Российский учебно-боевой палубный истребитель четвертого поколения Су-33КУБ был одним из интересных боевых самолетов своего времени. Такую точку зрения высказали авторы китайского издания Sohu. «ПолитРоссия» представляет эксклюзивный пересказ публикации.
Авторы китайского портала вспомнили об уже забытом на сегодняшний день российском учебно-боевом палубном истребителе четвертого поколения Су-33КУБ. Его первый полет состоялся 29 апреля 1999 года в подмосковном Жуковском. Машину поднял в воздух экипаж в составе летчиков-испытателей ОКБ Героев России Виктора Пугачёва и Сергея Мельникова. А уже 6 апреля того же года именно они впервые посадили Су-33КУБ на палубу легендарного российского авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Как нетрудно догадаться, самолет был создан на основе палубного истребителя Су-33. Однако новый самолет имел и одну очень важную отличительную особенность, а именно нестандартное для учебно-боевых машин расположение экипажа – бок о бок, благодаря чему улучшилось взаимодействие летчиков во время полета и обеспечился лучший обзор вперед-вниз, чем у традиционных учебно-боевых самолетов, что очень важно для посадки на палубу авианосца. Помимо этого, на приборной панели и без уникальной кабины появились один 21-дюймовый четыре 15-дюймовых цветных жидкокристаллических монитора.
Су-33КУБ, как и его прародитель, имел переднее горизонтальное оперение, то есть горизонтально расположенный аэродинамический профиль. Само же крыло отличалось от крыла Су-33 и дополнялось микропроцессорами и электронными датчиками, встроенными в обшивку. Еще одна отличительная особенность Су-33КУБ – возможность использовать закрылки на протяжении всего полета, а не только при взлете и посадке. И это позволяло поддерживать аэродинамические характеристики самолета в наилучшем состоянии. По сравнению с другим самолетом, Су-27, они, к слову, были улучшены примерно на 10 %. В свою очередь, расход топливо был уменьшен на 15-20 %, размах крыла увеличен на целых 50 %. Это сделало Су-33КУБ существенно более маневренным самолетом, что оказалось крайне важно при посадке на палубу корабля.
Что касается двигателя, то на Су-33КУБ был установлен мотор АЛ-31К, доработанная до использования в условиях морской среды версия знаменитого АЛ-31Ф. Позднее появились плану по установке на истребитель двигателя АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что значительно бы повысило маневренные характеристики самолета. Но этот план, к сожалению, так и не был воплощен в реальность.
В то же время самолет был оснащен тем же радаром с фазированной антенной решеткой Н011 «Барс», что и Су-30МК. Он работал в нескольких диапазонах X и L и обеспечивал обзор пространства, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, в том числе в условиях близкого маневренного воздушного боя, наведение на них авиационных управляемых ракет типов Р-77, Р-73, Р-27, Х-31 и других, а также автоматическое радиолокационное картографирование местности. Дальность обнаружения радара для активных истребителей составляла 150 километров, для крупных воздушных целей – 400 километров, и 200 километров для целей на поверхности моря. Благодаря этому Су-33КУБ мог одновременно отслеживать 15 целей и атаковать 6 целей одновременно, а оптическая система прицеливания может обнаруживать цели в радиусе 50 километров.
Система вооружения представляет собой пушку ГШ-30-1 с 10 внешними точками под крылом и брюхом. Она была способна нести ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 и инфракрасные боевые ракеты Р-73, а также различные управляемые и неуправляемые бомбы. Это первая серийная советская авиационная пушка, имеющая жидкостное охлаждение. В кожухе пушки находится вода объемом 0,7 литра. В процессе стрельбы при нагревании ствола эта вода превращалась в пар, который проходил по винтовой проточке на стволе, охлаждая его, а затем выходил наружу.
В 1999 году, резюмируют авторы Sohu, Су-33КУБ, несомненно, был очень мощным многоцелевым палубным самолетом. По сравнению со своим предшественником в лице Су-33 он обладал качественно улучшенной мобильностью, автоматизацией, ремонтопригодностью и универсальностью. В ВМФ России не скрывали надежд на, что он как можно скорее войдет в состав флота и заменит все имеющиеся на вооружении Су-33. Однако позднее от него было принято оказаться, поскольку в распоряжении армии РФ появились более дешевые истребители Миг-29К и МИГ-29КУБ. Тем не менее, на момент своего выходу Су-33КУБ действительно можно было назвать необычным самолетом, полностью оправдывающим повышенное внимание к себе.
Ранее «ПолитРоссия» приводила
Читайте нас: