возможности нанесения врагу прямого или опосредованного ущерба. Заблуждением является мнение, что неразрушенные и просто прекратившие свою деятельность предприятия и сооружения … могут быть вновь запущены при возврате утраченных территорий. В случае отступления противник оставит нам лишь выжженную землю и не допустит возобновления производства для нужд населения».
Фюрер считал, что тактика «выжженной земли» задержит наступление русских войск. Разрушению подлежали все промышленные предприятия, объекты энергетики, транспорта, связи, водопроводы и газовые сети, мосты и дороги, железнодорожный транспорт, автомобили и суда, продовольственные и вещевые склады.
Ничто не должно было попасть в руки противника, «ни один немецкий стебелек не должен стать пищей врагов», он должен встретить «только смерть, руины и ненависть». Ответственность за исполнение приказа возлагалась как на военных, так и на гауляйтеров, имперских комиссаров обороны.

Гитлер и генералы обсуждают положение на Восточном фронте в замке Харнекоп, где располагался штаб 51-го армейского корпуса. Рядом с Гитлером стоят (слева направо): командир 51-го корпуса генерал артиллерии Вильгельм Берлин, командир 6-го воздушного
Министр вооружения и военного производства Шпеер, Гудериан и многие другие военные протестовали и пытались саботировать выполнение этого решения. Они были не против тактики «выжженной земли» на территории России, но не хотели превращать в разрушенную пустыню собственную страну, обрекая нацию на голод и вымирание.
Когда Гитлер шёл к власти, он обещал привести немцев к процветанию. Говорил, что если правительство ведёт народ к гибели, то люди имеют право на восстание. Теперь фюрер на слова Шпеера о необходимости сохранить «основу жизни народа для его будущего возрождения» отвечал: «Когда проигрывают войну, погибает и народ. Нет необходимости обращать внимание на основы дальнейшего самого примитивного существования немецкого народа. Напротив, лучше как раз разрушить эти вещи самим. Потому что наш народ оказался слабым, и будущее принадлежит более сильному восточному народу. Кроме того, после битвы уцелеют только неполноценные люди, ибо полноценные умрут на поле битвы».

Отряд фольксштурма на марше в населенном пункте во время боев за плацдарм на Одере. На большинстве ополченцев надеты итальянские каски M33.
Итоги
20 марта 1945 г. немецкие войска завершили очищение альтдаммского плацдарма и взорвали последний мост. Части 61-й армии заняли разрушенный Альтдамм, а 47-й армии – Грайфенхаген. Всего в результате разгрома альтдаммской группировки немцы потеряли более 40 тыс. солдат убитыми, советские войска взяли в плен 12 тыс. человек, захватили более 120 танков и САУ и другие трофеи.
Восточный берег Одера был полностью очищен от противника во всей полосе действия правого крыла 1-го БФ. С 21 марта Жуков начал переброску войск на берлинское направление.
В ходе Восточно-Померанской операции были разгромлены 21 немецкая дивизия и 8 бригад, из них 6 дивизий и 3 бригады полностью уничтожены, устранена угроза немецкого удара из Восточной Померании. Потери немцев убитыми составили 90 тыс. солдат и офицеров, пленными — 100 тыс. солдат и офицеров.

Жители покидают горящий Данциг
Войсками 1-го и 2-го Белорусского фронта были освобождены 54 города и сотни других населенных пунктов, освобождены тысячи советских военнопленных и граждан других государств Европы, угнанных на работу в Германию.
Победа в Восточной Померании досталась дорогой ценой. Потери Красной Армии в ходе Восточно-Померанской операции составили более 225 тыс. солдат и офицеров, в том числе безвозвратные потери — 52740 человек, ранены 172474 человека.
Выход советских войск к побережью Балтийского моря на большом протяжении обеспечил безопасность северного фланга группировки советских войск, действовавшей на берлинском направлении. Красная Армия теперь могла приступить к Берлинской операции. Также расширилась система базирования Балтийского флота.

Красноармейцы осматривают немецкие САУ StuG III, брошенные в Померании
Опубликовано: Мировое обозрение Источник