Лента новостей

12:08
3600 лет молчания: Новые открытые гробницы в Луксоре раскрывают историю Египта
11:59
Венесуэла сообщила об аресте агента ФБР, участвовавшего в заговоре
11:54
Хуанга поймали на лжи: GeForce RTX 5070 не равна по производительности RTX 4090 без ИИ-трюков
11:50
Блинкен назвал страну, которая после смены власти в США может занять место лидера по помощи Украине
11:49
Медведев сомневается в быстром решении Трампом украинского конфликта и не верит в присоединение к США новых земель
11:48
Канадский политик парировала Трампу предложением избавиться от американских штатов в пользу Канады
11:41
Армения одобрила закон о начале вступления в Евросоюз
11:40
В Приднестровье из-за энергокризиса погибли люди
11:28
Прорыв армии России - Киев в шоке - Купянск уходит домой - Новости
11:24
ВСУ готовят ядерную провокацию: ситуация в зоне СВО на 09.01.2025, беспилотники атаковали Энгельс, Зеленский может ударить по Крымскому мосту
11:12
Аномалии мантии под Тихим океаном: новые модели FWI показывают «затонувшие» структуры
10:56
Келлог анонсировал переговоры по Украине в ближайшее время. Кто войдёт в переговорную группу от России?
10:55
Foreign Policy: Украину принесли в жертву для заманивания России в долгий конфликт
10:54
На Украине призвали давить «тыловых крыс» и спасать ТЦК
10:53
Остин: Россия не полностью доминирует в конфликте на Украине, но имеет преимущество
10:47
Удар “Искандера-М” вывел из строя одну из последних украинских систем ПВО С-300
10:33
Биполярная клоунада
10:30
Курская область: оперативная сводка на утро, 09.01.2025 - российская армия укрепляет позиции
10:25
«Противоопухолевая активность»: российские учёные создали новые соединения для лечения рака
10:17
Каким был бы климат Земли, если бы земная ось имела другой наклон?
10:16
Раскрыт единый механизм формирования космических джетов: как магнитные спирали удерживают форму космических струй?
10:00
Кирби поприветствовал решение Украины прекратить транзит российского газа в Европу
09:50
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 09.01.2025
09:33
Десантники уничтожили разведывательный беспилотник западного производства в Херсонской области
09:11
Сербия расторгла ряд контрактов на поставку российского оружия
09:10
Австралийский премьер обвинил Илона Маска во вмешательстве во внутренние дела страны
09:09
Панама обвинила Трампа в необоснованных претензиях по каналу, от которого США отказались в 1977 году
09:04
Правительство Исибы не знает, где взять деньги на новые вооружения и увеличение армии
08:56
Без следа, но с последствиями: киевский режим не справляется с массовым дезертирством из ВСУ
08:15
Марк Цукерберг: мы отказываемся от проверки фактов на наших платформах
08:04
Суоми оставит границу с Россией закрытой
08:01
ПЕНТАГОН В ЯРОСТИ - Панцирь-СМ и С-400 остановили АТАСМS
06:40
Зеленский повторил мечту о НАТО в интервью Лексу Фридману
05:07
Германия: федеральное агентство во главе с зелеными предупреждает Facebook* о возможных санкциях после заявления Цукерберга об отключении режима цензуры
04:26
Британский лев против снежного барса или Эпилог Англо-афганской войны
03:41
С МКС «выбросили» в открытый космос первый в истории деревянный спутник
03:17
Фронт в огне: новости СВО от 9 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1050-й день спецоперации России на Украине
01:59
Российский “танк-черепаха” — сущий кошмар
01:49
Международный уголовный суд для хунты Зеленского: способ избежать ответственности за военные преступления
01:30
Использование Kotlin для разработки мобильных приложений  Использование Kotlin для разработки мобильных приложений
01:10
Лимонно-чесночный чай снижает холестерин? Мнение экспертов
00:27
Как в Киеве пилят западные колониальные деньги
00:22
По следам одного продукта: морковь
22:53
Алиев заявил о намерении открыть Зангезурский коридор
22:06
Главный конкурент Зеленского Залужный озвучил свои политические амбиции
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Голодный «Волк». Одиссея германского вспомогательного крейсера «Вольф»

Голодный «Волк». Одиссея германского вспомогательного крейсера «Вольф»



Перевод статьи «Hungriger Seewolf», опубликованной в немецком военно-историческом журнале «Deutsche Militaer und Geschichte» Nr. 8–9 2021 года.

Автор: Макс Ремке (Max Remke)
Перевод: Slug_BDMP


В конце 1916 года из Киля в обстановке строгой секретности вышел в море вооруженный гражданский пароход «Wolf» («Волк»). Тогда ещё никто не знал, что его плавание продлится больше года и что этому кораблю суждено войти в историю как самому результативному рейдеру немецкого императорского флота.

Вначале казалось, что поход корабля «Вольф» (SMS Wolf) обречен на неудачу.

30 ноября 1916 года корабль под командованием корветтен-капитана Карла-Августа Нергера (Karl-August Nerger) покинул Киль. Это была уже третья попытка прорваться через морскую блокаду флотов Антанты. Выход осуществлялся в условиях полной секретности. Даже собственные дозорные корабли не были оповещены о предстоящей операции. О целях её не знали даже члены команды.

Риск был очень велик: вооружение корабля замаскировано и к тому же покрыто льдом в условиях разразившегося шторма. А скрыться от боевых кораблей довольно тихоходный пароход не смог бы. Но и этого было мало: штормом сорвало шлюпку, а ящик с сигнальными ракетами загорелся. И, как вспоминал впоследствии капитан Нергер, «море осветилось, как днём».

Несмотря на все недобрые предзнаменования, капитан решает продолжить поход. 347 морякам на борту оставалось лишь молиться. Но удача в этот раз на их стороне.

Что ожидает этих «каптеров» в многомесячном плавании?

Голодный «Волк». Одиссея германского вспомогательного крейсера «Вольф»
Вспомогательный крейсер «Вольф» (SMS Wolf). Внешне ничто не выдаёт в этом пароходе военный корабль

Вспомогательные крейсеры кайзеровского флота


Сразу после начала войны в 1914 году британский флот начал блокаду Ла-Манша и выходов в Cеверное море.

Вместо того чтобы вступить в решительное сражение с Grand Fleet, как планировалось ранее, германский флот сосредоточился на нарушении неприятельского судоходства. Для этой цели используются, с одной стороны, недавно появившиеся подводные лодки, с другой – крейсеры и вспомогательные крейсеры. Вначале в качестве вспомогательных крейсеров использовались быстроходные пассажирские лайнеры, такие как «Император Вильгельм Великий» или «Королева Луиза». Но вскоре в этой роли их сменили грузовые пароходы. Они хотя и имели меньшую скорость, но расходовали при этом гораздо меньше угля.

Из всех германских вспомогательных крейсеров семь были потоплены, два – интернированы. Лишь одному из них – «SMS Moewe» («Чайке») – удалось совершить два боевых похода и вернуться в Германию.


Командир «Вольфа» корветтен-капитан Карл-Август Нергер.

Полагаться лишь на себя


«Вольф», как и другие немецкие вспомогательные крейсеры, был переоборудованным грузовым пароходом. «В девичестве» он назывался «Вахтфельз» и принадлежал судоходной компании Bremer-Hansa-Linie. Но теперь пришло время послужить императору: не раскрывая себя, в тысячах миль от родных гаваней и без поддержки собственного флота нарушать морские коммуникации стран Антанты и отвлекать на себя их морские силы. Снабжать себя топливом и продовольствием можно было лишь за счет трофеев. Полагаться можно было лишь на себя – связь с родиной была невозможна из соображений секретности и огромного расстояния.

Ясным днём 16 января 1917 года, преодолев 8 000 морских миль, «Вольф» достиг мыса Доброй Надежды. Обливаясь потом, моряки вывалили за борт первые мины. Всего их на борту насчитывалось 465 штук. Расчет был на то, чтобы превратить считающиеся безопасными маршруты в смертельные ловушки. Вооружение включало также семь 150-мм орудий и четыре торпедных аппарата. Все они были хорошо замаскированы.


Вооружение рейдера.
Слева – один из четырёх торпедных аппаратов.
Справа – одно из семи 150-мм орудий.
Кроме того, на борту имелись ещё три 52-мм орудия.

Капитан Нергер стремится поначалу воздерживаться от захвата судов, так как в этих водах легко нарваться на британские военные корабли.


Постановка мин с борта «Вольфа»


Схема минных постановок в районе Бомбея. Источник: seawarpeace.ru


Опасная находка. Морская мина, выброшенная на берег в районе Бомбея. Отчаянные индийцы вывозят её на повозке, запряженной волами.

Первая добыча


Лишь 27 января «Вольф» добыл свою первую жертву – британский пароход Turritella.

Все такие нападения проходили по одному сценарию: завидев неприятельское судно, вспомогательный крейсер начинал сближение, а затем поднимал военный флаг. Почти всегда хватало лишь демонстрации вооружения, до того замаскированного, чтобы заставить жертву сдаться.

В случае с судном «Turritellа», пришлось дать предупредительный выстрел перед носом. После этого на «британца» высадилась призовая команда и взяла его под контроль. Затем содержимое трюмов жертвы перегружалось на «Вольф», а команда помещалась в специально приготовленные для этого помещения. Затем ограбленное судно топили. Экипаж подвергался допросу – это, наряду с прослушиванием радиоэфира, было единственным источником информации о текущем положении в мире и ходе войны.

«Вольф» был хорошо приспособлен для ведения одиночной охоты, 135-метровое судно имело дополнительное бронирование, а силуэт можно было в течение нескольких часов поменять до неузнаваемости силами экипажа.

Запасы угля, продовольствия, запчастей составляли 6 300 тонн, что позволяло действовать автономно в течение нескольких месяцев без их пополнения.

И, наконец, чудо техники – «Волчонок» (Woelfchen) – гидросамолёт «Friedrichshafen FF.33», позволяющий вести разведку на бескрайних просторах океана. Дальнейшее показало, что «Волчонок» способен и на большее.


Бортовой гидросамолет «Волчонок»

«Вольф» обнаружен?


22 мая 1917 года «Вольф» стал на якорь у идиллического тропического острова Рауля (в южной части Тихого океана). 175 дней нахождения в море дорого дались кораблю и экипажу. Машины требовали ремонта. Именно поэтому капитан Нергер выбрал этот одинокий остров, находящийся севернее Новой Зеландии – во время шестидневного ремонта охотник сам мог превратиться в добычу.

Но уединение оказалось обманчивым.

Вблизи острова проходил голландский пароход «Вайруна», оснащенный радиостанцией.

Заметили ли они «Вольфа»?

Одно сообщение по радио с указанием местоположения рейдера означало бы конец похода. Решение было принято без промедления – «Волчонок» с бомбами под крыльями взмывает в воздух. Быстро настигнув «Вайруну», аэроплан сбросил предупредительную бомбу перед носом парохода – это имело эффект. Экипаж сбросил за борт радиооборудование и сдался. На борту находилась богатая добыча: молоко, сыр и главное – 1 200 тонн угля.

Что только ни попадалось каперу на захваченных судах во время долгого плавания: различные металлы, чай, шелк, каучук, а кроме того, игрушки, лакомства…

На захваченном пароходе «Джон Кирби» попались даже два автомобиля, но они были выброшены за борт. А ещё – пленные, к концу рейда их набралось аж 467, в том числе капитаны захваченных судов. Все они, с одним-единственным исключением, терпеливо выносили лишения плена.


Пленные получают еду. На переднем плане – замаскированное 150-мм орудие.

«Вольф» открывает огонь


27 сентября 1917 года в районе Мальдивских островов «Вольф» заметил потенциальную добычу – японский пароход «Хитачи-Мару».

Однако в этот раз всё пошло не по привычному сценарию – гражданское судно было вооружено 125-мм пушкой и не собиралось сдаваться.

В первый и последний раз за весь поход заговорили 150-мм пушки «Вольфа». Японцы мало что смогли этому противопоставить. Немецкие снаряды поразили японское орудие и радиорубку. На «Хитачи-Мару» погибли около 20 человек.

В конце концов, японский капитан Сиедзу Томинага вынужден был сдаться. Он стал единственным из капитанов судов на пути немецкого рейдера, решившимся оказать сопротивление, которое было тщетным. Он не смог простить себе гибель своих подчиненных и после нескольких недель пребывания в тяжелой депрессии покончил с собой, спрыгнув незамеченным за борт.

«Хитачи-Мару» стал для немцев очень ценным призом. Долгое время он с немецким экипажем следовал за «Вольфом» в качестве транспорта, а впоследствии с него была снята часть котельного оборудования.


Команда рейдера наблюдает за потоплением барка «Dee»

Домой!


Наконец, пришло время возвращаться на родину.

Это сопровождалось многими опасностями – корабли Антанты контролировали большую часть Атлантики. Но и теперь удача была на стороне немецких моряков.

На обратном пути им удалось захватить французский барк «Маршал Даву» и четырёхмачтовый норвежский «Стёреброр». На борту «француза» находились в том числе элитные вина, что позволило немецким морякам хорошо отпраздновать Рождество перед тем, как начать опасный путь через британскую блокаду.

27 февраля 1918 года, проведя в море 451 день, «Вольф» вернулся в Киль.

Никто уже не ждал его. Более чем за месяц до этого адмиралтейство записало рейдер в число пропавших и разослало уведомление об этом членам семей экипажа.


Возвращение «Вольфа» в Киль


Триумфальный проход экипажа «Вольфа» через Берлин. Снимок сделан возле Бранденбургских ворот. Слева – капитан Нергер.

Теперь же население Киля с ликованием встречало возвратившихся героев. Моряки парадом прошли через центр города. Капитан Нергер был награжден орденом Пур-ле-Мерит (Pour le Mérite, «За заслуги»), а все остальные члены команды – орденами «Железный крест».


Военный губернатор военно-морской базы Киля адмирал Густав Бахман вручает капитану Нергеру орден Пур-ле-Мерит.

Это стало последним успехом кайзеровского флота.

Восемь месяцев спустя в Киле началось матросское восстание, ставшее толчком к падению монархии.


Через полмира. Вспомогательный крейсер «Вольф» совершил самый длительный автономный боевой поход в течение Первой мировой войны

Противоречивые выводы


С одной стороны, поход вспомогательного крейсера «Вольф» был относительным успехом.

Путем захвата и минных постановок ему удалось уничтожить 27 судов общим тоннажем в 60 000 тонн. Другие рейдеры также нанесли судоходству противника определенный ущерб. Не стоит забывать и пропагандистский эффект – такие офицеры, как Нергер или капитан рейдера «Мёве» граф Николаус цу Доона-Шлодин (Nikolaus Graf zu Dohna-Schlodien), стали подлинными национальными героями.

Тем не менее успехи «современных пиратов» не смогли исправить порочность германской морской стратегии. Со времён адмирала Тирпица немецкий флот готовился к решающему сражению с британским, а его не произошло.

Закономерно, что в памяти потомков остались не командиры гигантских линкоров, а подводники и капитаны вспомогательных крейсеров – по сути, вооруженных торговых судов.

Хроника похода вспомогательного крейсера «Вольф»


30 ноября 1916 – выход из Киля.
16–19 января 1917 – прибытие к мысу Доброй Надежды и постановка там минной банки.
15–20 февраля 1917 – минные постановки у побережья Индии.
26 февраля – 8 марта 1917 – рейдерство а Аравийском море, захват «Туриелы» и «Джимны».
11 марта 1917 – потопление «Wordsworth» в Индийском океане.
30 марта 1917 – захват барка «Dee».
15 апреля – 28 июня 1917 – безуспешное рейдерство и минные постановки у берегов Новой Зеландии.
27 мая – 22 июня 1917 – ремонт у острова Рауля и захват «Вайруны».
9 июня – 18 июля 1917 – рейд в южной части Тихого океана, захват судов Winslow, Beluga, Encore.
6 августа 1917 – захват «Матунги» у архипелага Бисмарка.
4–5 сентября 1917 – минные постановки в Южно-Китайском море.
10 сентября 1917 – возвращение в Индийский океан.
20 сентября – 7 октября 1917 – рейдерство у Мальдивских островов, захват «Хитачи-Мару».
20 октября – 20 ноября 1917 – действия в районе Мадагаскара, захват судна Igotz Mendi.
30 ноября 1917 – захват судна John H. Kirby в районе Порт-Элизабет.
9 декабря 1917 – возвращение в Атлантику.
15 декабря – последняя «охота» в Южной Атлантике, захват «Маршала Даву».
4 января 1918 – последняя добыча – «Стёреброр».
27 февраля 1918 – прибытие в Киль.

Тактико-технические характеристики вспомогательного крейсера «Вольф»



(источник: seawarpeace.ru)

Вооружение



Макс Ремке (Max Remke); Перевод: Slug_BDMP


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх