В октябре 1937 года ледокол "Георгий Седов" после океанографических работ в море Лаптевых вместе с ледокольными пароходами "Садко" и "Малыгин" возвращался по Северному морскому пути в Архангельск. Путь им преградили многолетние льды, и пароходы оказались зажатыми во льдах.Начался знаменитый дрейф, во время которого выполненялись работы по изучению Арктики.
С наступлением весны часть людей была вывезена на самолетах. Летом 1938 года ледокол "Ермак" пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов "Садко" и "Малыгин". На "Георгии Седове" во время зимних ледовых сжатий был поврежден руль, и он не мог следовать за "Ермаком" даже на буксире.
Было принято решение превратить "Георгий Седов" в плавающую полярную станцию. 15 человек во главе с капитаном К.С.Бадигиным остались на ледоколе и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. Экипаж провел ремонт рулевого устройства и подготовил судно к самостоятельному плаванию. В условиях арктической зимы к "Георгию Седову", находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, пробился ледокол "Иосиф Сталин" (капитан M.П. Белоусов, руководитель экспедиции И. Д. Папанин, ледокол впоследствии переименован в "Сибирь") и 13 января 1940 года вывел его изо льдов. 29 января 1940 года судно прибыло в Мурманск.
Все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а корабль награжден орденом Ленина. До 1967 года "Георгий Седов" был в строю. В 1967 году в строй вступил новый ледокол с тем же названием - "Георгий Седов".
Из телеграммы, посланной капитаном ледокола "Георгий Седов" при выходе из дрейфа: "ВАШЕ ИМЯ, ТОВАРИЩ СТАЛИН, ВДОХНОВЛЯЛО НАС В САМЫЕ ТРУДНЫЕ МИНУТЫ, С ВАШИМ ИМЕНЕМ МЫ ШЛИ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛЮБЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ПОБЕЖДАЛИ ИХ. МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ НА РОДИНУ НА СВОЕМ КОРАБЛЕ, КОТОРЫЙ СОХРАНЕН, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ УДАРЫ ЖЕСТОКОЙ СТИХИИ. МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ НА БОЛЬШУЮ ЗЕМЛЮ, ПОЛНЫЕ СИЛ И ГОТОВНОСТИ РАБОТАТЬ НА БЛАГО РОДИНЫ, НА ПОЛЬЗУ НАШЕЙ НАУКИ, НА ПОЛЬЗУ НАШЕЙ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИИ, НЕ ЗНАЮЩЕЙ ПОРАЖЕНИЙ. ПЛАМЕННЫЙ ПРИВЕТ ВАМ И ВЕЛИКАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЗАБОТУ, РОДНОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!"
Как сформулировано в научном отчёте главным достижением экспедиции "Георгия Седова" стало окончательное уничтожение, продержавшейся более 125 лет, легенды о "Земле Санникова"?! Странное достижение для науки.
Вот так очередная техническая катастрофа, произошедшая из-за некомпетентности организаторов рейса и неопытности молодого экипажа, превращена в очередной героический подвиг.
А ледокол "Малыгин" погиб вo время шторма у берегов Камчатки со всем экипажем и членами экспедиции (всего 98 человек) 28 октября 1940 года.
"Георгий Седов"-пароход ледокольного типа. Назван в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877—1914). Построен в Великобритании в 1909 году, куплен Россией в 1916 году, использовался для перевозки грузов во время зимней навигации на Белом море.
Георгий Яковлевич Седов - русский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант, организатор широко разрекламированной в прессе, но плохо подготовленной и неудачной экспедиции к Северному полюсу, во время которой умер, пройдя с двумя спутниками на собачьих упряжках чуть более ста километров из более чем двух тысяч.
Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота, действительный член Русского географического общества.
Читайте нас: