Лента новостей

11:21
Макрон заявил о согласии Китая с «олимпийским перемирием»
11:13
Очередная загадочная смерть военнообязанного произошла в ТЦК Кривого Рога
10:37
Игрушечный букетно-шоколадный период на Украине заканчивается. СБУ и ТЦК постучат в дверь каждому украинцу
10:01
Военкомы начали принудительно мобилизовать адвокатов
09:53
Израиль захватил КПП «Рафах» на границе с сектором Газа
09:30
Террористов права не волнуют: Киев воюет против народа
09:23
Парламент Эстонии сделал первый шаг на пути к искоренению православия в стране
09:12
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 07.05.2024
08:47
Позволит ли новое чудо-оружие получить так нужное Украине преимущество
08:29
Хакеры получили доступ к зарплатным ведомостям британской армии
04:15
«Крепость должна сражаться до последнего». Как началась битва за Порт-Артур
01:18
Сектор Газа, битва за Рафах: очередной акт палестинской трагедии
00:11
Разворот на Восток
22:47
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 6 мая, вечер
21:54
Немцы хотят заставить украинских тунеядцев с пособиями пойти работать
21:53
Al Jazeera: украинцы не хотят возвращаться на Украину и умирать за Зеленского
21:47
Си Цзиньпин во Франции: от украинского кризиса – до Тихого океана
21:17
Москва донесла свою позицию до Парижа относительно агрессии Макрона
21:10
Франция направила на украинский фронт боевые части
20:41
Путин: нас «водили за нос», издеваясь над жителями Донбасса 8 лет, поэтому мы вынуждены были защитить их вооружённым путём
20:40
Власти Израиля начинают истребление палестинцев в Рафахе
19:57
МИД: Россия будет считать F-16 на Украине носителями ядерного оружия
19:54
Командир 4-й мотострелковой бригады Луганского корпуса удостоен звания генерал-майора
19:28
Си Цзиньпин призвал Эмманюэля Макрона и Урсулу фон дер Ляйен быть самостоятельными и начать реальные переговоры по Украине
19:27
ВСУ ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 6 мая
18:52
«Быть бедным на Украине - значит, быть мёртвым»: страна превращается в гетто
18:51
Украина призвала своих хозяев не признавать Путина президентом России
18:39
В Главном храме ВС РФ прошел торжественный молебен в честь 79-й годовщины победы в Великой Отечественной войне
18:15
Польша отказалась посылать свои войска на Украину
18:14
В Санкт-Петербурге подростки-поклонники ВСУ получили сроки заключения в тюрьме за теракт на железной дороге
18:13
Москва пригрозила Лондону ракетными ударами по Британии
18:07
Китай раздражён манерой США говорить в диалоге с ним одно, а за глаза делать другое
17:44
Россия пригрозила ударами по британским объектам на Украине
17:29
Франция назвала «дезинформацией» сообщения об отправке солдат Иностранного легиона на Украину
17:27
Россия пригрозила Великобритании ударами в ответ на украинские атаки
17:11
США ищут замену Зеленскому
17:06
Дебют амфибий ACV КМП США на Филиппинах
16:57
Удары ВКС РФ по энергосистеме Украины превратили страну из экспортера электроэнергии в её импортера
16:56
Польский судья сбежал от прозападной власти в Белоруссию
16:55
«Очаровательная Сергиетта» пыталась спастись от киевского режима в Румынии по паспорту сестры
16:54
На Украине продлевают военное положение и мобилизацию до осени
16:53
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 6 мая
16:24
Англосакские наследники германских, польских и японских биоубийц
16:17
Нацбанк Украины заложил в инфляционный отчёт резкое повышение тарифов на свет
16:16
Убийцы Рассела Бентли задержаны и дают показания
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Экономика»Эксперт назвал последствия санкций ЕС против российской авиаотрасли

Эксперт назвал последствия санкций ЕС против российской авиаотрасли


Евросоюз принял беспрецедентные санкции против российской авиационной отрасли в связи с событиями на Украине. Этот шаг ЕС очень болезненный, если вспомнить нашу колоссальную зависимость от Запада в области авиации. Об опасности этой зависимости авиационные специалисты, в том числе со страниц «МК», предупреждали много раз. И вот теперь гром грянул.

Придется пересесть с самолетов на поезда

Ведущий эксперт авиаотрасли, главный редактор портала AVIA.RU Network, Роман Гусаров объяснил «МК», чего нам следует ожидать в ситуации, когда 90% российского авиапарка составляют иностранные самолеты – американские «боинги» и европейские «эрбасы». Сможем ли мы вообще летать самолетами или основным способом передвижения для россиян теперь станет железнодорожный транспорт?

ЕС запретил поставки российским авиакомпаниям европейских самолетов Airbus. Все воздушные суда, находящиеся в лизинге, должны быть в течение месяца возвращены лизингодателю. Запрещается поставка комплектующих, а также страховка и ремонт тех машин, которыми российские авиакомпании владеют напрямую.

Интересно, что пока об аналогичных мерах не объявил американский концерн Boeing. Ждать их, или нет – не ясно. Если в этом вопросе в США возьмут верх политические ястребы, то американцы наверняка присоединятся к европейцам. А если для прагматичных американцев важней окажется экономическая выгода, то, возможно, Boeing отмолчится, используя этот шанс, чтобы окончательно вытеснить своего главного конкурента Airbus с российского авиационного рынка.

- Пока официальных бумаг, разъясняющих санкционные меры в отношении нашей авиаотрасли, не поступило. Окончательно не всё понятно с формулировками, - поясняет Роман Гусаров. – Ясно, что речь идёт о европейских самолётах. Но что означает понятие «европейский самолёт»? Есть три варианта трактовки.

Во-первых, это самолёты, произведённые в Евросоюзе. Во-вторых, самолёты, переданные европейским лизинговым компаниям. И третье – самолёты, зарегистрированные в европейской юрисдикции, к примеру, в Ирландии.

- То есть вы хотите сказать, что каждый из трех вариантов подразумевает для нас различные санкционные последствия?

- Конечно. Если речь идёт о самолётах, зарегистрированных в Евросоюзе, то значит, у нас существует возможность перерегистрировать их в другой юрисдикции. Если речь идёт о европейских лизинговых компаниях – владельцах наших самолетов, значит, их можно им отдать и взять у других лизинговых компаний. То есть сменить владельца самолётов. А если имеются в виду конкретно самолеты фирмы Airbus, то в этом случае вариант только один: самолёты действительно подлежат возврату.

В первых двух вариантах мы можем решить проблемы и летать дальше.  

- Но в этом случае встанет вопрос запчастями, которые нам не будут поставлять?

- Да. И тут опять встаёт вопрос: касается ли этот запрет всех запчастей для самолетов Airbus, или только запчастей европейского производства? Потому что производители этих запчастей есть и в Азии, и в США, и где угодно ещё. Комплектующие производятся в разных странах, номенклатура огромна. Где, сколько, почем – вопрос нужно изучать. Если будет разрешена какая-то альтернатива, значит, на этих самолётах мы продолжим летать.

- А если альтернативы не будет? Сможем ли мы купить европейские запчасти через третьи страны?

- Теоретический - да. Практически – нет. Думаю, этот вариант будет пристально отслеживаться. Все запчасти номерные. Если окажется что конечный получатель – Россия, тот, кто их нам продал, будет наказан. Невозможно незаметно приобрести через третью страну какую-то деталь и установить её на наш самолёт. Тем более, если этот самолёт находится в лизинге иностранной компании.  Она просто не даст это сделать.

Но это могут быть запчасти производства третьих стран. Хотя тут возникает ещё один вопрос: коснутся ли санкции технических центров по обслуживанию Airbus, которые находятся у нас в России. Будут ли у них отозваны сертификаты на обслуживание европейских самолётов?

- Такие центры ведь есть не только у нас?

- Да, кроме наших, существуют и европейские, и азиатские центры. Я просто хочу сказать, что пока здесь возникает масса вопросов, на которые еще нет однозначных ответов.

- И один из наиболее важных, на мой взгляд: подключатся ли к таким же санкциям американцы, или нет? И что тогда?

- Если не подключаются, то мы отдаём европейцам их Airbus и берём на авиационном рынке самолеты Boeing.

- США это ведь очень выгодно. Они фактически выгоняют с российского рынка европейцев и сами занимают его практически полностью, так как у нас никакой альтернативы не остаётся?

- Очень часто такого рода санкции именно к этому и ведут. Более того: ради этого и вводятся. Допустим, когда европейцы ввели торговые санкции в отношении России, а мы в ответ – контрсанкции, то европейцы сами в результате много чего потеряли. Зато торговля с США в это время у нас выросла. И так происходит очень часто. Так что здесь надо ещё посмотреть на поведение американцев и подождать их реакцию. Если США не введут аналогичные санкции, то европейцы наверняка пойдут на попятную. Иначе получится, что они сами себя высекли.

Представьте: получить 400 новых самолетов назад и как-то потом их в мире пытаться пристроить – просто жуть! Это ведёт к гигантским потерям. Получается ведь, что когда-то компании, условно говоря, вложили $40 млрд в эти самолеты, которые сейчас у нас летают, а теперь мы это всё обратно им вернём? И куда они их денут в период пандемии? Ведь никто их не возьмёт. А если и возьмёт, то с огромным дисконтом. Просто за копейки. Получается, в результате таких санкций европейцы получают огромную для себя проблему.  

Ну, и конечно, будет совсем другой вариант, если американцы подключатся и применят такие же санкции.

- И что тогда?

- Тогда мы будем должны уже вернуть не 400, а к примеру, 800 самолётов. Представляете, что тогда произойдет на рынке?  На мировом авиационном рынке появится 800 относительно новых машин, которые нужно кому-то впарить!  А это значит, цены на самолёты на вторичном рынке просто рухнут. Эти машины придётся отдавать по очень низкой цене.

Более того, непосредственно у Boeing и Airbus рухнут продажи и на новые самолёты. Ведь если на рынке есть подержанные, но практически новые машины за полцены, то зачем у тех же Boeing и Airbus покупать совсем новый самолёт? Это просто нецелесообразно.

Выходит, почти на 800 новых построенных самолётов не будет спроса. Получается, и Boeing, и Airbus практически еще год могут не работать, и те самые $80 млрд они не заработают. Я беру грубые цифры, исходя из того, что новый среднемагистральный самолет  стоит порядка $100 млн.

Так что тотальные санкции в этой области для нас, конечно, будут ужасными, и встанет большой вопрос, что делать с нашей авиаотраслью. Но и для них это станет ситуацией близкой к катастрофе. Особенно сейчас, когда и без того продажи новых самолётов сильно упали из-за проблем с пандемией.

Получается, что в тотальных санкциях они крайне не заинтересованы.

- Кто в первую очередь – США или Европа?

- Да никто. Весь авиационный мир не заинтересован.

- Но ведь они все равно их вводят! Мы-то больше всех не заинтересованы.  Получается, у нас могут отнять почти 90% нашего авиационного парка.

- Да, такое может произойти. Тогда нам действительно летать будет не на чем. Но я думаю, частично мы сможем решить этот вопрос за счёт привлечения к нам сюда иностранных авиакомпаний. Ну, например, полёты по туристическим направлениям с удовольствием на себя возьмут китайские, корейские или ещё какие-то авиакомпании.

- И билеты у них будут дешевле, чем у наших авиакомпаний?

- Не знаю, будут ли – сейчас общемировой спад авиационных перевозок из-за пандемии, но в любом случае наш огромный рынок авиаперевозок – это лакомый кусок для иностранных авиакомпаний.

- А что будет с внутренними перевозками?

- Здесь тоже есть варианты. Хотя первое время придется пережить шоковый переходный период.

- Мы могли бы как-то частично решить проблему за счёт покупки бразильских самолетов Embraer?

- Теоретически, наверное, да. Но ведь американцы могут и в отношении бразильской Embraer ввести санкции. Мы такое уже проходили. Тем более, что Embraer тоже собирается из различных комплектующих, включая европейские и американские. Кстати, как и наш Sukhoi Superjet 100.  То есть мы и на нем здесь у себя летать не сможем, так как он наполовину импортный, включая двигатели.   

Так что это фактически авиационная война. Она даже похуже, чем санкции в отношении президента Путина. Против него вводить санкции просто смешно - блокировать его зарубежные счета в западных банках, которых нет. Зато война против нашей авиаотрасли – это очень серьезно.

- Пока ждем, как поведет себя Boeing?

- Объявит – не объявит, кто сейчас это может знать? Мы и про европейские санкции пока знаем только из сообщений СМИ. Никаких официальных бумаг ещё не было. Так что вариативность возможных ответных действий пока очень большая. А вот придут документы, увидим их, тогда уже и будем строить какие-то планы.

- Мы много лет строили планы, а надо было строить самолеты...


Авторы: Ольга Божьева


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх