Битва при Слёйсе. Гравюра Эдмунда Эванса из иллюстрированных «Хроник Англии с 55 г. до Р. Х. по 1485 г.» Джеймса Дойла. 1864 г.
«Это было славное, прочное судно, закрытое палубой на носу
и посредине и открытое на корме. Одномачтовое, оно по роду своей оснастки
было чем-то средним между фелюгой и люггером. По-видимому,
дела шкипера Арблестера шли превосходно, так как бочонки с французским вином
заполняли весь трюм. А в маленькой каюте, кроме образа девы Марии,
который свидетельствовал о набожности капитана,
находились запертые сундуки, которые говорили о его богатстве и запасливости».
«Черная стрела» Р. Л. Стивенсон
и посредине и открытое на корме. Одномачтовое, оно по роду своей оснастки
было чем-то средним между фелюгой и люггером. По-видимому,
дела шкипера Арблестера шли превосходно, так как бочонки с французским вином
заполняли весь трюм. А в маленькой каюте, кроме образа девы Марии,
который свидетельствовал о набожности капитана,
находились запертые сундуки, которые говорили о его богатстве и запасливости».
«Черная стрела» Р. Л. Стивенсон
Военная
Одним из ценнейших источников наших знаний о Столетней войне являются «Хроники Фруассара». Вот одна из страниц манускрипта 1470 года с прекрасной иллюстрацией битвы при Слёйсе. (Их обозначение в Национальной библиотеке Франции в Париже – Français 2643–2646)
Типичным судном северных морей в это время был когг – высокобортный, короткий, но широкий корабль, с надстройками на корме и на носу. Эти надстройки имели также деревянные борта из толстых досок, нередко с зубцами, похожими на зубцы башен и стен средневековых крепостей, за которыми было удобно укрываться стрелкам – арбалетчикам и лучникам, и которые именно поэтому назывались «кастли» («замки»). Таким образом воины, находившиеся на когге, могли с достаточным удобством действовать разом и с кормы, и с носа этой плавучей деревянной крепости. Еще одна «огневая точка» находилась на мачте, где в «вороньем гнезде» могли находиться 3–4 лучника. Большой прямоугольный парус не позволял круто лавировать к ветру, но зато эти суда уже имели настоящий руль, тогда как на судах Средиземного моря все еще использовались рулевые весла.
И французы, и их союзники-испанцы плавали также на галерах – более мощных парусно-гребных боевых судах, которые, однако, не были приспособлены для плавания в условиях суровых северных морей. В знаменитом Кло де Гале в Руане занимались еще и строительством многих видов кораблей, таких как батели, бателины, баржи, коки и когги.
Миниатюра со страницы из «Хроники Фруассара» крупно. Слева английский флагман «Томас», на палубе которого в позолоченных доспехах и геральдическим джупоне мы видим самого короля Эдуарда. Бой идет на всех трех судах справа. Лучники (арбалетчиков что-то не видно!) стреляют по врагам в упор. Раненных выбрасывают за борт. Но, будучи в тяжелых шлемах, они прямо головой вниз и тонут. Шлемы у воинов относятся к типу «немецкий салад» и «французский салад», то есть салад с забралом, есть бацинеты, но без забрала. Бьются мечами, меч-бастард только у одного. Поверх доспехов на воинах надеты разноцветные куртки из ткани (джупоны).
Естественно, что все члены экипажа судна того времени так или иначе были вооружены. Например, доспехи и вооружение экипажа небольшого галиота в 1330 году могло состоять из кольчуг, гамбезонов, щитов разной формы, шлемов-бацинетов, ну, и конечно, у него были арбалеты со стрелами, луки и копья. Экипажи более крупных судов-нефов имели похожее вооружение. На галерах у воинов имелись и тяжелые шлемы бацинеты, и шлемы-капелины. Надевать все это требовалось быстро, равно как и снимать, поскольку, оказавшись в воде, будучи облаченным в доспехи, воин не имел ни малейшего шанса спастись и камнем шел на дно.
Сражение на море. Иллюстрация из неаполитанской рукописи начала XIV века, Италия. Анонимный художник. На данной иллюстрации обращает на себя внимание любопытный факт: рыцари в полностью закрытых шлемах стреляют из луков. Помимо того, что это неудобно, пользоваться луком в бою против христиан считалось для рыцаря делом позорным. Или на море это допускалось? Но тогда почему бы им не снять с головы шлемы? Скорее всего, иллюстратор рыцарей видел, а вот как они сражаются на море – не представлял. Британская библиотека, Лондон
Сражение при Слёйсе
Самым известным, пожалуй, в истории морских битв Столетней войны стало морское сражение при Слёйсе, случившееся 22 июня 1340 года.
Король Англии Эдуард III для нападения на противника предварительно собрал максимально возможное число кораблей. В «Хрониках» Жана Фруассара указывается, что он имел 120 кораблей, нефов и баланжье, на борту которых находилось 4 000 латников и еще 12 000 лучников.
Тут надо учитывать, что в первой половине XIV века Англия не была морской державой, а ее флот сильно уступал и испанскому, и французскому, и также фламандскому.
Собственно, это сборище реквизированных каботажных судов и
Самыми большими кораблями Эдуарда были флагманский неф «Томас» и «Михаил», но даже и их водоизмещение не превышало 250 тонн. Впрочем, имеются данные, что в количественном отношении английский флот превосходил французский и что в нем насчитывалось около 250 кораблей, хотя и в большинстве своем меньших по размерам, чем французские.
Английский флот подошел к бухте Слёйса 23 июня. Здесь находился объединенный флот французов, испанцев, генуэзцев и фламандцев из 200 кораблей, самым крупным из которых был неф «Кристофль», кстати, ранее захваченный у англичан. Другие корабли имели меньшие размеры, но тем не менее имели на борту по 150–200 человек в полном вооружении. Были и совсем небольшие суда. Например, неф «Успение Богоматери» имел на борту лишь 80 моряков и солдат.
Кроме судов типа когг, у союзников было около четырех десятков генуэзских галер, составлявших вторую линию. Что же касается численности, то Фруассар определял ее, включая нормандцев, пикардийцев и генуэзцев, в 40 000 человек, но, скорее всего, это преувеличение.
«Хроники Фруассара». Английский капитан Роберт Ноллес, управляющий кораблем. Национальная библиотека Франции в Париже
Во главе английского флота стоял сам король Эдуард III, а также два адмирала Роберт Морли и Ричард Фицалан. Французским флотом, в котором было три эскадры, руководил адмирал Гуго Кирье, а также адмиралы Николя Бегюше и генуэзец Барбавера.
Французский флот, стоявший на якорях, был выстроен в четыре линии и, разумеется, в самой первой стояли и самые большие, и наиболее крупные корабли, на которых располагались генуэзские арбалетчики. Англичане построили флот в три линии, с наиболее крупными кораблями в центре. Здесь же находился и флагманский корабль Эдуарда III неф «Томас».
Сражение началось 24 июня.
Гуго Кирье в лучших традициях тогдашней войны решил заградить путь в бухту Звин, куда как раз и выходили пристани порта Брюгге, цепями, протянув их от одного берега до другого через корабли. Получилась настоящая «деревянная стена», но англичане тем не менее этого не испугались, атаковали французов в лоб и начали сталкиваться с ними на абордаж. Несмотря на отчаянное сопротивление, им удалось захватить флагман «Кристофль», после чего они просто выбросили за борт всю его генуэзскую команду, а сами расположили на нем своих лучников.
Битва при Кадсане между англичанами и фламандцами в 1337 году. «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже
Битва, продолжавшаяся весь день, в итоге закончилась полным поражением французов. Сыграла роль маневренность английских судов, не скованных цепью, что позволяло 2–3 кораблям наваливаться на одного «француза». Существенную роль сыграла и значительно более высокая скорострельность английских лучников, по сравнению со стрелками, вооруженными арбалетами, а также пращников с пращами. Приводятся различные данные по потерям французов, но в целом они оцениваются в 16 000–18 000 человек.
Правила рыцарской войны не соблюдались совершенно.
Адмирал Кирье был обезглавлен, Бегюше взяли в плен и… повесили, словно разбойника, на мачте, а Барбавере убили, а труп выбросили с корабля в море.
«Если бы Бог дал рыбе возможность говорить, то она заговорила бы по-французски, так как съела очень много французов»,
– шутили после этой битвы англичане! Хотя победа досталась им тоже отнюдь не дешево. Тяжело ранен был даже сам король Эдуард III.
Понятно, что после такого разгрома, французы уже не могли высадить свои войска во Франции, однако они не потеряли возможность строить суда и пополнять ими свой флот. Кроме того, многие суда нанимались за плату вместе с экипажем. Например, запись из арсенала Клоде Гале показывает, что в 1346–1347 годах была нанята генуэзская галера под названием «Санта Мария», имевшая команду в 210 человек, включая капитана («мастера») Кретьена де Гримо, трех офицеров – комита (comité), су-комита (souz comité) и священника; и всех прочих членов ее команды, из матросов и арбалетчиков. А десятью годами позже в Руане был подготовлен еще один флот, в который входило десять галер, пять больших барж и три небольших баргота (bargots), который должен был доставлять продовольствие береговым крепостям.
Возвращение в Англию Изабеллы Французской. Очень наглядно показан корабль. «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже
Тем не менее даже такая рутинная служба могла привести к морским боевым столкновениям. Хотя встречи неприятельских кораблей на море в то время практически всегда происходила случайно. Бой начинался с перестрелки из арбалетов, после чего корабли шли на абордаж. Обычно арбалетчики и лучники занимали позиции на высоких кастлях, на носу и на корме, поскольку оттуда было удобно вести огонь по противнику. Тут преимущество получали те, чьи кастли были выше, а их деревянные борта – толще.
Кроме того, с высоких кастлей было легче оказать сопротивление противнику, захватившему корабельную палубу, ведь подниматься на них требовалось по высоким лестницам. Из-за плохой связи между несколькими кораблями ими трудно было управлять, а уж о проведении сложных маневров всем флотом нечего было и думать. К 1377 году стало считаться необходимым иметь на борту любого крупного суда по крайней мере два больших орудия, которые должны были стрелять уже не каменными, а свинцовыми ядрами. При этом орудия были обычно казнозарядными и имели в запасе сразу по несколько уже заряженных сменных камор, что позволяло поддерживать достаточно высокий темп стрельбы и не требовало выдвигать пушки из портов для заряжания. А вот камнеметные машины из-за тесноты кастлей на них практически никогда не устанавливались.
Обычной тактикой англичан были крупномасштабные рейды на французскую территорию, на что французы, со своей стороны, отвечали им набегами с моря на отдельные прибрежные города. При этом вглубь территории французы, как правило, не углублялись.
Так, в 1338 году были совершены успешные набеговые операции портив города Портсмут и острова Уайт, в 1360 году – нападение на Уинчелси, затем опять на Портсмут в 1369 году, на несколько портов между Портсмутом и Реем – в 1377 году, а также на Грейвсенд в 1380 году. Кроме того, французские и шотландские корабли действовали против англичан и на Северном море, и вдоль всего западного побережья Британии.
Осада Турнэ Эдуардом III в 1340 году. Без плавсредств – никуда! «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: