В эту субботу во Владивостоке пройдет торжественная церемония проводов в море отряда кораблей Тихоокеанского флота для участия в совместном российско-индийском военно-морском учении «Индра-2015». Военным морякам двух стран предстоит насыщенная программа боевой учебы.
На прошлогодней «Индре», активная фаза которой прошла в Японском море, российские и индийские корабли провели несколько видов артиллерийских стрельб по морским и воздушным мишеням, поразили условную субмарину, отработали упражнения по преодолению минных полей, отразили воздушный налет. Для нынешнего учения спланирован не менее широкий спектр задач.
Отряд кораблей ТОФ возглавит флагман российского Тихоокеанского флота - гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Это корабль с бортовым номером 011 вообще редко «застаивается» у причальных стенок во Владивостоке и заливе Стрелок. Он постоянно задействуется в различных учениях, походах, тренировках. Моряки с гордостью носят на бескозырках двухцветные гвардейские ленты, а на их форменной одежде - знаки «Гвардия».
Современный «Варяг» - преемник одноименного корабля первого поколения, экипаж которого прославился в годы русско-японской войны. 9 февраля 1904 года после жестокого сражения с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо крейсер был затоплен командой.
Построенный в 1980-х годах крейсер получил свой Военно-морской флаг в 1990 году. Кстати, нынешней зимой во Владивостоке торжественно отметили 25-летие подъема на корабле флага ВМФ.
Созданный на судостроительном заводе в Николаеве в числе четырех аналогичных кораблей, «Варяг» является третьим крейсером данного типа, находящимся на вооружении у ВМФ России. Судьба же корабля, оставшегося в «незалежной», весьма туманна: одно время украинские власти настойчиво пытались всучить его России в качестве оплаты долга за газ, потом вроде бы хотели оставить себе. Последняя информация о судьбе несчастного корабля (носящего, кстати говоря, имя «Украина») - продажа на металлолом куда-то в Юго-Восточную Азию.
«Вулкан» с ядерным зарядом
У России, как уже было сказано, три крейсера данного проекта. «Москва» - флагман Черноморского флота, «Варяг» - на ТОФе и «Маршал Устинов», который совсем скоро готовится после ремонта войти в состав Северного флота.
Характеристики этих кораблей впечатляют: Водоизмещение превышает 11 тысяч тонн, длина - более 180 метров, ширина – 21 метр. Четыре энергетических установки дают крейсеру мощность в 90 тысяч лошадиных сил и возможность хода на скорости в 32 узла. Службу на «Варяге» несут 680 моряков.
В НАТО корабли такого класса называют «убийцами авианосцев». И есть почему. Российский крейсер вооружен 16 крылатыми ракетами противокорабельного комплекса «Вулкан», способными доставлять фугасно-кумулятивные заряды массой до полутонны либо ядерную боевую часть на расстояние до тысячи километров.
В арсенале крейсера также имеется восемь пусковых установок зенитно-ракетного комплекса «Форт», две установки зенитных управляемых ракет «Оса», семь артиллерийских комплексов АК-130 и АК-630, десять торпед, две установки реактивных глубинных бомбометов «РБУ-6000». Корабль также может нести противолодочный вертолет Ка-27, для которого в задней части палубной надстройки оборудован ангар.
Несколько лет назад на «Варяге» был проведен первый за 18 лет полноценный капитальный ремонт. Замене подверглись силовые установки, основное оборудование, а также бытовые системы. «Варяг» технически в отличной форме, что показали его ходовые испытания в море, подчеркнул тогдашний командир корабля гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко.
Во время одного из выходов с Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, где «Варяг» проходил обновление, на акваторию залива Петра Великого, корабль как в лучшие свои годы, развил максимальную крейсерскую скорость. Моряки, соскучившись у причальной стенки по настоящей боевой работе в море, даже в эти минуты зарядились позитивным настроем, почувствовали настоящую морскую романтику.
Русские идут!
По карте походов этого корабля можно изучать географию. Кстати, «Варяг», как и «Москва», может совершать переходы дальностью свыше 7 тысяч морских миль и находится автономно в море до 30 суток. Он давно покорил все океаны, причем некоторые - не по одному разу. При этом некоторые походы стали, без преувеличения, историческими. Например, заход в 2010 году в Сан-Франциско сопровождался невиданным интересом американцев. Еще бы - ведь в последний раз российские военные корабли заходили в этот калифорнийский порт в 1863 году!
Тогда Россия в попытке предотвратить вмешательство Англии и Франции в Гражданскую войну в Америке (1861-1865 годы) направила туда две эскадры, включая Тихоокеанскую под командованием контр-адмирала Андрея Попова. Наши моряки оказали серьезную политическую и военную поддержку молодому американскому правительству, а кроме того, во время своего пребывания в Сан-Франциско они помогли потушить крупный пожар, который возник в городе 23 октября 1863 года.
Не меньший интерес вызвал годом позже заход «Варяга» в Ванкувер. Отряд российских кораблей, возглавляемый флагманом ТОФ, встретил эсминец королевских канадских ВМС «Алгонкин». На борту наших кораблей смогли побывать местные жители, а с канадскими военнослужащими российские моряки даже провели серию спортивных состязаний.
«Русские направили к Австралии боевой флот в явной попытке продемонстрировать свои мускулы на саммите G-20», «Русские приближаются к северу Австралии!», «На перехват русского флота направлены два фрегата и самолет». С такими заголовками вышли австралийские СМИ в преддверие саммита «Большой двадцатки» в австралийском Брисбене, прошедшего в конце прошлого года. Переполох вызвали всего четыре наших корабля, из которых только «Варяг» и БПК «Маршал Шапошников», были болевыми.
Тем не менее, волна паники перекинулась в Интернет, пока Минобороны Австралии не признало официально, что перемещение кораблей ВМФ России находится в полном соответствии с нормами международного права. А глава МИД страны Джули Бишоп привела в сравнение флот США, который вообще постоянно находится в Тихом океане, а австралийские корабли - международных водах в Юго-Восточной Азии. Кстати, во время того похода «Варяг» провел у побережья Австралии учения с боевым фрегатом австралийских ВМС «Parramatta». В ходе маневров моряки двух стран отработали упражнения радиосвязи.
Мили «Варяга»
В этом году «Дальзавод» провел очередной плановый доковый ремонт и сервисное обслуживание гвардейского ракетного крейсера. Весь объем работ по восстановлению боеготовности корабля, как отметил первый замдиректора предприятия Геннадий Слугин, судоремонтниками был выполнен в кратчайшие сроки.
«Отмечу, были учтены и все пожелания технического управления ТОФ, - подчеркнул представитель завода. – Была выполнена замена забортной арматуры, проведено сервисное обслуживание. В полном объеме проведен доковый ремонт корпуса. В целом флагман ТОФ подготовлен к выполнению задач в море».
В штабе Тихоокеанского флота уверены, что флагманский корабль еще не раз напомнит о себе участием в крупномасштабных учениях и дальних походах. Сегодня корабль готовится принимать молодое пополнение в рамках стартовавшего призыва осени 2015 года. Кстати, традиционно службу на крейсере несут новобранцы из Тульской области: этот российских регион давно шефствует над кораблем, направляя на ТОФ своих призывников.
Автор: Дмитрий Сергеев.
Фото: Минобороны России/пресс-службы ТОФ и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».
Читайте нас: