Перспективы плана Минпромторга РФ по развитию российского гражданского авиастроения зависят от решения Правительства РФ, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.
Минпромторг РФ предложил амбициозный план
Министерство промышленности и торговли РФ разработало план создания «конкурентоспособной продукции авиационной промышленности», на данные цели планируется потратить 1,84 трлн рублей – об этом сообщает издание «Коммерсантъ».
В 2021-2030 годах Минпромторг РФ планирует выпустить 735 гражданских самолетов, включая такие модели, как Superjet-100, МС-21, ЛМС-901 и Ил-114. Финансирование проекта планируется осуществить из средств Фонда национального благосостояния.
9,4 млрд рублей должны поступить уже в 2021 году, 537,9 млрд рублей – до 2024 года, более триллиона – с 2025 года, но имеются вопросы по направлениям закупок. Единственной полностью готовой машиной остается Superjet-100, но у нее есть проблемы с французскими двигателями и другими комплектующими, поэтому в рамках проекта пришлось проводить импортозамещение.
МС-21 имеет две модификации – 200 и 300, которые должны подвинуть на рынке РФ семейства Boeing-737 и Airbus A320, но пока не ясно, когда машина уйдет в серийное производство, там так же есть проблемы с иностранными комплектующими.
Superjet-100 и МС-21 проектировались для продаж на мировом рынке, поэтому доля иностранных комплектующих была в них доведена до 50%, это лучше для продаж и обслуживания за рубежом, но после 2014 года ситуация поменялась.
Авиационные проекты РФ стали потенциальной мишенью западных санкций, и в них пришлось внести изменения. Новая версия Superjet-100 будет отличаться от машины, которая вышла на рынок десять лет назад, и это повлияет на рентабельность проекта.
Бессмысленно говорить о чистом заработке по Superjet-100 и МС-21, в современных условиях данные проекты должны развивать отечественную гражданскую авиацию и снижать зависимость от машин иностранного производства.
Больше всего в РФ летает Boeing-737 и Airbus A320, вместе их находится на российском рынке более 500 единиц, причем закупки продолжаются.
Иностранные машины в нулевые годы заменили Ту-134 и Ту-154, лишив заказов российские авиапредприятия. На третьем месте находится Superjet-100 с сотней самолетов, эту машину хотят сделать главным игроком региональных рейсов.
Что касается Ил-114, то самолет разработан в конце восьмидесятых годов для замены Ан-24 – одна из модификаций которого была фигурантом последней авиакатастрофы на Дальнем Востоке, но из-за событий массово не производилась. Это турбовинтовой ближнемагистральный самолет, созданный для эксплуатации на региональных линиях и на аэропортах со скромными условиями.
Машина получилась надежной, а на ее обновленную модификацию решено сделать ставку в гражданской авиации.
ЛМС-901 «Байкал» является легким девятиместным самолетом, конкурс на который Минпромторг РФ объявил в 2019 году. Он будет выполнять вспомогательные задачи, машину нельзя сравнивать с МС-21, Superjet-100 и даже Ил-114.
Есть планы по реновации Ил-96, но под двухдвигательную компоновку в РФ нет подходящего двигателя, а когда он появится, то уже будет готов совместный российско-китайский широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер C-929.
Минпромторг РФ давно преследует такие цели
«Пока это чиновничий проект, связанный с поиском внутренних источников инвестиций. Такое обострение случается раз два года, а дальше – как получится, перед нами режим заявки, когда Минпромторг указывает направления госинвестиций», - заключает Адамидов.
План представлен, приоритеты и возможности определены, а дальше дело зависит от Правительства РФ.
«Конкретные последствия плана являются прерогативой Минфина РФ и Правительства РФ. Самолеты будут эксплуатироваться, если их использование является коммерчески выгодным», - констатирует Адамидов.
Российские авиакомпании даже с государственным участием являются коммерческими организациями, поэтому выбирают наиболее надежные и рентабельные самолеты, а по данному пункту отечественные машины ранее проигрывали зарубежным.
Для обеспечения производства и эксплуатации российских самолетов Минпромторг РФ разработал план, обеспечивающий их лизинг. Недавно компания Red Wings, находящаяся под контролем ОАК, по схожей схеме стала главным эксплуатантом Superjet-100.
«Здесь все предельно просто. Если самолет выгоден, то авиакомпания на нем летает. Если государственной организации дали определенный самолет, то она его эксплуатирует, но главное – включить все это в систему гражданской авиации РФ. Ничего принципиально нового не происходит, данные процессы идут в русле предложений последних лет», - резюмирует Адамидов.
В РФ есть предупрежденность к отечественным самолетам, директивно справиться с этой проблемой нельзя. Необходимо наладить сервис, чтобы экономика использования новых российских лайнеров была на уровне международных стандартов.
«Не финансисты решают проблемы надежности, технику делают инженеры. Если выполнение задачи будет делегировано компетентным людям, то поставленных целей получится добиться», - заключает Адамидов.
Дмитрий Сикорский
Подпишись: