Деменция поражает как семьи, так и системы здравоохранения, и в ближайшие десятилетия эта проблема будет только расти. Дело в том, что сегодня люди живут дольше, чем когда-либо, и старение запускает процесс угасания деятельности мозга. Исследования в области самой распространенной формы деменции — болезни Альцгеймера — показывают, что один популярный продукт может увеличить риск её развития.

По данным недавнего исследования, общее потребление сахара отрицательно сказывается на когнитивных функциях, а более высокое его количество может увеличить риск болезни Альцгеймера.

Эти данные особенно беспокоят, если учитывать, что, согласно опубликованному в прошлом году докладу о снижении потребления сахара от Public Health England, в 2019 году британцы съели 2,9 миллиона тонн этого продукта. Это на 2,6% больше, чем годом ранее.

«При болезни Альцгеймера наблюдаются нарушения в метаболизме глюкозы, в частности постепенное снижение использования глюкозы в коре головного мозга и сокращение экспрессии и связывания инсулина и рецепторов инсулиноподобного фактора роста в мозжечке», — отмечает участвовавший в исследовании Кристофер Форд (Christopher N. Ford), доктор, магистр в области общественного здравоохранения Медицинского центра университета Раш в Иллинойсе.

«Все сахара обладают одинаковой базовой химической структурой, это касается моносахаридов, глюкозы и лактозы, и дисахаридов, лактозы, сахарозы и мальтозы. Большинство сахаров быстро превращаются в глюкозу, метаболизм которой регулируется инсулином и инсулинзависимым белком-переносчиком GLUT4, который широко экспрессируется в гипоталамусе и может играть роль в функционировании памяти».

Форд и его коллеги проанализировали данные 837 пациентов проекта, посвященного исследованию памяти и старения, Rush Memory and Aging Project, чтобы установить связь между потреблением сахара и мышлением.

Для исследования отбирали пациентов, у которых был полностью заполнен опросник по питанию. Кроме этого, участники должны были отвечать следующим требованиям: не отказываться от потребления сахара, исходно не иметь деменции и ранее как минимум дважды пройти анализ когнитивных способностей.

Для оценки мышления провели 19 тестов.

Исследователи рассматривали связь между потреблением сахара относительно общего объема калорий и мышлением, кратковременной, семантической и эпизодической памятью, ориентацией в пространстве и времени, а также скоростью восприятия.

Во внимание также приняли влияние на результаты таких факторов как раса/этническая принадлежность, возраст, пол, общее потребление калорий, алкоголя и холестерина-ЛПВП. 

Затем оценивали связь между потреблением сахара и риском болезни Альцгеймера.

Результаты показали обратную зависимость между потреблением сахара и мышлением, семантической и эпизодической памятью, кратковременной памятью и скоростью восприятия.

За 5098 человеко-лет исследования ученые обнаружили 200 случаев болезни Альцгеймера.

«В будущем нужно более внимательно исследовать роль добавленного сахара, а также способы регулировать зависимость между общим потреблением сахара и мышлением через общее количество получаемых калорий, — говорит Форд. — Предыдущие исследования уже показали связь между потреблением сладких напитков и доклиническими маркерами болезни Альцгеймера».

Раннее на Международной конференции Ассоциации по болезни Альцгеймера было представлено исследование, согласно которому потребление сладких напитков связано с повышением риска развития болезни Альцгеймера.

И не важно, что выбирать, — газированные напитки, конфеты или торты, — те, кто потребляет много сахара, больше подвержены риску болезни Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера: как определить

Симптомы болезни Альцгеймера развиваются медленно на протяжении нескольких лет. Иногда их путают с признаками других болезней или списывают на почтенный возраст.

«На ранних стадиях основным симптомом болезни Альцгеймера являются провалы в памяти», — объясняют в Национальной службе здравоохранения Великобритании.

К примеру, если болезнь находится на ранней стадии, человек:

  • забывает о недавних разговорах или событиях;
  • складывает предметы не туда;
  • забывает названия мест и предметов;
  • с трудом вспоминает какое-то слово;
  • несколько раз задает один и тот же вопрос;
  • проявляет недальновидность или с трудом принимает решения;
  • с трудом приспосабливается и с большим сомнением относится к новому.