Лента новостей

13:53
Русское унижение Леопарда: выставка на Поклонной расстроила Запад
13:46
Орбан предостерёг Европу от втягивания в конфликт с Россией
13:45
Обыск у Запорожского митрополита Луки. Владыка окропил сбушников святой водой, за что был обвинён в «сатанизме»
13:38
Реабилитации украинских бойцов мешает “советское” отношение к инвалидам
13:09
Экс-чиновница США сделала довольно шокирующее заявление по Украине
13:04
Призывая к «братству» с бывшими колониями, Лиссабон отвергает выплату им репараций
12:51
На Камчатке обновляют причальную инфраструктуру Тихоокеанского флота
12:50
Ледостойкая платформа Северный полюс вышла из ледового поля у Шпицбергена
12:26
Страны G7 перестали обсуждать полную конфискацию замороженных активов РФ
12:06
США перебрасывают истребители из ОАЭ в Катар
11:25
В ГУР МО Украины смирились с невозможностью победить Россию
11:23
Си едет в Европу с намерением отстаивать связи с Россией
11:16
США увидели угрозу в китайских плавучих АЭС
10:56
Франция и Япония договариваются о взаимном доступе войск
10:54
Памятник не худшей эпохи
10:40
В Молдавии обвинили правительство в намерении отдалить гагаузов
10:39
Властям Украины не удалось установить контакты с администрацией Telegram
10:12
Reuters: Британия разрешила Украине атаковать Россию
10:05
Украинский конфликт и варианты его развития
09:37
Харьковчане покидают город, но гауляйтер Терехов бодро рапортует о «перемогах»
09:36
Резников: Запад предлагал Украине сдаться ещё до СВО
09:25
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 03.05.2024
09:17
Военные США видят угрозы в создании Китаем плавучих АЭС
09:00
Welt: взятие Часов Яра откроет путь российской армии к Константиновке, Краматорску и Славянску
08:58
5 примеров того как Россия приспособилась к войне
08:41
На Камчатку прибыл новый рейдовый разъездной катер
08:40
Третий фрегат проекта 22350 проводит стрельбы в Баренцевом море
08:17
Крах Путина? Не обольщайтесь, это опасно
04:53
Битва за Арденны
01:16
О тщетных попытках «британских учёных» увековечить своё колониальное господство над миром
00:08
Финнам не поможет даже водка…
22:24
Порносайт PornHub легализовался на Украине
22:23
Из Залужного делают культ героя. Огромный мурал в Киеве с его портретом поставил новый рекорд Украины
22:14
«Россия не нарушила ни одного международного стандарта»: участники круглого стола ЭИСИ обсудили попытки Запада повлиять на выборы
21:46
Украина хочет заморозить конфликт с Россией, условия переговоров заведомо не устроят Москву
21:45
Украинским спортсменам запретили контактировать с россиянами на Олимпиаде-2024
21:38
Запрет на импорт российского урана одобрен сенатом США и ждет подписи Байдена
21:27
Десятилетие «Одесской Хатыни»: скорбь, позор и лицемерие
21:02
Как педофилы Запада ставят себе на службу МУС
20:31
Второй разоблачитель проблем Boeing умер при странных обстоятельствах
20:26
ВКС РФ ракетным ударом уничтожили немецкий ЗРК IRIS-T (ВИДЕО)
19:54
Ермак избавляется от всех, имеющих право заходить к Зеленскому самостоятельно, без согласований с ним
19:53
Зеленский ведёт страну к краху. Украинцы перестали доверять властям
19:52
Языковой омбудсмен призвал перейти от «ласковой» к «наступательной» украинизации
19:22
Одесская рана все еще взывает к мести
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»ИноСМИ»Сапотеки – удивительный древний народ, который вдохновлял легендарную Фриду Кало

Сапотеки – удивительный древний народ, который вдохновлял легендарную Фриду Кало


 Эти надменные и непримиримые сросшиеся брови, украшенная цветами корона черных, как смоль косичек с пробором посередине, нарумяненные щеки и красновато-коричневые губы обрамляют бесстрашный взгляд. Ее мексиканские ожерелья, серебряные филигранные браслеты и бусы из оникса – мы с вами едва ли собрали бы такую коллекцию, даже если бы всю жизнь рыскали по безвестным рынкам ремесленников. Нетрудно догадаться, о ком идет речь. Но давайте ненадолго отвлечемся от художника и иконы, какой была Фрида Кало и обратим свое внимание на удивительное племя сапотеков, которое сыграло такую важную роль в формировании ее уникального образа.

Давайте вернемся к ацтекам, майа и сапотекам, южноамериканским народам, которые строили огромные города из пирамид и дворцов, украшенных сложными и утонченными архитектурными и декоративными узорами. Простиравшийся вдоль всей территории нынешней Мексики, этот мир был полностью изолирован от западной цивилизации вплоть до рокового дня прибытия испанских конкистадоров в конце пятнадцатого столетия. «Мезоамерика», извивающаяся полоса суши между Северной и Южной Америкой, была во времена прибытия Христофора Колумба разнообразным и бурно развивающимся культурным центром.

Ее центральная часть (то, что сегодня является Мексикой), была особенно плодородной и цветущей. Она давала все необходимое для жизни ацтеков на западе, майя на полуострове Юкатан на севере и сапотеков на юге. Три сообщества представляли собой свободную конфедерацию городов-государств, чье могущество и влияние друг на друга приходили и уходили, усиливались и ослабевали на протяжении многих веков.

Руины, которые от них остались, инкрустированы декоративными и религиозными резными украшениями: иконами, иероглифами и сложными геометрическими орнаментами. Эти сообщества, которые часто называют «доколумбовыми» (явно колониалистская характеристика), имели развитое сельское хозяйство, отличались воинственностью и использовали конечный календарь, в котором был предсказан конец света.

В тридцатые годы прошлого века Фрида Кало познакомилась со здоровой и приземленной культурой сапотеков и ацтеков, которые жили в гармонии с природой. Сапотеки обрабатывали и продавали раковины, губки, золото, янтарь, соль, перья, меха, хлопок, специи, мед, какао и другие природные материалы, которые изобиловали в окружающей среде. Они были самыми искусными ювелирами в регионе, организованным сообществом, выражавшим себя через самобытное искусство и украшения, от одежды до архитектуры. Стили древних артефактов выдержали испытание временем и были перенесены в другие сферы, такие как ткани и покрой одежды. Прямые блузы свободного кроя с характерными вставками, которые так обожала Фрида, являются хорошими примерами этого стиля.


На юге Мексики, там где сейчас находится штат Оахака, сохранились древние традиции ткачества. В частности, отдельные семейные династии ткачей постоянно используют в своих изделиях древние символы и узоры. Каждая из этих семей создает свои уникальные комбинации цветов и орнаментов, и хотя некоторые элементы формы и узора могут повторяться, благодаря использованию уникальной комбинации элементов продукция каждой семьи отличается от других. И эти символы не выдуманы, а являются продолжением культуры сапотеков, несут древние духовные смыслы, выражают почтение природе и богам.

Их столица, Теуантепек, знаменита самобытным стилем женских нарядов: традиционные широкие юбки до пола, искусно расшитые блузы ручной работы, богато украшенные цветами прически. Это наглядное напоминание того, что в этом регионе женщины теуана по-прежнему занимают главенствующие позиции в исторически матриархальном обществе, где они традиционно обладали особыми правами в области торговли и доминировали на местных рынках.

Кстати, до семидесятых годов существовал полный запрет на появление мужчин на рынках, но это правило с тех пор перестало действовать так жестко. И все же по сей день мужчины составляют не более пяти процентов от общего числа торговцев на рынке, поскольку они традиционно работали в поле, а женщинам доставались остальные проблемы, как внутри дома, так и вне его. Деловая хватка женщин Теуанпека широко превозносилась в литературных произведениях XIX века, что, должно быть, нравилось эмансипированной Фриде Кало почти столь же сильно, как и их эстетика.

Однако, особое значение для Фриды имел тот факт, что сапотеки были либеральным обществом даже по современным стандартам. С самых ранних доиспанских времен до сегодняшнего дня в Оахаке признают и вполне терпимо относятся к наличию трех полов: женского, мужского и двойственного, мукси. Этот уникальный термин в языке сапотеков описывает человека, который родился мужчиной, но одевается и ведет себя как женщина. Мукси не считаются гомосексуалистами, а воспринимаются как отдельный третий пол, не испытывая давления, с которым часто сталкиваются трансгендеры в западных странах.


Антрополог Беверли Чиньяс объясняет, что в культуре сапотеков «идея выбора пола или сексуальной ориентации является столь же нелепой, как предположение, что человек может выбрать себе цвет кожи».

Собственные взгляды Фриды Кало на вопросы гендерной идентичности и ее поведение в личной жизни также вполне вписывались в эту традицию. Как и древние сапотеки, она придерживалась концепции «гендерной подвижности», сама чувствовала себя одновременно и женщиной и мужчиной, что подтверждала неизменная тень усов, всегда сопровождавшая линию сросшихся бровей на ее картинах. Множество раз ее фотографировали в образе молодой женщины в мужском костюме с зачесанными назад волосами и дымящейся сигарой.

В искусстве и культуре сапотеков Фрида Кало нашла идеальный резервуар для личного и национального самовыражения. Без сомнения, она была очарована древними традициями ткачества, унаследованными от матери, метиски из Теуанпека, в которых каждый узор рассказывает историю ткачихи. Фрида сочетала современные платья с блузами майя и часто рисовала себя в церемониальных головных уборах. Она носила колониальные серебряные браслеты с местными бусами и ожерельями, накидывала на плечи шарфы «ребозо», впервые завезенные испанцами во времена Колумба, а затем переработанные ацтеками с использованием традиционных красителей и вышивки. Это было данью уважения Фриды к женщинам до- и постколониальной эпохи а также намеком на свободомыслие и проявлением ее собственного разнообразного социально-политического бэкграунда.

На протяжении всей своей жизни она использовала эту оригинальную эстетику, режиссируя свой персональный образ и искусство а также компенсируя изуродованное больное тело элегантными аксессуарами.

Фрида – архетипическая женщина, антропоморфное существо, имеющее равное отношение ко всем полам, символ женского страдания, как социального, так и физического. В той мере, в какой она сама и ее культовые произведения дают нам возможность находить надежду среди отчаяния, художественное наследие Кало способно создать плодотворный ландшафт для запоздалого повествования, которое описывает и прославляет богатую культуру коренных народов Мезоамерики, вдохновлявшую нашу сложную героиню.


Источник


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх