На просторах интернета на постсоветском пространстве давно ведутся споры по поводу того, какой вклад в разгром немецкой авиации внесли западные Союзники. Многие убеждены, что хребет люфтваффе был сломлен на советско-германском фронте — в боях под Сталинградом, на Кубани и Курской дуге. Другие более сдержанны в своих оценках и пытаются глубже изучать тему воздушных сражений на Западе, особенно с того момента, когда на территорию оккупированной Европы стали совершать налёты тяжёлые американские бомбардировщики. Эта работа — попытка на примере одного дня боёв показать, чем для люфтваффе на Западном фронте в конце 1944 года заканчивались налёты армад союзных бомбардировщиков под мощным прикрытием истребителей. Выводы о вкладе ВВС США и Великобритании в победу над люфтваффе пусть делают сами.
Ситуация к концу декабря 1944 года
Несмотря на понесённые в ноябре 1944 года на Западном фронте и над Рейхом тяжёлые потери, когда только в ходе дневных вылетов погибли и пропали без вести почти 250 лётчиков-истребителей, к середине декабря 1944 года люфтваффе здесь все ещё обладали внушительными силами истребительной авиации. На Западе сражались подразделения 12 эскадр дневной истребительной авиации, в большинстве своём полного состава. Здесь не были представлены только JG 5, JG 51 и JG 52, которые целиком или частью сил продолжали воевать на Восточном фронте.
Плохая погода накануне и в начале немецкого наступления в Арденнах позволила пополнить части самолётами и лётчиками, а также дала техникам время привести в исправное состояние немало повреждённых в предыдущих сражениях машин. Однако уже с 17 декабря немецким истребителям снова пришлось отражать налёты американцев и вылетать к линии фронта. Только за 17–18 декабря в боях погибли 76 лётчиков-истребителей, ещё 36 получили ранения. Среди погибших были два командира отрядов, а среди раненых — командир группы и ещё два комэска.
Очередное «кровопускание» американцы и англичане учинили 23 декабря, когда в ходе налётов американских бомбардировщиков на железнодорожные узлы, транспортные сооружения и цели у линии фронта истребители люфтваффе потеряли 63 лётчика погибшими и 35 ранеными. Среди павших в бою был и ветеран боёв на всех фронтах кавалер Рыцарского креста обер-фельдфебель Генрих Бартельс (99 побед). Тем не менее, за ночь техники сумели заштопать часть повреждённых накануне в схватках машин и отремонтировать неисправные, и на следующий день I и II истребительные авиакорпуса люфтваффе снова готовы были дать бой союзникам, задействовав для отражения налётов до 700–800 истребителей. Готовились немцы не зря. Державшаяся предыдущие недели плохая погода отступила окончательно, и утро 24 декабря предстало в яркой синеве. Стоило ожидать новый крупный налёт американских бомбардировщиков, и худшие ожидания лётчиков ПВО Рейха оправдались.
Разгром перехватчиков
Утром с британских авиабаз на взлёт пошли сразу 2034 тяжёлых бомбардировщика 8-й воздушной армии американцев. Целью удара было окончательно остановить наступление войск генерал-фельдмаршала Г. фон Рундштедта и уничтожить материальную часть на ряде аэродромов люфтваффе. Это был самый крупный одиночный рейд, который когда-либо производила 8-я воздушная армия. Только для удара по 11 аэродромам в районе Гисена, Франкфурта и Дармштадта привлекались 1400 бомбардировщиков, которых прикрывали более 700 истребителей. Остальные группы бомбардировщиков, поддержанные 9-й воздушной армией США и Королевскими ВВС Великобритании, атаковали транспортные цели — главным образом, на железных дорогах между Триром и Ойскирхеном.
Когда первые «Летающие крепости» появились над Германией, последние четырёхмоторники как раз только покидали британские острова. Можно только представить вид этой огромной армады, которую вёл командир 4-го бомбардировочного крыла бригадный генерал Фредерик Кастл, один из наиболее способных командиров в 8-й воздушной армии.
Одними из первых навстречу соединению бомбардировщиков взлетели «Фокке-Вульфы» из IV./JG 3. Это была бывшая специализированная «штурмгруппа», оснащённая в основном бронированными Fw 190A-8/R2 и предназначенная для борьбы с тяжёлыми бомбардировщиками. Спустя пять минут в воздух ушли «Мессершмитты» III./JG 3, в кабинах которых сидели проверенные в боях лётчики ПВО Рейха.
Непосредственно перед Льежем пилоты IV./JG 3 заметили головные бомбардировщики колонн. Американское истребительное сопровождение ещё не подоспело, поэтому «Фокке-Вульфы» ринулись в свою первую лобовую атаку. Через считанные секунды вспыхнули и рухнули вниз четыре B-17, ещё пять получили настолько сильные повреждения, что им пришлось идти на вынужденную посадку. В одной из сбитых «Крепостей» находился бригадный генерал Кастл. Он отдал приказ экипажу покинуть самолёт, а сам погиб вместе с самолётом, не успев выпрыгнуть.
Тем временем, появились «Мустанги», которые теперь пытались оттеснить нападавших от своих бомбардировщиков. Разыгрался один из наиболее ожесточённых боёв, которые были за историю IV./JG 3. Южнее Гросскёнигсдорфа, что западнее Кёльна разбился Fw 190A-8/R2 обер-фельдфебеля Э. Шульца, пилот погиб. Больше повезло пяти другим лётчика, которые в районе Льежа были сбиты оборонительным огнём четырёхмоторников и истребителями прикрытия и попали в плен: обер-ефрейтор Х. Хиршфельдер, фельдфебели В. Хопфензитц и Й. Зоммер, унтер-офицеры К. Каптайна и К. Клозе.
Самой тяжёлой потерей группы стал командир отряда 13./JG 3 гауптман Вольфганг Коссе, который оторвался от группы северо-западу от Льежа и пропал без вести. К этому моменту на счету ветерана было 28 (по другим данным 10) побед. Последнее, что видели его сослуживцы, было то, что он вёл бой с истребителями, которых идентифицировали как «Тайфун». Ещё два «Фокке-Вульфа» из IV./JG 3 получили в воздушном бою повреждения, степень которых в документах не указана.
Трудно пришлось и лётчикам III./JG 3, которая потеряла в боях минимум пять Bf 109. В бельгийском небе погибли обер-ефрейтор Г. Кравчик, унтер-офицеры Ф. Шнёдевинд и Ф. Беннинг. Повезло остаться в живых после падения его Bf 109G-14 унтер-офицеру Г. Бранду. Тяжёлая утрата постигла I./JG 3, когда над Бергской землёй был сбит Bf 109G-10 W.Nr.490423 командира 4./JG 3 кавалера Рыцарского креста лейтенанта Франца Руля. Ранее Руль, обладавший типичной арийской внешностью, служил II./JG 3, в рядах которой принял участие в боях на Кубани и Донбассе весной-летом 1943 года, где одержал почти два десятка побед. В ПВО Рейха он также воевал успешно, сбив в том числе не менее 13 четырёхмоторных бомбардировщиков. На момент гибели на его счету было 37 подтверждённых побед и ещё несколько неподтверждённых.
Его отряд лишился в этот день ещё двух пилотов — унтер-офицер К. Мёллерке выпрыгнул с парашютом и угодил к американцам, а фенрих Ф. Йенкер погиб. В плен попали также по одному пилоту 2-го и 3-го отряда — унтер-офицер Ф. Мёрль был подбит зениткой и сел на вражеской территории, фельдфебель П. Хаман стал жертвой истребителей. Хотя Bf 109G-14/AS унтер-офицера Э. Тиля из 3./JG 3 был признан потерей 100%, самому лётчику посчастливилось остаться невредимым. Всего за день группа I./JG 3 лишилась минимум шести Bf 109 и пяти пилотов.
Тем временем, слегка изменив курс на Восток, бомбардировочная армада летела дальше и вскоре пересекла границу Рейха южнее Аахена. Пока JG 3 все ещё атаковала противника и сбила ещё некоторое количество четырёхмоторников, на цель были наведены также I./JG 27 и все три группы JG 6. Над Высокими Феннами разыгрались жаркие дуэли с американцами. Всё больше конденсационных полос вырисовывались в голубом небе, принимали формы кривых, окружностей, волн и завитков и передавали стоящим на земле наблюдателям зловеще-прекрасную картину хода тяжёлых воздушных боёв.
Только из I группы JG 27 не вернулось четыре лётчика — в бою с бомбардировщиками погиб унтер-офицер О. Заффрановски, был сбит и разбился фельдфебель В. Дойчман, пропал без вести унтер-офицер Георг Биндер, а обер-фенрих М.-Г. Клик выпрыгнул c парашютом по ту сторону фронта, и его следы были потеряны навсегда в труднопроходимой пустоши и болотистой местности Фенна. Больше повезло лётчику Г. Шимерту, который в бою в районе Сент-Вита получил ранение, но благополучно покинул свою поверженную машину.
Тяжёлые потери были и у JG 6. По три пилота погибшими потеряли 1-й, 3-й и 4-й отряды. Среди пропавших без вести был и Fw 190A-8 комэска-3 гауптмана Н. Цибарта. Помимо него I группа потеряла ещё трёх офицеров — обер-лейтенанта Ф. Лионса, а также лейтенантов К. Штарцахера и Г. Рикхоффа. Первые двое не вернулись из района Льежа, а третий пропал после боя со «Спитфайрами» в районе Маархейзе. Лишилась своего командира и эскадрилья 10./JG 6 – Bf 109G-14/AS обер-лейтенанта Г. Вайля видели в последний раз южнее Льежа. Из его отряда был сбит и попал в плен фенрих Г.-Ю. Тик. Также в руки американцев в районе Аахена угодил унтер-офицер П. Борт из 5-го отряда. Одного пилота погибшим и одного раненым потеряла эскадрилья 8./JG 6. Всего после боёв в этот день эскадра недосчиталась полутора десятка машин, при этом за исключением одного Fw 190A-8 все были потеряны безвозвратно.
Севернее Аахена и над Рурской областью патрулировали звенья «Спитфайров», «Тайфунов» и «Темпестов», но и британцы были поражены непривычно оживлённым действиям истребительной авиации немцев в этот день. Их противники — группы I и III./JG 1, две группы JG 26, три группы JG 27 и IV./JG 54 – взлетели также для отражения налёта американских четырёхмоторников, но вынуждены были отказаться от своих первоначальных намерений, чтобы принять бой с англичанами. Пилоты 193-я эскадрильи RAF внезапно заметили более 50 «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов», которые сразу сбили один «Тайфун», а ещё один повредили. Предположительно, в этом бою приняли участие IV./JG 27 и IV./JG 54.
Другие группы немецких истребителей сообщили о бое в районе Мальмеди и Эйндховена. Когда стали происходить столкновения с противником между Рейном и немецко-голландской границей, вылеты на отражение налёта, казалось, вышли из-под контроля. Больше не было ясно, какое немецкое подразделение в каком месте и с каким противником сражается.
Недалеко от голландской границы в районе Неймеген британцы отправили на землю одну из машин 13./JG 27, при этом разрывной снаряд ранил пилота унтер-офицера В. Хоймана в голову. Почти в то же время, что и Хойман, в полевой госпиталь люфтваффе в посёлке Дюк, что северо-западнее Мёнхенгладбаха, был доставлен с ранением ефрейтор Э. Вельтер из 15./JG 27. Довольно легко отделались II-я и III-я группы JG 27. Из состава первой досталось лишь 7-му отряду, который потерял двух пилотов — обер-ефрейтор Г. Винтер погиб, ефрейтор Э. Рау отделался ранением. Из III./JG 27 был ранен ефрейтор К. Хирш, а ещё один Bf 109K-4 разбился на аэродроме Хезепе.
Между Маастрихтом и Кёльном части группы III./JG 1 натолкнулись на четырёхмоторные бомбардировщики RAF с истребителями сопровождения. Предположительно, «Спитфайрам» 421-й эскадрильи удалось сбить двух нападавших, а поскольку III./JG 1 сообщила только о двух потерях, то, скорее всего, речь шла командире группы гауптмане Э. Войтке и лейтенанте Г. Шёне. Войтке вместе со своим Bf 109G-10/AS пропал без вести в районе Аахена, а Шёне погиб в районе Мёнхенгладбаха. Эрих Войтке был опытнейшим авиатором, ветераном люфтваффе, участником боёв в Испании, где одержал четыре победы, а также битвы за Британию. Отличился он и при вторжении в СССР, сбив уже 22 июня 1941 года два советских самолёта. Войтке командовал группой II./JG 52, а затем был переведён в 2-ю школу истребителей. Всего на момент гибели на его счету было 30 побед. Также, вероятно, из-за боевых повреждений на аэродроме Фюрстенау разбился Fw 190A-8 унтер-офицера П. Кольбе из 8./JG 1.
Группа I./JG 26 силами 18 машин взлетела незадолго до 11:30 по Берлину и сошлась в бою с соединением из 60–80 четырёхмоторников, которые следовали курсом на свою территорию. Потеряв четыре новейших Fw 190D-9 и один Fw 190A-8, группа сбила один «Лайтнинг». Два лётчика, лейтенант Г.-Г. Кригер и унтер-офицер Э. Кабовски якобы из-за неполадок с моторами в ходе боя сели вынужденно в районе Льежа и попали в плен, после схватки с лётчиками 367-й FG пропал без вести унтер-офицер В. Йезингер. В районе Золингена разбился ефрейтор А. Гольд из штаба I/JG 26. Лейтенанту Й. Гюнтеру, который был лучшим снайпером в боях накануне, из-за повреждения мотора пришлось идти на вынужденную юго-западнее Рейне, при этом он получил ранение. Этот лётчик погибнет ровно два месяца спустя.
Шесть потерь в боевых вылетах были зафиксированы во II и III группах. После боя с «Тандерболтами» из 36-й FG вместе со своими длинноносыми Fw 190D-9 пропали без вести фельдфебель А. Пауль и унтер-офицер Г.-Г. Вальтер. Пилоты той же истребительной группы американцев сбили машину унтер-офицера Ф. Кёрнера из 8./JG 26, который отделался ранением. С особенным трагизмом сослуживцы восприняли гибель лейтенанта З. Бенца, поскольку лётчик одного из «Мессершмиттов» III./JG 1 принял его Fw 190D-9, вероятно, за «Темпест» и сбил в районе Дюссельдорфа.
Три потери были зафиксированы в отряде 15./JG 54. Западнее Льежа «Лайтнинги» сбили Fw 190A-8 ефрейтора Г. Дёринга, который погиб. Такая же судьба постигла и обер-фенриха Г. Швиталя, который разбился к северо-западу от Аахена. Сумел дотянуть до аэродрома Дюссельдорф лейтенант К. Белль, однако в ходе аварийной посадки полностью он разбил свою машину. Лётчик получил ранение. Действовавшая севернее эскадрилья 16./JG 54 потеряла в воздушном бою своего командира лейтенанта П. Брандта.
Крайне драматичным оказался вылет истребителей JG 77, поднявшихся в воздух также на отражение налёта. I группа, задействованная против 9-й воздушной армии ВВС США, понесла в воздушных боях с английскими и американскими истребителями крайне высокие потери. В этих вылетах группа лишилась безвозвратно минимум 16 «Мессершмиттов» Bf 109G-14, при этом погибли и пропали без вести сразу 13 пилотов, а ещё один попал в плен. Фактически было уничтожено штабное звено — на люксембургской территории севернее Дикирха разбился самолёт командира I группы гауптмана Л. Баумана. Также погибли в бою с вражескими истребителями лётчики звена обер-фенрихи Г.-У. Хюбнер и В. Кон, а унтер-офицер Х. Зандкуль пропал без вести.
Досталось и самому составу группы. Первые две эскадрильи потеряли по три лётчика, а третья лишилась двух пилотов. Юго-восточнее Ойскирхена погиб комэск-2 обер-лейтенант И. Энглиш, а недалеко оттуда у Мюнстерайфеля противник сбил двух лётчиков из его отряда — унтер-офицеров Г. Кёберляйна и А. Моргерауэра. Последний из них сумел выпрыгнуть на парашюте, но вскоре скончался в лазарете от полученного тяжёлого ранения. Из 1-го отряда погибли фельдфебели В. Георги и Й. Нордмайер, а унтер-офицер Э. Хуземан пропал без вести. Из 3-й эскадрильи погибли обер-фельдфебель Н. Кашубовски и ефрейтор Р. Цервены. Двух «Мессершмиттов» лишился 4-й отряд. Юго-восточнее Битбурга разбился самолёт ещё одного унтер-офицера Биндера, на этот раз Гюнтера. Больше повезло лейтенанту Р. фон Кампену, которому в этот день исполнился 21 год. Будучи подбитым в воздушном бою, он сел вынужденно в районе люксембургской коммуны Биссен и угодил в руки американцев. С учётом судьбы многих его сослуживцев, плен можно было рассматриваться как подарок судьбы ко дню рождения.
Пострадали и другие подразделения JG 77. Северо-западнее Эссена был сбит лётчик штабного звена эскадры фенрих Г. Цильц, который сумел спастись на парашюте. Двух машин в воздушном бою лишилась III./JG 77, при этом один пилот остался жив, а сбитый над Мюнстерайфелем лейтенант А. Фитцнер из 12./JG 77 погиб. Другие группы эскадры больше пострадали на земле. Так, бомбами и штурмовками аэродромом Мюльхайм и Дюссельдорф противник уничтожил минимум шесть Bf 109G-14/AS и Bf 109K-4 из II и III групп, ещё, по меньшей мере, один-два получили повреждения.
За Рейном «Мустанги» и «Лайтнинги» истребительного прикрытия вырвались вперёд своих бомбардировочных соединений, чтобы прикрыть с востока атаки 8-й воздушной армии на аэродромы в области Рейна и Майна, поскольку американцам пришлось учитывать тот факт, что они попали зону действия обеих закалённых в боях истребительных эскадр ПВО Рейха — JG 300 и JG 301.
Тем временем, два больших ударных соединения стали выдвигаться к своим целям. Одна половина взяла курс на аэродромы JG 4 и JG 11, а другие группы повернули в сторону баз JG 2. Части I, II и III группы 4-й истребительной эскадры уже неслись со своих аэродромов, расположенных вдоль автострады Франкфурт — Дармштадт навстречу «Крепостям», которые находились южнее Кобленца в треугольнике Мозеля и Рейна. И едва произошёл контакт с противником, как в районе Боппарда были сбиты два «Фокке-Вульфа» Fw 190A-8/R2 из 5-го отряда. Лётчики фельдфебель А. Эрлер и обер-лейтенант Г. Улльман погибли. Из группы I./JG 4 были сбиты два Bf 109G-14, их пилоты остались живы. Унтер-офицер Ф. Ферхланд из 13./JG 4 после воздушного боя разбился в районе Эрбенхайма, а «Мессершмитт» комэска 4./JG 4 обер-лейтенанта Г. Штарка рухнул почти у своего аэродрома у Мёрфельдена, а самому ему с лёгким ранением пришлось прыгать с парашютом практически в зоне видимости аэродрома Франкфурт-Рейн-Майн. На самом лётном поле противник штурмовкой и бомбами уничтожил два Bf 109 из IV./JG 4.
В то время, когда бомбы и пушечные снаряды начали вспахивать аэродромы Библис, Гросс-Остхайм и Целльхаузен, в районе Трира эскадра JG 11 почти в полном составе сражалась с соединениями «Либерейтеров» 2-й воздушной дивизии. Только отряд 12./JG 11 лишился трёх лётчиков — после боя с многочисленными Р-38 пропал без вести лейтенант Г. Рихтер, также «Лайтнингом» был сбит и погиб фенрих Г. Франц, а раненый унтер-офицер Г. Либш сумел спастись на парашюте. По одному Fw 190A-8 в бою в районе Трира потеряли 1-й и 3-й отряд — фельдфебель А. Шулирш пропал без вести, а унтер-офицер Э. Шуберт получил ранение. Также в воздушной схватке пал майор Г.-Г. Бишоф из штабного звена I./JG 11. На аэродромах от пушечного огня и бомб эскадра потеряла, по разным данным, от 7 до 10 самолётов, в том числе минимум два «Фокке-Вульфа» составили безвозвратные потери. На лётном поле III группы Гросс-Остхайм погиб один из механиков 10./JG 11, два лётчика отряда получили ранения. При этом один из них, унтер-офицер Р. Штёр, позднее скончался.
Пять аэродромов в районе Гиссена представляли собой цель для второго соединения бомбардировщиков 8-й воздушной армии. Эти были преимущественно аэродромы, на которых базировалась эскадра «Рихтгофен» под командованием оберст-лейтенанта К. Бюлигена (Kurt Bühligen): Эттингсхаузен, Гиссен, Мерцхаузен, Нидда, Кирх-Гёнс. Противодействие немецкой истребительной авиации налёту оказалось очень слабым, поскольку американцы ещё над левым берегом Рейна сумели связать большую часть истребителей боем. Из состава JG 2 в бою с «Мустангами» над Ниддой погиб унтер-офицер М. Майер, а унтер-офицер Ф. Патцельт пропал без вести после боя в районе Аахена. На аэродроме Мерцхаузен во время бомбёжки погиб унтер-офицер В. Лёберинг из 4./JG 2, а его коллега по отряду унтер-офицер Р. Кунце получил ранение. Кроме того, из 3./JG 2 погибли и получили ранения по одному человеку из наземного персонала. На аэродроме Нидда в результате бомбёжки был уничтожен один Bf 109G-14/AS, а на лётном поле Мерцхаузен пострадали два самолёта, при этом один из них был списан.
Как, вероятно, и предполагали американцы, на обратном пути над Северным Гессеном произошла почти ожидаемая встреча с подразделениями 300-й и 301-й истребительных эскадр, главными действующими лицами ПВО Рейха. Подлетая со стороны Тюрингии, немецкие истребители атаковали противника несколькими волнами. В результате разыгрался крайне напряжённый бой над территорией между горным массивом Кнюлль и районом Гёттингена.
Майор К. Петерс, который из-за ранения в ногу мог руководить вылетом группы II./JG 300 только из командного пункта, регистрировал не только сообщения своих лётчиков об одержанных победах, но и все более увеличивающееся количеств потерь. Лейтенант К. Бретшнайдер, который в этот день вёл всю боевую группу, натолкнулся на своём над южными склонами массива Кнюлль на ещё более сильного пилота «Мустанга» из 357-й FG, который после упорного боя сбил Fw 190A-8 W.Nr.682204. К моменту гибели Бретшнайдер, кавалер Рыцарского креста и командир отряда 5./JG 300, одержал 31 победу, из которых почти половину — на одномоторном истребителе в ночной истребительной авиации.
Это была не единственная потеря отряда — в районе Кирхайма был сбит и погиб обер-фельдфебель Г. Дайль. Ещё сильнее противник «пощипал» 6-ю эскадрилью. «Мустанги» сбили фельдфебеля В. Боша, его Fw 190A-8 W.Nr.739439 вместе с останками лётчика был найден лишь в 1979 году. Больше повезло фельдфебелям Й. Клоосу и Х. Энгсту, а также унтер-офицеру В. Цангерле, которые отделались ранениями. Наконец, этот отряд лишился и своего командира — лейтенант Г. Шмитт сумел покинуть свой поверженный «Фокке-Вульф», однако парашют раскрылся не полностью, что привело к гибели лётчика.
Вообще 24 декабря стало для эскадры днём «нераскрытых парашютов». Сразу у двух сбитых к югу от Касселя пилотов 7./JG 300, лейтенанта К. Мебуса и унтер-офицера Г. Хуфнагеля, спасительных куполов сослуживцы не увидели. Тело Мебуса было найдено лишь в мае 1945 года. Больше повезло их коллегам из 8-й эскадрильи — с ранениями обер-фенрих В. Хайман, а также унтер-офицеры Г. Ритцка и А. Вайс благополучно покинули кабины своих поверженных Fw 190A-8 и приземлились на своей территории. Также получил ранение в воздушном бою обер-лейтенант Г.-Д. Грамберг. Волею судьбы, спустя всего месяц судьба настигнет и этого пилота.
Устроили американцы небольшую резню и вооружённой «Мессершмиттами» группе III./JG 300. Из 16-го отряда в боях в районе Фритцлара и Гёттенгина погибли фельдфебель Ф. Гюнтер, а также унтер-офицеры К. Штокдреер и В. Альберт. Место падения и останки первого из них было найдено лишь полтора месяца спустя. Неисправность или повреждение в бою парашютных систем привела к гибели лейтенантов В. Кампфа из 10./JG 300 и Г. Рудольфа из 12./JG 300. Повезло лишь обер-фельдфебелю А. Мюллеру, для которого прыжок из сбитого Bf 109G-10 завершился благополучно. Легче отделалась группа I./JG 300, которая в боях потеряла всего 3–4 «Мессершмитта». Погиб унтер-офицер О. Винклер, а обер-лейтенант Э. фон Флоттвелль и унтер-офицер А. Хак отделались ранениями.
При этом стоит учесть, что потери в этот день несли не только истребители. Так, из штурмовой эскадры SG 4 два Fw 190F-8 были сбиты в воздушном бою, а один был подбит и сел вынужденно. Кроме того, два «Фокке-Вульфа» числились пропавшими без вести, но позднее выяснилось, что пилот одного из них погиб, а второго — попал в плен. Ещё три штурмовика разбились без воздействия противника, при этом погибли два лётчика.
Итог побоища 24 декабря и общий результат декабря
Всего в воздушных боях и от зенитного за день люфтваффе на Западном фронте и над Рейхом потеряли по разным оценкам от 132 до 143 истребителей. Ещё 35-40 одномоторников пострадали якобы от технических неполадок, из них минимум почти десяток составила безвозвратная убыль. В ходе боевых вылетов погибли, пропали без вести или попали в плен 84-85 лётчиков, ещё по меньшей мере 24 получили ранения. Среди погибших и пропавших было сразу два командира групп и восемь командиров эскадрилий! Кроме того, ранение получил один комэск. Больше всех в этот день досталось JG 77, которая только в воздушных боях лишилась минимум 22 Bf 109 сбитыми и тяжело поврежденными и 15 пилотов, в том числе командира одной группы и одного комэска. Ещё минимум 7 машин эскадры были потеряны на аэродромах в результате бомбежек. Фактический была разгромлена группа I./JG 77, которая лишилась безвозвратно минимум 16 машин и 14 лётчиков. Не менее 23 машин в боях потеряла JG 300. Эта же эскадра держала в этот день недобрую славу первенства по общему количеству потерянных пилотов — погибло 12 лётчиков, ещё 9 получили ранения.
На аэродромах союзникам удалось уничтожить не менее пятнадцати одномоторных истребителей люфтваффе, ещё по меньшей мере десять получили серьезные повреждения. Под «раздачу» на земле попала группа ночных истребителей II./NJG 1, которая в ходе ударов по аэродромам Эссен-Мюльхайм и Дюссельдорф лишилась безвозвратно и тяжело поврежденными семи Bf 110 G-4 и одного Ju 88 G-6. На аэродроме Франкфурт-Рейн-Майн в ходе бомбардировки пострадали минимум семь Ju 88 G-1 из состава I./NJG 4, а на аэродроме Гютерсло штурмовики союзников сожгли минимум три «Юнкерса» из II./NJG 4, а ещё один повредили. По одному Ju 88 G-6 из 5./NJG 6 были уничтожены и повреждены на летном поле Мюльхайм.
По данным противоположной стороны, 8-я и 9-я воздушные армии американцев и 2-е тактические ВВС британцев потеряли в общей сложности более 40 самолётов, однако такие потери были для союзников вполне приемлемыми и без труда восполнялись. При этом американские и британские ВВС заявили о достоверном уничтожении в воздушных боях 125 немецких истребителей, а ещё пять было сбито предположительно. Как видим, эти цифры хорошо соотносятся с реальными потерями немцев.
Для сравнения: действующие на Восточном фронте подразделения в этот день потеряли лишь шесть человек. В районе Секешфехервар погиб один лётчик 6./JG 52, при посадках ранения получили два пилота I./JG 53, огнем зенитки был ранен один из лётчиков штабного звена III./SG 10, а два Ju 87D-5 из 7./SG 2 были сбиты «Лавочкиными» 31-го иап, при этом из экипажа одной «штуки» погиб лётчик, а стрелок-радист получил ранение. Точные потери матчасти неизвестны, но по сохранившимся данным, из одномоторных машин пострадали шесть Bf 109, три Fw 190 и два Ju 87. При этом минимум три стали жертвами технических неполадок, двум досталось от зенитного огня и лишь обе «штуки» были достоверно сбиты в воздушном бою. При этом наши летчики-истребители заявили за день более трёх десятков побед — минимум 28 Fw 190 и Bf 109 и три Ju 87. Большая часть сбитых пришлась не территорию Венгрии.
Как покажут последующие дни, это было не последнее перед операцией «Боденплатте» крупное «кровопускание» люфтваффе на Западе. Уже на следующий день в очередном воздушном сражении с союзниками немецкие истребительные части лишились не менее 63 лётчиков, в том числе 49 погибшими и пропавшими без вести. Среди погибших были по одному командиру группы и эскадрильи, а командир JG 77 и ветеран боев на Восточном фронте, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями майор Й. Визе (133 победы) получил тяжелое ранение и выбыл из строя до конца войны.
26 декабря погибло и пропало минимум полтора десятка пилотов одномоторных машин. Очередное избиение произошло 27 декабря, когда погибли 36 пилотов, а ещё полсотни получили ранения. Среди не вернувшихся были один командир группы и сразу четыре комэска. 29 декабря было потеряно «всего» 20 лётчиков, но при этом погиб командир III./JG 54 и ветеран Восточного фронта гауптман Роберт Вайсс (121 победа), посмертно удостоенный Дубовых листьев к Рыцарскому кресту. Наконец, 31 декабря люфтваффе лишились ещё почти полсотни пилотов погибшими и ранеными, в том числе один командир группы и три комэска погибли, а ещё один командир группы и два командира отряда отделались ранениями.
С 1 по 16 декабря, т.е. по начало наступления в Арденнах, на свои аэродромы не вернулось 136 лётчиков, за четыре дня до 22 декабря ещё 83, с 23 по 31 декабря было потеряно сразу 316 лётчиков, и это без учета раненых! Только в рождественские дни с 23 по 27 декабря командование люфтваффе «Запад» и подчиненные ей в ходе наступления части потеряли более 260 авиаторов. Общие потери за декабрь составили около 500 погибшими и пропавшими без всти, 35 попавшими в плен и 194 ранеными. По немецким данным, при налетах на 80 аэродромов на территории Рейха союзники только в декабре 1944 года уничтожили 129 самолётов люфтваффе, ещё 140 получили повреждения. Как видно из вышеперечисленных цифр, закат люфтваффе начался ещё в конце 1944 года, а в ходе операции «Боденплатте» немецкие ВВС получили уже окончательный смертельный удар.
Таблица 1. Потери материальной части и летного состава немецкой истребительной авиации 24 декабря 1944 года в ходе боевых вылетов на Западном фронте и в ПВО Германии от воздействия противника.
Группа |
Известные потери матчасти от воздействия противника в воздухе, включая тяжело поврежденные (по разным данным) |
Количество лётчиков, которые погибли/ пропали без вести/ умерли от ран/ попали плен в ходе боевых вылетов |
Количество лётчиков, которые получили ранения в ходе боевых вылетов |
I./JG 1 |
2-6 |
1 |
1 |
II./JG 1 |
1 |
1 |
- |
III./JG 1 |
2 |
2 |
- |
II./JG 2 |
3 |
2 |
- |
I./JG 3 |
6 |
5 |
- |
III./JG 3 |
5 |
3 |
- |
IV./JG 3 |
9 |
7 |
- |
I./JG 4 |
3 |
- |
1 |
II./JG 4 |
4 |
2-3 |
- |
IV./JG 4 |
1 |
1 |
- |
I./JG 6 |
10 |
9 |
- |
II./JG 6 |
2-3 |
2 |
1 |
III./JG 6 |
2 |
2 |
- |
I./JG 11 |
3-4 |
2 |
1 |
II./JG 11 |
1 |
- |
- |
III./JG 11 |
3-4 |
3 |
1 |
I./JG 26 |
3-4 |
3 |
1 |
II./JG 26 |
4 |
3 |
1 |
I./JG 27 |
5-6 |
4 |
1 |
II./JG 27 |
2 |
1 |
1 |
III./JG 27 |
3 |
|
1 |
IV./JG 27 |
2 |
- |
2 |
III./JG 53 |
3 |
- |
- |
IV./JG 53 |
2 |
1 |
1 |
IV./JG 54 |
5 |
3 |
1 |
I./JG 77 |
18 |
14 |
- |
III./JG 77 |
3 |
1 |
- |
Stab JG 77 |
1 |
- |
- |
I./JG 300 |
2-3 |
1 |
2 |
II./JG 300 |
13 |
6 |
7 |
III./JG 300 |
2-3 |
2 |
- |
IV./JG 300 |
6 |
3 |
- |
III./JG 301 |
1 |
- |
1 |
Итого |
132-143 |
84-85 |
24 |
Известный поименный список потерь немецких лётчиков-истребителей 24 декабря 1944 года на Западном фронте и в ПВО Германии
Имя, фамилия, звание |
Группа / эскадрилья |
Обстоятельства |
Судьба |
Fhr. Wilhelm Grundmeier |
1./JG 1 |
Неизвестно, потеря 100% |
Пропал без вести |
Uffz. Helmut Rechenbach |
4./JG 1 |
Вынужденная посадка после боя с британскими истребителями, потеря 100 % |
Ранен |
Uffz. Paul Kolbe |
8./JG 1 |
Разбился при посадке, потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Heinz Schöne |
11./JG 1 |
Сбит в воздушном бою, потеря 100 % |
Погиб |
Hptm. Erich Woitke |
Stab III/JG 1 |
Воздушный бой с ИА, потеря 100 %. |
Пропал без вести |
Uffz. Rolf Kunze |
4./JG 2 |
Бомбардировка аэродрома |
Ранен |
Uffz. Wolfram Löbering |
4./JG 2 |
Бомбардировка аэродрома |
|
Uffz. Friedrich Patzelt |
6./JG 2 |
Неизвестно |
Пропал без вести |
Uffz. Max Maier |
8./JG 2 |
Воздушный бой с P-51 |
Погиб |
Uffz. Franz Mörl |
2./JG 3 |
Сбит ЗА |
Плен |
Fw. Paul Hamann |
3./JG 3 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Плен |
Uffz. Erich Thiel |
3./JG 3 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Жив |
Uffz. Kurt Möllerke |
4./JG 3 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Плен |
Lt. Franz Ruhl |
4./JG 3 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Fhr. Franz Jenkner |
4./JG 3 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Heinrich Brand |
9./JG 3 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Жив |
Uffz. Friedrich Schnödewind |
12./JG 3 |
Разбился, потеря 100 % |
Погиб |
Obgfr. Herbert Krawczyk |
12./JG 3 |
Разбился, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Friedrich Benning |
12./JG 3 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Hptm. Wolfgang Kosse |
13./JG 3 |
Воздушный бой с «Тайфунами», потеря 100 % |
Пропал без вести |
Fw. Josef Sommer |
14./JG 3 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Плен |
Ofw. Egon Schulz |
15./JG 3 |
Разбился после воздушного боя, потеря 99 % |
Погиб |
Uffz. Kurt Klose |
15./JG 3 |
Разбился после воздушного боя с B-17, потеря 100 % |
Плен |
Fhj-Fw. Wilhelm Hopfensitz |
15./JG 3 |
Разбился после воздушного боя с B-17, потеря 100 % |
Плен |
Obgfr. Hubert Hirschfelder |
15./JG 3 |
Разбился после воздушного боя с B-17, потеря 100 % |
Плен |
Uffz. Karl Kapteina |
15./JG 3 |
Разбился после воздушного боя с B-17, потеря 100 % |
Плен |
Oblt.Günther Stark |
3./JG 4 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Ранен |
Oblt. Hein Ullmann |
5./JG 4 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Погиб |
Fw. Albert Erler |
5./JG 4 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Fritz Ferchland |
13./JG 4 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Fw. Peter Schulz |
1./JG 6 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Fhj-Uffz. Karl Just |
1./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Gerhard Rieckhoff |
1./JG 6 |
Воздушный бой со «Спитфайрами», потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Kurt Starzacher |
3./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Hptm. Herwarth Ziebarth |
3./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Uffz. Georg Markötter |
3./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Fw. Ferdinand Lenz |
4./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Ofw. Heinz Schmidt |
4./JG 6 |
Разбился и взорвался на земле |
Погиб |
Oblt. Friedrich Lyons |
4./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Paul Borth |
5./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Плен |
Lt. Viktor Bahrdt |
8./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Ранен |
Uffz. Alois Götz |
8./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Fhr. Hans-Jürgen Thieck |
10./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Плен |
Oblt. Gerhard Weyl |
10./JG 6 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Uffz. Ernst Schubert |
1./JG 11 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Ранен |
Fw. Anton Schulirsch |
3./JG 11 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Maj. Hans-Heinrich Bischoff |
Stab I./JG 11 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Horst Bernsdorf |
10./JG 11 |
Бомбардировка аэродрома |
Ранен |
Uffz. Rudolf Stöhr |
10./JG 11 |
Бомбардировка аэродрома |
Ранен, умер от ран 10.10.1945 |
Lt. Herbert Richter |
12./JG 11 |
Воздушный бой с P-38, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Uffz. Helmut Liebsch |
12./JG 11 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Fhr. Hermann Franz |
12./JG 11 |
Разбился после воздушного боя с P-38, потеря 100 % |
Погиб |
Fhr. Otto Harlacher |
12./JG 11 |
Разбился при перелете, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Erwin Kabowski |
1./JG 26 |
Неполадки с мотором в воздушном бою, , потеря 100 % |
Плен |
Lt. Hans-Hermann Krieger |
1./JG 26 |
Неполадки с мотором в воздушном бою, , потеря 100 % |
Плен |
Uffz. Wilhelm Jesinger |
1./JG 26 |
Воздушный бой с P-38 из 367-й FG, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Lt. Joachim Günther |
2./JG 26 |
Вынужденная посадка из-за повреждения мотора |
Ранен |
Fhj.-Gefr. Adolf Gold |
Stab I./JG 26 |
Разбился |
Погиб |
Uffz. Hans-Georg Walter |
5./JG 26 |
Воздушный бой с P-47 из 36-й FG, потеря 100 % |
Погиб |
Fw. Arthur Paul |
6./JG 26 |
Воздушный бой с P-47 из 36-й FG, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Lt. Siegfried Benz |
6./JG 26 |
Сбит истребителем из III./JG 1 |
Погиб |
Uffz. Franz Körner |
8./JG 26 |
Повреждение мотора после воздушного боя с P-47 из 36-й FG |
Ранен |
Uffz. Karl Genth |
III./JG 26 |
Вынужденная посадка из-за дефекта регулятора воздушного винта |
Ранен |
Uffz. Otto Saffranowski |
1./JG 27 |
Воздушный бой с бомбардировщиками, потеря 100 % |
Погиб |
Obfhr. Max-Heinz Klick |
2./JG 27 |
Падение по ту сторону фронта после воздушного боя, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Flg. Heinrich Schiemert |
2./JG 27 |
Падение после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Uffz. Georg Binder |
3./JG 27 |
Неизвестно |
Пропал без вести |
Fw. Wilhelm Deutschmann |
3./JG 27 |
Неизвестно |
Погиб |
Gefr. Eberhard Rau |
7./JG 27 |
Вынужденная посадка на фюзеляж после воздушного боя с истребителями, потеря 95 % |
Ранен |
Obgfr. Helmut Winter |
7./JG 27 |
Воздушный бой с истребителями, потеря 100 % |
Погиб |
Gefr. Karl Hirsch |
12./JG 27 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Ранен |
Uffz. Wolfgang Heumann |
13./JG 27 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Ранен |
Gefr. Egon Welter |
15./JG 27 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Ранен |
Fw. Erich Braitsch |
13./JG 53 |
Упал и взорвался после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Obgfr. Otto Jakob |
13./JG 53 |
Упал воздушного боя, потеря 100 % |
Погиб |
Gefr. Heinz Döring |
15./JG 54 |
Воздушный бой с P-38, потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Kurt Bell |
15./JG 54 |
Аварийная посадка, потеря 100 % |
Ранен |
Obfhr. Gerhard Schwital |
15./JG 54 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Paul Brandt |
16./JG 54 |
Разбился после воздушного боя |
Погиб |
Fw. Werner Georgi |
1./JG 77 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Erhard Husemann |
1./JG 77 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Fw. Joachim Nordmeyer |
1./JG 77 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Anton Mogerauer |
2./JG 77 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Умер от ран |
Uffz. Günther Köberlein |
2./JG 77 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Погиб |
Oblt. Iring Englisch |
2./JG 77 |
Разбился после воздушного боя, потеря 99 % |
Погиб |
Ofw. Norbert Kaschubowski |
3./JG 77 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Gefr. Rupert Cerveny |
3./JG 77 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Günter Binder |
4./JG 77 |
Разбился после обстрела противником, потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Rolf von Kampen |
4./JG 77 |
Вынужденная посадка на фюзеляж после воздушного боя, потеря 100 % |
Плен |
Hptm. Lothar Baumann |
Stab I./JG 77 |
Воздушный бой с истребителями, потеря 100 % |
Погиб |
Obfhr. Hans-Ulrich Hübner |
Stab I./JG 77 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Fhj.-Uffz. Horst Sandkuhl |
Stab I./JG 77 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Пропал без вести |
Obfhr. Werner Kohn |
Stab I./JG 77 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Armin Fitzner |
12./JG 77 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Fhr. Gottfried Zilz |
Stab JG 77 |
Разбился после обстрела противником, потеря 100 % |
Жив |
Uffz. Otto Winkler |
I./JG 300 |
Неизвестно |
Погиб |
Oblt. Eberhard von Flottwell |
I./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Uffz. Anton Hack |
2./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 98 % |
Ранен |
Fw. Berthold Wendler |
3./JG 300 |
Неизвестно |
Жив |
Lt. Klaus Bretschneider |
5./JG 300 |
Обстрел истребителем P-51, потеря 100 % |
Погиб |
Ofw. Heinz Deil |
5./JG 300 |
Обстрел противником, потеря 100 % |
Погиб |
Fw. Johann Kloos |
6./JG 300 |
Воздушный бой |
Ранен |
Lt. Georg Schmitt |
6./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Погиб |
Stfw. Werner Bosch |
6./JG 300 |
Разбился после воздушного боя с P-51, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Walter Zangerle |
6./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Fw. Hubert Engst |
6./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Lt. Karl Mebus |
7./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Hans Hufnagel |
7./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Günter Ritzka |
8./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Uffz. Anton Weis |
8./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Oblt. Hans-Dieter Gramberg |
8./JG 300 |
Воздушный бой |
Ранен |
Obfhr. Viktor Heimann |
8./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Ранен |
Ofw. Alfred Müller |
III./JG 300 |
Неизвестно, потеря 100 % |
Жив |
Lt. Werner Kampf |
10./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Günter Rudolph |
12./JG 300 |
Разбился после воздушного боя, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Kurt Stockdreher |
16./JG 300 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Uffz. Wilhelm Albert |
16./JG 300 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Fw. Franz Günther |
16./JG 300 |
Воздушный бой, потеря 100 % |
Погиб |
Lt. Walter Tauscher |
11./JG 301 |
Воздушный бой |
Ранен |
Иван Лавриненко
Читайте нас: