Лента новостей

18:24
Армения отказалась от финансирования ОДКБ
17:47
В Донбассе за сутки от атак ВСУ пострадали четверо гражданских
17:39
Десантный корабль на воздушной подушке Евгений Кочешков применил 30-мм арткомплексы
16:49
«Самая сильная дискредитации системы наград». Защитники Иванова принесли в суд четыре пакета с госнаградами коррупционера
16:37
Военнослужащие Ленинградского военного округа приняли участие в торжественно-траурной церемонии на Пискаревском кладбище
16:21
P-3C Orion выкатился за пределы ВПП в Японии
16:13
Индейцы выступили против добычи урана на их землях в США
16:05
В Польше возбудили дело о шпионаже против сбежавшего судьи Шмидта
15:37
Литовский парламент одобрил ввод войск на Украину
15:36
Из-за сокращения международной помощи Украина тратит золотовалютные резервы
15:30
Оборотни в рясах: как Фанар атакует Русское православие
15:16
Пентагон сменил главу Индо-Тихоокеанского командования
15:06
Разбился истребитель F-16С ВВС Сингапура
14:58
«Зеленский хочет свергнуть правительство в Грузии». В Тбилиси создадут базу данных радикальных элементов майдана
14:57
Чемпионат Украины по футболу на грани срыва. Военкомы мобилизуют футболистов
14:28
Россия возмущена отзывом посла Германии
14:20
Цвет трусов Трампа на выборы в США не повлияет
14:19
В Латвии за подключение и просмотр российских каналов можно оказаться в тюрьме
14:18
Еврокомиссия призвала страны ЕС запретить закупку белорусских алмазов, золота, газа и нефти
14:17
Московская городская дума лишила мандата депутата-иноагента за прогулы
14:16
Украинцев предупредили о блэкауте с 18:00 до 23:00
14:07
Путин утвердил основы госполитики в области исторического просвещения
13:45
Иран ставит для атомных проверок МАГАТЭ свои условия
13:30
После взрывов на Украине серьезно повреждены три ТЭС
13:25
Члены коллегии Минобороны России возложили венки и цветы к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены
13:00
ОЗХО не нашла подтверждения применения химоружия на Украине
12:55
Россия разрабатывает ядерную энергоустановку для лунной станции
12:25
В Литве украинским уклонистам будут отказывать в ПМЖ
12:18
В Альпы кинулась вся вашингтонская рать
12:16
Необычайная власть. Обзор реакции мировых СМИ на инаугурацию Владимира Путина
12:14
Украинскому олигарху Коломойскому выдвинули обвинение в организации убийства
11:40
Спецслужбы Грузии заявили о подготовке беспорядков добровольцами с Украины
11:13
Олигарху Коломойскому сообщили о новом подозрении — в организации заказного убийства
11:05
CDS: НАТО решило утвердить отказ от ввода войск на Украину
10:49
Утраченное доверие
10:37
На Западе признают, что в ВСУ не ведется учёт пропавших без вести и погибших
10:03
На Украине создают Силы беспилотных систем
10:02
Украинские войска ночью нанесли удар по нефтебазе в Луганске
09:33
За воровство ответят: коллективному Западу вовек не расплатиться
09:26
ВКС РФ «выключают» Украину. За ночь поражены энергообъекты в шести регионах страны
09:24
Пол Крейг Робертс: Грузия обвиняет Вашингтон в попытке переворота в стране, чтобы открыть второй фронт против России
09:14
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 08.05.2024
09:05
В Красное море вернулся американский авианосец Дуайт Эйзенхауэр
06:18
«Ланцет» сжёг британский ЗРК на шасси Supacat
04:43
Как «солдаты Христа» разграбили Второй Рим и создали на его обломках Латинскую империю
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Операция «Осенняя гроза»

Операция «Осенняя гроза»


В конце августа – начале сентября 1944 года ситуация на Балканах кардинально изменилась – группу союзников Германии покинули Румыния и Болгария. 6 сентября части наступающей Советской Армии вышли на румынско-югославскую границу. В ожидании неминуемой эвакуации германских войск из Греции на север Верховный штаб НОАЮ приказал 8-му корпусу всеми силами препятствовать их продвижению вдоль побережья. На Далматинском побережье находилось 40 000 немцев, усташей и четников, но 25-тысячный 8-й корпус, владея инициативой, смог сосредоточить на направление главного удара превосходящие силы. 11 сентября началось освобождение Южной Далмации.

Окрестности островов Вис и Вир

6 сентября югославские партизаны и союзные войска высадкой на остров Хвар начали очистку близлежащих к Вису островов от вражеских гарнизонов. Немцы ночью 6/7 сентября эвакуировали гарнизон Хвара, понеся потери в плавсредствах, главным образом, от ударов с воздуха.

В 04:00 11 сентября 26-я дивизия НОАЮ и 43-й Commando с Виса начали высадку на остров Брач. Партизаны и англичане гнали немцев с острова на материк, преследуя их по пятам. Часть гарнизона была эвакуирована в ночь на 13 сентября (заодно немцы эвакуировали и гарнизон острова Корчула), а остальные были окружены и капитулировали 17 сентября. Прибрежные Силы по ночам блокировали побережье Брача. В ночь на 13 сентября патрульные MGB-674, MTB-637 и MTB-634 потопили 20-тонный саперно-десантный катер PiLb-401, а 16-го «доги» уничтожили PiLb-506 и PiLb-492.

​Центральная Далмация - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
Центральная Далмация

Для эвакуации гарнизона острова Солта ночью 22 сентября немцы направили суда в бухту Рогак. На перехват англичане из Комицы отправили MTB-655 и MTB-633 56-й флотилии. По прибытии в Рогак «доги» увидели отходившие от берега три PiLb и «все потопили» (реально погиб только PiLb-201). Эвакуацию немцы завершили ночью 23 сентября.

8 октября германское Военно-морское Командование (SKL) рассмотрело меморандум Командования ВМС «Юг», заявившего, что оно не в состоянии более обеспечивать оборону далматинского побережья и защиту коммуникаций. Поэтому, для удержания стратегически важного района Триест — Фиуме – Пола – остров Крк и сохранения Фиуме (Риека) в качестве главной базы флота необходимо было эвакуировать туда около 7000 военнослужащих из Северной Далмации и около 3000 из Южной/

Верховное Командование согласилось с этой точкой зрения. В соответствии с приказом Гитлера, Командующий Группой Армий F генерал-фельдмаршал М. фон Вейхс (Maximilian von Weichs) 9 октября дал распоряжение об эвакуации с Далматинского побережья; такой же приказ выдало и Командование германскими ВМС на Адриатике.

​Саперно-десантный катер PiLb - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
Саперно-десантный катер PiLb

Немецкий план отхода с островов Адриатики и побережья от Сеня до Валоны получил наименование «Осенняя гроза» (Herbstgewitter). Задействованные военно-морские силы концентрировались в Фиуме. Зара (Задар) должна была служить основным портом погрузки для последующей отправки в Фиуме, поэтому в Зару и Шибеник начали стягивать необходимое количество транспортных средств.

Заодно было решено атаковать с моря контролируемый партизанами остров Молат, который корабли НОАЮ и британские катера использовали как передовую базу для нападений на немецкие суда в районе Зары, и уничтожить все плавсредства, которые там застанут (операция «Да Капо»). Были задействованы направленные из Полы миноносец TA-40, корветы Uj-202 и Uj-208 и семь шнелльботов под командованием фрегаттэн-капитана Ф-К. Бирнбаума (Friedrich-Karl Birnbaum).

Набег начался незадолго до полуночи 10 октября. Немцы разделились на 4 группы, но поскольку надводных целей на Молате не оказалось, они ограничились артобстрелами и торпедными пусками по береговым объектам. При этом ответным огнем с берега S-628 получил 40-мм снаряд в бак ниже ватерлинии и был уведен на буксире Uj-202. В 01:30 10 октября немцы легли на курс отхода.

Между тем, англичане только случаймо не попали под удар соединения Бирнбаума.

Разведгруппа на соседнем с Молатом острове Ист сообщила, что в Зару заходит множество судов, так что в ближайшее время следует ожидать выхода оттуда большого конвоя на север. На основании этой информации в 13:00 10 октября из Koмицы выслали МGB-662 (лейтенант-коммандэр Т.Блай) (T.J. Bligh), MTB-634, MTB-637 и MTB-638 57-й флотилии для ночного патрулирования между островами Mолат и Вир с заходами днем на Ист; возвращением на Вис планировалось на третий день.

Сначала группа направилась на Ист. Получив там информацию о том, что конвой из 4-5 немецких кораблей 3-4 дня назад проследовал в Зару, и в ближайшие дни можно ожидать его возвращения в Фиуме, Блай в 20:40 подошел к северо-западному побережью острова Вир, что в 12 милях восточнее Иста, и решил устроить здесь засаду.

Ночь была очень темная. Около 22:45 англичане увидели над Mолатом световые вспышки, а через час — следы очередей трассирующих снарядов. В 00:39 11 октября Блай отправил MTB-634 лейтенанта Блаунта (Blount) на Ист для выяснения ситуации, а сам остался в районе патрулирования. В 02:23, получив от Блаунта и партизан информацию о «находившихся поблизости немецких кораблях и десантных баржах», он направился на их поиск.

Ни одного немецкого корабля англичане не обнаружили. В 03:45 из-за усиления ветра и волнения поиск был прекращен и катера ушли на Ист.

Блай предположил, что немцы пытались нейтрализовать застигнутые в Молате партизанские и британские катера, чтобы этой ночью провести большой конвой, и в 18:25 снова отплыл к острову Вир. В 22:20, у маяка Вир, на MTB-634 произошла авария внешнего правого двигателя; вся группа остановилась.

Примерно в это же время к северной оконечности острова мысу Вир подошел следовавший из Фиуме в Зару конвой лейтенанта Хорста (Horst) – десантные баржи F-973, F-625 и F-942, пехотно-десантный катер I-О-01 и нефтеналивная баржа-пениш «Хабихт» (Habicht). Хотя Хорст перед отплытием получил приказ из-за возможной засады следовать в 1,5 — 2 милях от берега, он вел корабли всего в 150 — 200 метрах.

Ночь была очень темной, с низкой облачностью и видимостью 1000 ярдов. Дул северно-восточный ветер силой 1-2 балла, волнение было нулевым. В 23:00 Блай начал движение на север, когда в 400 ярдах слева по носу МGB-662 появились шедшие навстречу «четыре F–баржи».

Неожиданность была полной для обеих сторон! Блай повернул ближе к берегу, приказал следовавшему за ним MTB-634 торпедировать головную баржу противника, а всему соединению – «на 8 узлах следовать за ним колонной на сближение с врагом». Немцы несколько раньше заметили противника и в 23:06 головная F-973 открыла огонь по МGB-662; первыми попаданиями 20-мм снарядов у Блая был убит наводчик «пом-пома». Англичане, ветераны сражений у берегов Туниса, Сицилии и в Лигурийском море, дружно открыли ответный огонь; MTB-638 «подсветил» поле боя «фларами».

​Десантная баржа F-935 - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
Десантная баржа F-935

Двигаясь под берегом встречным неприятелю курсом, катера Блая последовательно расстреливали все замеченные по левому борту цели практически в упор, в то время как 88- и 20-мм снаряды немцев летели в основном выше англичан. Поскольку дистанция быстро сократилась до 100 ярдов, Блаунт не стал стрелять торпедами, а ударил по F-973 из всех стволов, отвернув вправо в 40 ярдах от баржи. На F-973 была выведена из строя вся артиллерия, она загорелась и выбросилась на мель к северу от маяка.

В это же время МGB-662 огнем «эрликонов» и 0,5-дюймовых пулеметов подавил артиллерию на I-О-01 и «Хабихте», находившихся соответственно слева и справа от F-973. Затем артиллеристы 6-фунтового орудия в 400 ярдах заметили следовавшую за «Хабихтом» баржу F-625 и открыли по ней огонь, выпустив два десятка снарядов. F-625 потеряла ход, загорелась и начала погружаться.

Добравшись до конца конвоя, Блай остановился, дожидаясь присоединения остальных катеров. Затем, он провел поиск, направившись в 23:14 сначала на запад, потом на юг и в 23:46 вернулся к маяку Вир, наблюдая погружение F-625 и отход от нее занимавшегося спасательными работами I-О-01.

В 23:53 близ берега у мыса Вир были замечены «F-баржа и катер PiLb» (на самом деле «Хабихт» и I-О-01). MTB-637 «подсветил» их из «пом-пома», а МGB-662 тут же открыл огонь и «потопил баржу», но тут с пляжа к северу от маяка катера обстреляла баржа F-942. Не видя цель, англичане открыли ответный огонь по вспышкам, а в это время I-О-01 и «Хабихт» обошли мыс Вир и скрылись; десантный катер на рассвете добрался до Зары, а избитая баржа выбросилась на северный берег Вира.

После короткой перестрелки, около полуночи англичане снова отошли от берега и в 00:28 12 октября остановились в двух милях от маяка Вир. Блай решил дождаться восхода луны, подойти к побережью Вира и, осветив цели у пляжа, перебить их торпедами.

В это время немцы пытались устранить повреждения на F-973 и ликвидировать течь через две пробоины в корме F-942; обе баржи находились в 30 метрах друг от друга, немцы подготовили их к взрыву, всех раненых перевезли вглубь острова.

В 01:51 вышла луна и при ее тусклом свете англичане двинулись к берегу. В 02:21 MGB-662 выпустил несколько осветительных снарядов, но целей не обнаружил. Был предпринят поиск вдоль берега и в 02:54 в 450 ярдах прямо по курсу была обнаружена «уткнувшаяся носом в пляж» F-942. MGB-662 немедленно принял вправо, приказал MTB-634 торпедировать цель и открыл огонь по барже. MTB-634 в 02:56 выпустил две торпеды — одна из них зарылась в дно, но вторая поразила F-942. Одновременно немцы взорвали F-973; британцы, зафиксировав два взрыва, посчитали, что попали обе торпеды.

Катера рассредоточились и остановились близ скрытой дымом цели. В 03:14 MGB-662 прошел сквозь дым и всего в 50 ярдах от себя обнаружил две разрушенные десантные баржи. Блай немедленно открыл по ним огонь и вызвал на помощь остальные катера. Некоторое время англичане расстреливали останки немецких кораблей, а «MTB-637 в 03:37 потопил негоревшую баржу торпедой». В 03:55 англичане направились на Ист, а оттуда двумя парами ушли в Комицу.

Блай считал, что подловил два конвоя – с севера и с юга. Согласно его отчета, катера уничтожили 6 барж, 4 катера PiLb и один шнелльбот и еще одну баржу и один шнелльбот потопили «вероятно»; кроме того, они повредили 2 шнелльбота.

На самом деле в этом бою немцы потеряли уничтоженными три десантные баржи, а «Хабихт» был захвачен и приведен партизанским кораблем на остров Дуги Оток 15 октября; 16 человек было убито и 23 ранено. Командир порта Зары отрапортовался, что немецкие корабли «были атакованы восемью торпедными катерами», при этом они потопили два MGB (второй — вероятно).

Бои у острова Маун

Поскольку югославы были прекрасно информированы о планах противника, 8-й Далматинский корпус устроил немцам и хорватам свою «осеннюю грозу». 26-я дивизия и 1-я танковая бригада НОАЮ атаковали неприятеля с Виса, а партизаны на материке – с тыла. В этих условиях 13 октября немцами был оставлен и взорван порт Валона, а так же эвакуирован близлежащий остров Сассена.

16 октября фон Вейхс отдал приказ об общем отходе германских войск с восточного побережья Адриатического моря и подключении ВМС к их транспортировке на север.

​Корвет типа «Габбиано» - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
Корвет типа «Габбиано»

18-19 октября была проведена эвакуация Дубровника. Прорыв десантных судов с войсками осуществлялся морем, в обход Виса. Утром 21 октября недалеко от Зары один из конвоев из пяти пехотно-десантных катеров случайно наткнулся на пять «догов» 57-й флотилии, сопровождавших перебиравшегося с Виса на Ист на своем штабном корабле LCI(H)-282 командующего Прибрежными Силами в Северной Адриатике лейтенант-коммандера Моргана-Гилса. Британцы уничтожили два и захватили еще три катера и 95 пленных. Немцы о судьбе этого конвоя узнали только через два дня из сообщения англичан. 21 октября в Дубровник вступили партизаны Тито.

В преддверии неизбежного захвата партизанами Зары немцы начали эвакуацию личного состава и оттуда. После того, как 21 октября последние два боевые корабля 2-й эскортной флотилии отправились в ремонт – ТА-20 протаранил ТА-21, охранение конвоев с войсками временно осталось на охотниках Uj-202 и Uj-208 (экс-итальянские корветы Melpomene и Spingarda типа Gabbiano).

Ночью 22/23 октября партизанские корабли NB-14, PC-2, PC-4 и PC-24 находились засаде в бухте Коромачна на острове Маун с приказом атаковать любые немецкие суда на пути к Заре и оттуда. Около 05:00 23 октября они снялись с якоря и направились на базу, но были замечены патрулировавшими в этом районе Uj-202 и Uj-208. С 1500 м головной немецкий корабль выстрелил осветительный снаряд, после чего оба корвета открыли огонь. Партизаны принялись отстреливаться. Затем, под прикрытием дыма от сброшенных PC-4 двух дымовых буев, они рассредоточились и, пока противник обстреливал зону дымзавесы, благополучно скрылись. Бой продолжался 10 минут, югославские корабли не пострадали. Немцы полагали, что их противниками были «один MGB и 3 MTB», причем «один MTB» они «потопили».

​Корабли партизанского флота - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
Корабли партизанского флота

Вечером 23 октября у Мауна произошел новый бой. В 21:45 Uj-202 и Uj-208 обнаружили «по меньшей мере, 9 MGB и MTB», а на самом деле — эвакуационный конвой из Зары в составе военного транспорта КТ-6, четырех десантных барж и двух шхун. Между обоими формированиями разгорелась ожесточенная перестрелка. В итоге Uj-208 «потопил один MGB и один MTB», а его напарник – «два MGB и поджег один MTB»; корветы получили незначительные повреждения и потеряли 3 человек убитыми и 11 ранеными. Со стороны конвоя потери были серьезнее — «огнем артиллерии противника» была потоплена баржа F-433 с семью погибшими.

Бой у острова Паг

25–26 октября Сплит был оставлен немцами почти нетронутым. Из-за путаницы в планах, когда принимались решения о немедленном отводе сухопутных войск и одновременно об обороне «до последнего» Зары и Шибеника силами одного только персонала Кригсмарины, Командованием ВМС Северной Адриатики было потеряно 3 недели для их эвакуации. Поэтому, когда 19-я дивизия НОАЮ перерезала сухопутные пути для отхода из Зары 891-го гренадерского полка 264-й дивизии, пришлось переправлять его на судах в Шибеник, где, соединившись с 892-м и 893-м гренадерскими полками этой же дивизии, он по суше должен был прорываться в Книн.

В это же время, утром 30 октября миноносец ТА-20 (экс-итальянский миноносец Audace), корветы Uj-202 и Uj-208 и транспорт КТ-6 доставили в Фиуме оставшуюся часть персонала порта Зара с вооружением и оснащением (первый этап эвакуации из Зары и Шибеника был проведен 16–19 октября), после чего 31 октября оставленный порт был взорван. В этот же день в город вошли партизаны Тито.

Конвой из Зары в составе 4 десантных барж и 10 катеров PiLb доставил 891-м гренадерский полк в Шибеник 31 октября. Выгрузив войска, суда тут же были задействованы для эвакуации персонала военно-морской базы.

Согласно плана, эвакуационный конвой покидал Шибеник в 17:00 2 ноября двумя группами, но из-за оставления Зары операцию начали на сутки раньше. На начальном отрезке пути конвои прикрывали 4 шнелльбота 3-й флотилии. Вечером 31 октября из Фиуме должны были выйти миноносцы ТА-21 и ТА-20, корветы Uj-202 и Uj-208 и раумбот R-187 с задачей зачистки маршрута конвоев из Шибеника, после чего эти корабли должны были присоединиться к их эскорту.

​Немецкий миноносец ТА-20 - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
Немецкий миноносец ТА-20

Из-за заправки некачественным топливом выход из Фиуме пришлось отложить на сутки. Миноносец ТА-21 остался в порту (5 ноября он был здесь потоплен авиацией союзников), а остальные корабли вышли в море 1 ноября – в 16:00 корветы, через полчаса — раумбот, и последним, в 19:00, ТА-20 с командующим флотилией корветтэн-капитаном Ф.-В. Торвестом (Friedrich-Wilhelm Thorwest) на борту.

Еще 26 октября партизаны предупредили Моргана-Гилса, что два немецких «эсминца» в течение дня скрытно отстаивались в скалистой бухте у южного берега острова Раб. Для их уничтожения было решено провести операцию «Exterminate».

1 ноября в распоряжение Моргана-Гилса на Ист прибыли два эскортных миноносца типа “Хант” 22-й флотилии — “Уитленд” (Wheatland) и “Эйвон Вэл” (Avon Vale). Уже в 17:00, сопровождаемые MTB-295, MTB-287 и MTB-274, МGB-642, МGB-638 и МGB-633 и МL-494, они покинули остров; торпедные катера должны были прочесать воды между островами Раб и Крк, а артиллерийские — произвести поиск на юго-запад до острова Премуда. Командовал операцией лично Морган-Гилс с борта “Уитленда”.

«Ханты» попутно должны были высадить разведгруппу на северную оконечность острова Раб. В 19:50 вельбот уже отошел от борта, когда торпедные катера предупредили о “двух больших кораблях”, плывущих на юг. Эти корабли — Uj-202 и Uj-208, и были предполагаемыми “эсминцами”. “Ханты” оставили свою лодку и поспешили на юг, на перехват. Следуя в нескольких десятках метров вдоль побережья, они в 20:15 радарами обнаружили противника в 5 милях к северо-западу от деревни Новальи (остров Паг). Англичане повернули к середине пролива, и, увеличивая скорость, пошли на сближение. Немцы зафиксировали излучение радара по левому борту и, считая, что приближаются MGB и MTB, приготовились к бою.

Распределив цели, англичане в 20:20 с 4000 ярдов открыли огонь, поражая врага с первых же залпов. В течение последующих нескольких минут “Уитленд” и “Эйвон Вэл” сблизились на дистанцию прямого выстрела и, описывая циркуляцию вокруг корветов, принялись расстреливать их из всех стволов.

​«Эйвон Вэл» - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
«Эйвон Вэл»

Менее чем за десять минут оба немецких корабля были полностью выведены из строя. Uj-202 в самом начале боя лишился почти всей артиллерии, повернул влево и попытался уйти к Рабу. Uj-208 тоже сразу потерял почти всю артиллерию. Экипажу потушил пожар на корме, но другой, в середине корпуса, отрезал носовую часть корабля от кормовой. В 20:30 Uj-208 окончательно замолчал, опрокинулся на левый борт и затонул. «Эйвон Вэл» занялся спасением немцев, в то время как «Уитленд» продолжал расстреливать Uj-202, пока тот не затонул после взрыва собственных глубинных бомб в 21:00.

R-187, спешивший за корветами, издали наблюдал бой и гибель Uj-208. Соблюдая радиомолчание, он не сообщил об увиденом, что привело к новой трагедии. Британцы занимались спасением выживших, когда около 22:00 их радары засекли еще один «большой контакт, приближающийся с севера» — миноносец TA-20. “Ханты” прекратили спасательные работы и повернули к нему, чтобы атаковать. Их первые же залпы поразили ТА-20 в мостик, перебив всех офицеров и уничтожив систему управления огнем. Миноносец поставил дымзавесу и попробовал скрыться к Рабу, но был подбит, а вскоре после этого затонул в 22:30 близ побережья острова Паг. Ни миноносец, ни корветы не успели радировать о нападении.

После этого оба “Ханта” с пустыми погребами ушли к Исту. Так как погода ухудшалась, англичане спасли только 90 немцев; погибло более 200 из 330 членов экипажей, в том числе командир флотилии и три командира потопленных кораблей.

R-187, не прерывая радиомолчания, обогнул поле боя и около 23:45 встретился с конвоем из Шибеника. Все плавединицы этого конвоя благополучно достигли гаваней.

Против германских спецсредств

В ноябре, с ухудшением погоды, активность морских сил сторон в Северной Адриатике снизилась. Немцы продолжали минировать эти воды; всего ими с марта по ноябрь было выставлено около 5000 мин. 3 ноября в Полу прибыла 2-я флотилия штурмботов капитан-лейтенанта Э.Витта (Ernst Witt). На этот момент в ее составе имелось 3 итальянских малых торпедных катеров SMA и 23 взрывающихся катера MTM.

Британцы после завершения боевых действий в Эгейском море перевели в Адриатическое флотилию из 9 «Хантов», но целей в море для них было крайне мало.

Ночью 18/19 ноября лейтенант Берк (Burke) с шестью «догами» 56-й флотилии совершил рейд к острову Лошинь, где по данным разведки находились стоянка германских судов, а в бухте Сигале на западном побережье острова — передовая база спецсредств. Планировался десант на остров, но из-за отказа югославов выделить для этого войска, было решено ограничиться обстрелом и ударом с воздуха. Операцией под наименованием «Antagonise» командовал лейтенант-коммандер Морган-Гилс.

​Торпедный катер MTB-655 - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
Торпедный катер MTB-655

В 21:00 2 декабря из Вели-Рата (остров Дуги Оток) вышли 4 «Ханта», LCI(H)-282 (флагман Морган-Гилса), три LCG, LCF, два MTB, два MGB, три катера ML и два HDML. Разведгруппа партизан с британским офицером-наблюдателем еще раньше высадились на мысе Крица на острове Црес.

В 05:00 3 декабря эскортные миноносцы «Ламертон» (Lamerton) и «Уилтон» (Wilton) и три LCG стали на якорь в бухте Порто-Колорато и в 08:00 начали бомбардировку Мали-Лошиня, спровоцировав 3-орудийную 150-мм батарею форта «Асино» на ответную стрельбу. В 08:45 появились 36 «Бофайтеров», которые реактивными снарядами подавили батарею, после чего британские корабли принялись обстреливать цели в разных точках острова. Эскортные миноносцы «Броклесби» (Brocklesby) и «Куанток» (Quantock) выпустили 600 снарядов по береговым целям в бухте Сигале, в то время как MTB-633 и MTB-649 вошли в бухту и уничтожили «от 4 до 6 катеров». В 12:45 поступил приказ прекратить огонь, после чего англичане начали отход.

Решив, что готовится высадка десанта, немцы около 21:00 выслали из Полы к Лошиню две группы шнелльботов 3-й флотилии (10 катеров). Кроме того, туда же направились 8 катеров 2-й флотилии штурмботов. Но взаимодействие с катерами, которые базировались на Лошине и уцелели после набега англичан, предусмотрено не было. В 3 милях от «Асино» MTM при ярком лунном свете заметили и атаковали шнелльботы. Два из них вышли на боевой курс и взорвались за кормой катеров 3-й флотилии. После этого, не обнаружив врага, шнелльботы вернулись в Полу.

Спустя две недели, когда 2-я флотилия штурмботов и 5 шнелльботов 3-й флотилии отправились в набег на Ист и Молат (операция с участием бойцов MEK-71 проводилась ночами 16/17 и 17/18 декабря), Лошинь снова подвергся нападению британцев. С 07:30 до 13:00 17 декабря остров атаковали 3 эскадрильи «Бофайтеров». Одновременно по нему вели обстрел три «Ханта». В 11:30 английские катера вошли в гавань, но попали под обстрел находившихся тут S-152, S-154 и S-156 и десантных судов и отступили к западу от «Асино». В 12:30 «доги» снова атаковали и снова были отбиты.

​Катер SMA - Операция «Осенняя гроза» | Warspot.ru
Катер SMA

22/23 декабря британцами была проведена операция «Antagonise-2». На этот раз четыре «Ханта» бомбардируют береговые объекты Лошиня, 24 «Бофайтера» подавляют батарею форта «Асино», а четыре «дога» лейтенанта-коммандэра Блая входят в гавань и расстреливают обнаруженные плавсредства.

Кроме этого «Ханты» еще несколько раз обстреливали наземные объекты в Северной Далмации. «Атерстоун» (Atherstone) и «Олденхэм» (Aldenham) 9 декабря бомбардировали остров Раб. 14 декабря они же обстреляли Карлобаг и цели на острове Паг. При отходе на Ист, между островами Планик и Олиб, «Олденхэм» наскочил на мину и в 15:29 затонул со 126 членами экипажа.


Литература и источники:

  1. Reynolds/Cooper, Mediterranean MTBs at War: Short MTB Flotilla Operations, 1939-45, 1999
  2. Zvonimir Freivogel, Achille Rastelli, Adriatic Naval War 1940 – 1945, Zagreb, Croatia, 2015
  3. John Grehan, Martin Mace, The War at Sea in the Mediterranean 1940-1944, 2014
  4. Lawrence Paterson, Schnellboote: A Complete Operational History
  5. Hans Frank, German S-Boats in Action in the Second World War
  6. https://cfv.org.uk
  7. https://www.forum-marinearchiv.de
  8. G. Faggioni, La guerra aeronavale tra il golfo di Venezia e la costa Dalmatia dopo l’8 settembre 1943, 2013

Сергей Марченко


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх