Россия до сих пор не обзавелась полноценными десантно-штурмовыми кораблями, что может сделать некоторые морские операции ВМФ очень рискованными Такую точку зрения высказали авторы китайского издания Sohu. «ПолитРоссия» представляет эксклюзивный пересказ публикации.
Как отмечается, на днях сразу шесть больших десантных кораблей Военно-морского флота Российской Федерации покинули Балтийское море, после чего отправились на учения в Средиземноморье. Это обстоятельство сильно встревожило западные СМИ, которые моментально начали писать о том, что после завершения учений все шесть кораблей немедленно направятся в Черное море и присоединятся к Черноморскому флоту РФ. И это даст России дополнительные возможности для проведения десантных операций в регионе, что, в свою очередь, станет большим сдерживающим фактором для Украины.
Впрочем, отмечают авторы Sohu, нельзя не отметить, что лишь один из прибывших в Средиземное море больших десантных кораблей – БДК проекта 11711 «Петр Моргунов» – способен выполнять функции вертолетоносца и осуществлять десантирование, не подходя к берегу вплотную. Что же касается остальных кораблей, то им доступна лишь береговая высадка, что автоматически делает их довольно уязвимыми. И в этом, вероятно, заключена главная проблема ВМФ РФ – он до сих пор не располагает суднами, хоть в чем-то сопоставимыми с китайскими универсальными десантными кораблями типа 075.
Как известно, в Советском Союзе придавали огромное значение строительству боевых кораблей-амфибий. Так, с 1945 по 1991 год в СССР было построено 45 больших десантных кораблей, 85 десантных кораблей среднего размера, 182 малых десантных корабля и 188 десантных судов. Все они обладали значительными боевыми возможностями для десантирования с прицелом на высадку на европейских полях сражений. Однако полноценного десантно-штурмового корабля ВМФ СССР так и не дождался.
На самом деле, его разработки велись. Так, в 80-х годах был заложен проект советского универсального десантного корабля 11780. Он представлял собой уменьшенный аналог американского УДК типа «Тарава», за что получил неофициальное прозвище «Иван Тарава». Его отличительной особенностью должна была стать сплошная палуба, что позволяло использовать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Однако реализация этого проекта почти наверняка приостановила бы работы по строительству полноценных авианосцев, на что руководство ВМФ СССР пойти не могло. В итоге «Иван Тарава» так и не увидел свет.
После распада Советского Союза Военно-морской флот РФ унаследовал большое количество как уже готовых кораблей, так и нереализованных проектов, распорядиться которыми грамотно было не так уж и просто. И в этом случае командование также не проявило решительности, не став настаивать на необходимости строительства полноценных вертолетоносцев, пригодных для выполнения десантно-штурмовых операций. Да, именно тогда был запущен проект 11711, однако эта серия дала ВМФ всего лишь два корабля: уже упомянутого «Петра Моргунова», а также знаменитого «Ивана Грена».
Решить проблему десантно-штурмовых кораблей российское командование долгое время рассчитывало за счет покупки у Франции знаменитых УДК типа «Мистраль», но, как известно, вмешательство Запада не дало этим планам сбыться. И только после этого Россия приняла решение построит такие корабли самостоятельно. В итоге в рамках форума «Армия-2015», были представлены сразу два проекта УДК – от Невского проектно-конструкторского бюро «Прибой» и Крыловского государственного научного центра «Лавина».
В первом случае речь идет о корабле водоизмещением 14 тысяч тонн способен находиться в автономном плавании до двух месяцев, дальность маршрута – 11 тысяч километров. «Прибой» рассчитан на размещение восьми вертолетов Ка-27 и шести десантных катеров. Кроме того, на корабле можно перевозить до 500 десантников и 60 единиц бронетехники. Водоизмещение «Лавины», в свою очередь, составит 24 тысячи тонн. На палубе и в трюмах корабля размещаются уже 16 ударных вертолетов Ка-52, транспортно-боевых Ка-29 и многоцелевых Ка-27. На борту можно перевозить до 500 десантников и полсотни единиц боевой техники. Морских пехотинцев предполагается высаживать на берег с помощью нескольких десантных катеров «Серна» или «Раптор».
Впрочем, резюмируют авторы Sohu, первый из подобных кораблей будет закончен лишь к 2026 году. До этого же времени ВМФ РФ будет вынужден довольствоваться старомодными десантными кораблями. А это значит, что нерешительность советского, а затем и российского командования фактически лишила Россию возможности совершать безопасную высадку морского десанта в странах НАТО.
Ранее «ПолитРоссия»
Автор: Константин Липавский
Читайте нас: