Самым знаменитым советским танком заслуженно стал легендарный Т-34. Самым современным, обладающим уникальными возможностями и необычной конструкцией – Т-14 «Армата». За пределами нашей страны не одно государство по сей день пользуется такими легендами отечественного танкостроения, как Т-55 и Т-64. Все эти машины, как и множество других, более или менее знаменитых и распространенных, восходят к одному и тому же «дедушке советской танковой промышленности» – первому крупносерийному танку Т-18, он же МС-1, то есть малый танк сопровождения, первый. Принятый на вооружение в далеком 1927 году, он был выпущен уникальным для своего времени тиражом – 961 экземпляр!
Советский танк с французским акцентом
Даже сегодня, глядя на МС-1, любой человек, более-менее знакомый с историей мирового танкостроения, без сомнения укажет на машину, ставшую исходным прототипом для первого советского крупносерийного танка. Действительно, в нем легко угадываются черты знаменитого французского Renault FT-17 – лучшего, по всеобщему мнению, легкого танка Первой мировой войны и машины, на многие годы вперед определившей типичную схему компоновки танка. На родство французской и советской машин прямо намекают и характерный силуэт, и башня с грибовидной командирской башенкой, и легко узнаваемый «нос» с широко раскрывающимся входом для механика-водителя.
Чуть более пристальный взгляд найдет уже специфические различия. Советская машина явно короче и ниже французской, да и вооружена лучше – пушка и пулемет, тогда как на FT-17 стояло либо одно, либо другое. Иначе выглядит и ходовая часть, которая выглядит заметно более легкой и простой в обслуживании. А если повезет и удастся увидеть оба танка одновременно на ходу, то станет понятно, что Т-18 еще и явно более скоростной.
Все это легко объясняется: советская машина, хотя и является прямым наследником французской, все-таки на десять лет ее младше. И эти десять лет не прошли даром. Советские военные успели накопить пусть не слишком большой, но опыт применения танков в реальных боевых условиях маневренных войн периода Гражданской войны в России. Сформулированные ими требования и определили разницу между FT-17 и МС-1, который стал символом первых настоящих танковых частей Красной армии и настоящей учебной партой для советских танкистов предвоенного периода.
Быстрее, легче, сильнее
Между FT-17 и Т-18 было бы справедливо поставить посредника – танк, который назывался «Рено Русский». Эту машину выпустили крошечной по современным меркам серией: всего 15 экземпляров, причем каждый из них имел собственное имя. Но именно на постройке этих танков, представлявших собой почти точную копию французских, советские танкостроители получили первый реальный опыт разработки и запуска производства бронированных гусеничных машин.
Для начала 1920-х, когда был закончен выпуск пятнадцати «Рено Русских», этот танк представлял собой весьма внушительную машину. Однако уже тогда стало понятно, что ему требуется скорость повыше: неполных восьми километров в час было уже явно недостаточно для того, чтобы соответствовать требованиям маневренной войны. А среди них было и такое неожиданное, как возможность перевозить танки на грузовиках. Объясняется это очень просто: низкая собственная скорость и очень небольшой запас хода не позволяли «Рено Русским», как и их французским прародителям, совершать достаточно далекие марш-броски. Танки того периода нередко перевозили на грузовиках, но частенько семитонные машины были для них неподъемными.
Именно это обстоятельство и привело к тому, что в конце 1924 года армия определилась с одним из важнейших требований к будущему танку. Он должен был весить не больше трех тонн – и это при том, что «одевать» его военные хотели в броню толщиной 16 мм! Кроме того, новому танку надлежало вооружиться 37-миллиметровой пушкой или пулеметом (а потом решено было, что ему нужно и то и другое) и развивать скорость до 12 км/ч. В итоге предварительная масса будущего МС-1 за время проектирования выросла на две тонны, но все равно осталась меньше, чем у FT-17.
Рождение Т-18
Сэкономить на массе без потери боевых возможностей танка можно было только за счет уменьшения его размеров и облегчения ходовой части (кстати, позднее этот прием советские танкостроители с успехом применяли еще не раз). Но взять и просто уменьшить габариты будущего МС-1 было невозможно: в его французском прототипе экипажу и так было не слишком просторно. И тогда было найдено потрясающе простое и в то же время эффективное решение. Вместо того чтобы размещать двигатель в моторном отсеке вдоль продольной оси, как это было сделано на «Рено Русском», конструкторы развернули его поперек! И сделали они это одними из первых в мире.
В результате танк стал почти на метр короче, но зато чуть шире: экипажу решили обеспечить более удобные условия. Кроме того, за счет расширения подбашенной коробки в ней разместили топливные баки большего объема, и в результате дальность хода машины составила 100 км – втрое больше, чем у прародителя. Плюс за счет увеличения внутреннего объема вырос и боезапас для вооружения нового танка – теперь были и пушка, и пулемет, как и требовали военные.
Конечно, глядя из сегодняшнего дня на экспериментальный образец танка, который во время испытаний носил индекс Т-16, можно заметить множество странностей. Например, экипаж его состоял всего из двух человек – механика-водителя и командира машины. Фактически тому пришлось взять на себя функции трех человек: и командовать танком, и заряжать орудие, и наводить его на цель. Да и стрелять будущий МС-1 мог реально только с длительной остановки. 37-миллиметровая пушка «Гочкис», которой его вооружили, наводилась на цель вручную за счет плечевого упора – фактически как винтовка очень большого калибра. Причем так командир танка осуществлял только вертикальную наводку, а в горизонтальной плоскости орудие наводилось за счет поворота башни.
Тем не менее, это был уже полноценно вооруженный танк сопровождения пехоты – то, что чуть позже в СССР станут называть легким танком. Он довольно уверенно преодолевал склоны вверх и вниз, развивал скорость до 15 км/ч и перебирался через окопы, в чем ему помогал унаследованный от французского предка характерный «хвост». И по результатам испытаний 6 июля 1927 года танк, получивший индекс Т-18, или МС-1, приняли на вооружение РККА.
Как это обычно и бывает, как только новый танк запустили в серийное производство, его создателям тут же пришлось начинать модифицировать свое детище. Какие-то проблемы всплывали в ходе сборки машин, на какие-то обращали внимание военные, а какие-то и вовсе становились неожиданными для всех и выявлялись только на учениях в обстановке, максимально приближенной к боевой. Поэтому в итоге под индексом Т-18 понимают три поколения машины: образца 1927-го, 1929-го и 1930-го годов.
От КВЖД до Великой Отечественной
Танки разных производственных серий отличались между собой довольно заметно, хотя, конечно, общая конструкция и внешний облик выдавали в них один и тот же танк. Тем не менее по своим боевым возможностям более поздние танки немного превосходили предшественников. В частности, первоначально устанавливавшийся на МС-1 пулемет оружейника Владимира Федорова калибра 6,5 мм заменили на пулемет ДТ (то есть Дегтярева, танковый) калибра 7,62 мм, и это оружие стало традиционным для советских танков предвоенного и военного периодов. Были и другие отличия, вроде кормовой ниши башни у танков третьей производственной серии (планировалось размещать там радиостанцию), регулярно обновлявшихся конструкций передних несущих колес (ленивцев) или изменения количества поддерживающих катков.
Если считать все экземпляры МС-1, в том числе и два опытных, которые носили индекс Т-16, то в общей сложности машину выпустили невероятным для того времени числом в 961 экземпляр! Это был удивительный результат не только для Советского Союза, который еще только-только приступал к индустриализации и воссозданию собственной тяжелой промышленности и машиностроения. Такими сериями в то время танки не строились ни в одной стране мира! В итоге наша страна, которая за время Первой мировой войны не смогла создать собственных серийных танков, а потом и вовсе лишилась практически всей производственной базы, в течение четырех лет вошла в число ведущих танковых держав мира. Вошла, чтобы остаться среди них навсегда.
На долю Т-18 выпала всего одна возможность принять участие в боевых действиях в качестве основного армейского танка. В ноябре 1929 года девять МС-1 из состава Особой Краснознаменной Дальневосточной армии участвовали в боях на Китайско-Восточной железной дороге. Надо сказать, их появление и боевые возможности настолько впечатлили противостоявших красноармейцам бойцов китайской армии Чжан Сюэляна, что те очень быстро прекратили сопротивление.
Но для советских военных этот опыт применения МС-1 был, скорее, поводом задуматься. Скорость в 15 км/ч, которой обладали Т-18, уже казалась недостаточной, как и небольшой калибр пушки, снаряды которой не могли эффективно разрушать укрепления противника. В итоге в остальных знаменитых вооруженных конфликтах предвоенного периода – боях у озера Хасан и на Халхин-Голе, в Зимней войне 1939-40 годов –участвовали уже более современные Т-26 и танки серии БТ. А первенец отечественного крупносерийного танкостроения МС-1 играл роль учебной машины в танковых школах и школах Осоавиахима.
Потом и это место стали отдавать его «младшим братьям», и Т-18 начали переделывать в подвижные, а чаще неподвижные огневые точки. При этом закопанным в землю танкам зачастую меняли вооружение на более мощную 45-миллиметровую пушку, служившую в то время основным танковым орудием в РККА. Именно в этом качестве подавляющее большинство Т-18 и встретило Великую Отечественную войну, хотя отдельные экземпляры воевали летом 1941 года и как обычные танки. Но это было их последним боевым применением.
Читайте нас: