Зарубежные архитекторы начинают массово приезжать в Российское государство в годы княжения Ивана III. Правитель, объединивший вокруг Москвы большую часть русских земель, мечтал выстроить столицу, достойную звания «Третий Рим». С тех пор в России одна царская династия сменит другую, страна переживет петровские преобразования, столицей станет основанный в 1703 году Петербург – а зодчие из Италии продолжат возводить свои творения на радость современникам.
Место проведения коронаций
Одним из самых известных архитекторов на государевой службе станет Аристотель Фиораванти. Перед ним стояла сложная задача: построить в Кремле собор, который до него не смогли возвести местные мастера. Дело государственной важности возложили на Аристотеля, когда Успенский собор «не поддался» ни московским архитекторам, ни мастерам из Пскова. Итальянец едва ли знал, что в будущем Успенский собор станет местом, где все российские государи – от Ивана Грозного до Николая II – будут венчаться на царство.
Аристотель Фиораванти родился в 1415 в Болонье и принадлежал к династии потомственных зодчих. В традициях итальянцев из творческой среды, преклонявшихся перед античностью, было давать детям имена древних философов или героев. Так будущий архитектор и получил имя Аристотеля, определившее его судьбу, талант и широту познаний. Карьера Аристотеля Фиораванти развивалась стремительно, от заказов на родине не было отбоя, как вдруг его почти в шестидесятилетнем возрасте заключили в тюрьму. Обвинение – сбыт фальшивых монет. В городском архиве Болоньи осталась запись: «До нашего сведения дошло, что магистр инженерных работ Аристотель был схвачен в Риме по поводу фальшивых монет. Мы лишили вышесказанного Магистра Аристотеля должности и содержания и постановили, чтобы это лишение считалось со дня его уличения навсегда, при условии, что обвинение окажется верным». Против Аристотеля не нашли достаточно доказательств, но он был настолько испуган, что предпочел покинуть родную страну. После выхода на свободу в 1474 году зодчий встретился с русским послом Семеном Толбузиным. Тот предложил ему работу в России.
Иван III верил, что опытный архитектор сможет решить проблему, с которой столкнулись местные мастера. Дело в том, что оригинальный собор был возведен еще в 1326 году при Иване Калите, но во время пожара 1470 года обрушилась северная стена, что и стало поводом для перестройки всего здания. Русские зодчие Кривцов и Мышкин не смогли завершить начатое предположительно из-за землетрясения, хотя в обновленном соборе даже успели обвенчаться Иван III и Софья Палеолог. Псковские архитекторы отказались от строительства, но заметили, что стены собора изначально были слишком тонкими и не смогли бы устоять при новых толчках. Последняя надежда князя была на итальянского гения Фиораванти. По прибытии в Россию он предложил построить отдельные кирпичные заводы на берегу Москвы-реки. В 1477 году Успенский собор был, наконец, закончен. Еще через два года прошло торжественное освящение храма.
Любимец дочери Петра Великого
Франческо Бартоломео Растрелли родился во Флоренции в 1700 году. Его отец – придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли – с ранних лет обучал сына мастерству. Когда скончался французский король Людовик XIV, семья переехала в Санкт-Петербург. В 1720 году Растрелли-младший получил первое самостоятельное задание: спроектировать дворец на Миллионной улице для государственного деятеля Дмитрия Кантемира. После удачного дебютного проекта к Франческо Бартоломео Растрелли стали обращаться с заказами представители власти. В 1730 году императрица Анна Иоанновна познакомилась с зодчим и поручила ему новые проекты. По заказу государыни он построил деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, а также Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Петербурге.
Расцвет карьеры Растрелли пришелся на царствование Елизаветы Петровны. Он строил самые пышные здания столицы и ее окрестностей: ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Большой дворец в Царском Селе. В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца – и снова по проекту Растрелли. Цвет дворца разительно отличался от того, что мы можем видеть сегодня. Здание было желтым. Его окрасили охристой краской теплого оттенка. Возможно, Растрелли сделал это для того, чтобы Зимний по цвету имел сходство с Петропавловским собором. В протоколах Канцелярии от строений написано, что на работы по возведению главной резиденции Елизавета Петровна приказала отпустить известь, мел и пигмент «под цвет дикого камня». Увы, капризный петербургский климат не оставил шансов нарядным фасадам. Их приходилось регулярно обновлять, перекрашивая заново. В 1762 году в результате дворцового переворота к власти пришла Екатерина II. Вкусы новой императрицы едва ли походили на елизаветинские. Она была противницей чрезмерного украшательства и предпочитала стиль классицизм. Растрелли остался без заказов, хотя и с регалиями – в России его наградили орденом святой Анны.
Зодчий против императора
Другим архитектором, чье творчество определило облик Петербурга (правда, уже в XIX веке), является Карл Росси. Он родился в Неаполе в 1775 году. Когда Карлу было 11 лет, его семью пригласили в Россию – мать и отчим Росси были известными танцовщиками. Павел I подарил им земельный участок в Павловске. В 1802 году Карл Росси отправился на обучение во Флоренцию, а спустя два года вернулся в Петербург дипломированным специалистом.
В начале XIX века острова вокруг Петербурга почти не были застроены. Когда граф Орлов сообщил о намерении продать Елагин остров, его выкупил сам Александр I. Ответственным за возведение там летней резиденции назначили Карла Росси. В проекте он принял во внимание привычки императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I), которой и предстояло жить во дворце. Она любила, чтобы на ночь ей читали вслух, и архитектор наладил прекрасную акустику дворцовых комнат. Смету Росси составил с поразительной точностью: указал ровно 1 587 632 рубля 40 копеек – и четко уложился именно в эту сумму.
В 1819 году Александр I поручил Карлу Росси возведение правительственных зданий на Дворцовой площади, но не дожил до реализации задуманного. Через месяц после коронации Николая I Росси был удостоен аудиенции нового императора. Тот приказал зодчему подкорректировать Триумфальную арку. Росси планировал установить над ней две женские скульптуры с гербом в руках, а Николай Павлович настоял на другом варианте: колесница с богиней Никой, запряженная шестеркой лошадей. Победил, разумеется, вариант императора. Арку торжественно открыли 28 октября 1828 года. Росси наградили медалью и выдали 100 тысяч рублей на покупку дома, однако архитектор им так и не обзавелся: все деньги ушли на оплату долгов. Когда состоялось открытие Александринского театра по проекту Росси, архитектору выплатили гонорар и одну из лож отдали в пожизненное пользование. Каково же было удивление современников, узнавших, что эту ложу Росси принялся сдавать, чтобы получить деньги!
В 1829 году объявили конкурс на возведение зданий Сената и Синода. Карл Росси участвовать отказывался, хотя именно на него и возлагал надежды государь. Назревал конфликт с императором: архитектор был человеком принципиальным и не выносил, когда в его планы вмешиваются. Николай I же считал, что последнее слово должно оставаться за ним, и раздавал советы с неподдельным энтузиазмом. В конце концов император смог убедить строптивого зодчего. Карл Росси объединил Сенат и Синод в одной постройке, и в 1835 году чиновники приступили к работе в новых помещениях. Увы, за этот проект ему не дали ни звания, ни наград – лишь выговор за грубости в отчетах. Здания Сената и Синода стали последним творением Росси. Сегодня в Северной столице есть улица, названная именем архитектора – она ведет от Александринского театра к площади Ломоносова. Росси спроектировал ее сам и даже здесь не отступил от своего золотого правила – всегда быть точным: длина улицы ровно в десять раз больше ее ширины.
Читайте нас: