В первый день нового учебного года президент Владимир Путин провел урок истории в детском центре «Океан» Владивостока. Из всех школьных предметов для встречи с учениками глава государства выбрал именно историю, и это очень значимое решение. На мой взгляд, он таким образом подчеркнул важность исторических знаний. Три гуманитарных предмета, которые преподают в школе: русский язык, литература и история — формируют гражданина, патриота, личность с развитым чувством ответственности за свою страну.
В беседе со школьниками президент выделил два драматических события нашей истории: это прекращение существования Российской империи после 1917 года и крушение Советского Союза. По его убеждению, если бы удалось их избежать, население нашей страны составляло бы сегодня 500 млн человек.
Думаю, президент близок к истине. Действительно, в период революции, Гражданской войны человеческие потери исчислялись миллионами, затем мы одержали победу в самой страшной в истории Второй мировой войне, жертвами которой только по официальным данным стали 26,6 млн советских людей. А в конце XX века пришло очередное испытание — распад Советского Союза. Если бы не эти глобальные потери, наша страна была бы другой, ее экономика развивалась бы гораздо динамичнее, и не исключено, что население выросло бы к третьему десятилетию XXI века до полумиллиарда человек. А потому очевидно, что главное условие для процветания России в будущем — эволюционный путь, а на революции. Как говорит Владимир Путин, лимит на революции мы исчерпали в прошлом веке и еще одной можем просто не выдержать.
Президент особо подчеркнул важность победы СССР над гитлеровской Германией. Если бы к власти пришли нацисты, мир был бы совершенно другим, сказал он. Путин прав и в этом. Без победы не было бы не только России, но и всей европейской цивилизации. Легко представить, как Европа, большая часть Азии, Советский Союз превратились бы в сплошные концлагеря, населенные, используя нацистскую терминологию, «недочеловеками».
Парадоксально, что фашизм, нацизм — это европейское порождение, а спасать европейцев, возрождать гуманистические ценности пришлось Красной армии и Советскому Союзу. Сегодня же некоторые наши соседи пытаются забыть этот непреложный факт. Существуют экстремистские группы, которые в течение короткого времени стремятся изменить всю историю. Голову могут поднять неонацистские силы, которые, как в гитлеровской Германии, вначале будут диктовать свою волю собственному народу, а потом и чужим.
Президент четко заявил, что будет отстаивать позицию: итоги и уроки Второй мировой войны не должны быть переписаны, они — основа современного миропорядка.
Атмосфера на уроке истории с Владимиром Путиным была дружеской и доверительной. Один из учеников осмелился поправить президента. На замечание ребенка тот отреагировал совершенно нормально. По-моему, неправа была директор школы, которая на следующий день отчитала школьника, ведь этим она рискует отбить у ребенка интерес к изучению истории своей Родины.
А этот интерес — мощный объединяющий мотив для всех жителей нашей страны. Как и у каждого народа, у нас есть свой пантеон героев. Со временем он, конечно, меняется. Но есть личности, которые не уйдут в тень никогда, это костяк, скрепляющий нацию: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Георгий Жуков.
Я как военный историк посоветовал бы подрастающему поколению равняться на таких выдающихся исторических личностей, как Владимир Мономах. Его часто несправедливо забывают, а ведь великий князь прославился десятками походов, битв и сражений. Он построил мощное государство, имевшее огромные международные связи, в том числе через династические браки, которые увеличили престиж Руси. Нельзя забывать героев Севастопольской битвы — адмиралов Павла Нахимова и Владимира Истомина, их героизм и мужество, когда, казалось бы, все было против них, но они стояли до конца. Из прославленных военачальников XX века, конечно, выделяется Георгий Жуков — во многом благодаря его воле и таланту нам удалось удержаться у стен Москвы, а потом перейти в контрнаступление. Кстати, в этом году мы отметим 80-летие битвы за Москву.
Изучать историю нужно начинать даже не в школе, а раньше — когда ребенок научился слушать, понимать родную речь. И тогда интерес к прошлому не пропадет до конца жизни.
По материалам сайта iz.ru
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: