Лента новостей

22:06
Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе
19:17
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 25 ноября
19:12
«Зерно из Украины», или Нужен ли украинский опыт Африке?
19:08
Путин присвоил звание Героя России бойцу СВО Исбакиеву, отдавшему свою жизнь за Родину
18:57
Прямая линия с Путиным 2024
18:55
Очередная посылка для ребят на фронт.
18:50
Российские ученые разработали полимер для укрепления арктических дорог
18:28
Глава Одесской областной военной администрации Олег Кипер проиграл в казино Монте Карло бюджетные деньги
17:47
Российский космический грузовик «Прогресс» устроил газовую атаку на МКС
17:43
Никита Журавель, сжёгший Коран, получил 14 лет строгого режима за государственную измену
17:42
Украина снова ударила ATACMS, Курахово уже на подходе, готовится большой котел для ВСУ под Курском — Горячая сводка с фронта 25 ноября 2024 г.
17:41
«Одуван доиноагентился до уголовного дела». Прокуратура Москвы взялась за Илью Варламова
17:03
Мы живем в пушкинской России: слово года 2024
16:56
На Украине призвали отправить на фронт 100 тысяч пенсионеров
16:55
Чиновник НАТО признал бесполезность вооружения Украины
16:48
Западных инвесторов призвали готовиться к конфликту с КНР и Россией
16:37
Для австралийского флота выбрали дизайн нового десантного корабля
16:29
Экзошорты с электроприводом помогают вести активный образ жизни
16:10
GSC Game World раскрыла, когда выйдет первый патч для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и какие улучшения в него войдут
16:06
Меркель назвала правильным решением не принимать Украину в НАТО
16:05
Чиновника Минобороны приговорили к 17 годам заключения
16:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 25 ноября
16:03
Украинский депутат спрогнозировал выход США и ЕС из конфликта
15:58
Инфраструктурные войны: Запад осознал себя в новой реальности
15:54
Рябков допустил возможность размещения РСМД в Азиатском регионе
15:43
Война на Украине (25.11.24): Фронт местами рушится, пехоты не хватает — офицеры ВСУ...
15:41
Битва за Купянск - тут просто Ад
15:37
Игры S01E01 (часть 3)
15:25
Дать на орехи: почему на Западе забыли про «красные линии»?
15:11
Экс-глава ЧВК Blackwater констатировал, что Украина не сможет вернуть потерянные территории и призвал завершить конфликт
15:10
Офицер ВСУ: российские войска скоро вытеснят нас из Курской области
14:54
Корабль снабжения нового типа пополнил состав ВМС Франции
14:45
Свежая фронтовая сводка от Юрия Подоляки на 25.11.2024: Российские войска закрепляют успехи, фронт ВСУ рушится
14:17
Имперский зуд толкает Британию на самоубийственную помощь Украине
14:11
ВС РФ восстановили Leopard 2A4 до ходового состояния
13:51
Некоторые витамины для беременных оказались потенциально опасными
13:35
На Украине лишат брони от мобилизации значительную часть из 1,6 млн работников предприятий
13:34
Депутат Госдумы: России не хватает своих сварщиков, которым готовы платить по 300 тысяч рублей
13:12
Битва за Курахово и Купянск: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 25 ноября 2024 года
12:54
Орешник – наглядное предупреждение для Запада
12:48
Во поле орешина, в ВС - «Орешник»
12:47
В Ростове-на-Дону правоохранители задержали высокопоставленных чиновников
12:46
Боевики ВСУ и французские наёмники расстреливали мирных жителей Селидово в ДНР
12:45
Дугин обвинил иноагентов и трансгендеров в организации майдана в Грузии
12:44
Родители школьников жалуются в Госдуму на слишком высокую нагрузку на детей в школах
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Малый, но первый. История танка Т-18

Малый, но первый. История танка Т-18


Самым знаменитым советским танком заслуженно стал легендарный Т-34. Самым современным, обладающим уникальными возможностями и необычной конструкцией – Т-14 «Армата». За пределами нашей страны не одно государство по сей день пользуется такими легендами отечественного танкостроения, как Т-55 и Т-64. Все эти машины, как и множество других, более или менее знаменитых и распространенных, восходят к одному и тому же «дедушке советской танковой промышленности» – первому крупносерийному танку Т-18, он же МС-1, то есть малый танк сопровождения, первый. Принятый на вооружение в далеком 1927 году, он был выпущен уникальным для своего времени тиражом – 961 экземпляр!

U9YRxHSalWgqDay2JcdKQh79seytIHs9DvlHgZsd

Советский танк с французским акцентом

Даже сегодня, глядя на МС-1, любой человек, более-менее знакомый с историей мирового танкостроения, без сомнения укажет на машину, ставшую исходным прототипом для первого советского крупносерийного танка. Действительно, в нем легко угадываются черты знаменитого французского Renault FT-17 – лучшего, по всеобщему мнению, легкого танка Первой мировой войны и машины, на многие годы вперед определившей типичную схему компоновки танка. На родство французской и советской машин прямо намекают и характерный силуэт, и башня с грибовидной командирской башенкой, и легко узнаваемый «нос» с широко раскрывающимся входом для механика-водителя.

XgjwzT2kBRxU7WvdXFk0ticMGTcpeXclMCYgQ4cT

Чуть более пристальный взгляд найдет уже специфические различия. Советская машина явно короче и ниже французской, да и вооружена лучше – пушка и пулемет, тогда как на FT-17 стояло либо одно, либо другое. Иначе выглядит и ходовая часть, которая выглядит заметно более легкой и простой в обслуживании. А если повезет и удастся увидеть оба танка одновременно на ходу, то станет понятно, что Т-18 еще и явно более скоростной.

MXmXbLUVflrlAry2FSghwEnVPXo1V2tpiRakNETj

Все это легко объясняется: советская машина, хотя и является прямым наследником французской, все-таки на десять лет ее младше. И эти десять лет не прошли даром. Советские военные успели накопить пусть не слишком большой, но опыт применения танков в реальных боевых условиях маневренных войн периода Гражданской войны в России. Сформулированные ими требования и определили разницу между FT-17 и МС-1, который стал символом первых настоящих танковых частей Красной армии и настоящей учебной партой для советских танкистов предвоенного периода.

 

Быстрее, легче, сильнее

Между FT-17 и Т-18 было бы справедливо поставить посредника – танк, который назывался «Рено Русский». Эту машину выпустили крошечной по современным меркам серией: всего 15 экземпляров, причем каждый из них имел собственное имя. Но именно на постройке этих танков, представлявших собой почти точную копию французских, советские танкостроители получили первый реальный опыт разработки и запуска производства бронированных гусеничных машин.

07Un11duJhEWMZzQrbRJWJuerxLXqcQ6SrQSy76P

Для начала 1920-х, когда был закончен выпуск пятнадцати «Рено Русских», этот танк представлял собой весьма внушительную машину. Однако уже тогда стало понятно, что ему требуется скорость повыше: неполных восьми километров в час было уже явно недостаточно для того, чтобы соответствовать требованиям маневренной войны. А среди них было и такое неожиданное, как возможность перевозить танки на грузовиках. Объясняется это очень просто: низкая собственная скорость и очень небольшой запас хода не позволяли «Рено Русским», как и их французским прародителям, совершать достаточно далекие марш-броски. Танки того периода нередко перевозили на грузовиках, но частенько семитонные машины были для них неподъемными.

fsFww3f9XdROCSkpdiIJwL7tM4x1xziCSEvMLCOS

Именно это обстоятельство и привело к тому, что в конце 1924 года армия определилась с одним из важнейших требований к будущему танку. Он должен был весить не больше трех тонн – и это при том, что «одевать» его военные хотели в броню толщиной 16 мм! Кроме того, новому танку надлежало вооружиться 37-миллиметровой пушкой или пулеметом (а потом решено было, что ему нужно и то и другое) и развивать скорость до 12 км/ч. В итоге предварительная масса будущего МС-1 за время проектирования выросла на две тонны, но все равно осталась меньше, чем у FT-17.

 

Рождение Т-18

Сэкономить на массе без потери боевых возможностей танка можно было только за счет уменьшения его размеров и облегчения ходовой части (кстати, позднее этот прием советские танкостроители с успехом применяли еще не раз). Но взять и просто уменьшить габариты будущего МС-1 было невозможно: в его французском прототипе экипажу и так было не слишком просторно. И тогда было найдено потрясающе простое и в то же время эффективное решение. Вместо того чтобы размещать двигатель в моторном отсеке вдоль продольной оси, как это было сделано на «Рено Русском», конструкторы развернули его поперек! И сделали они это одними из первых в мире.

В результате танк стал почти на метр короче, но зато чуть шире: экипажу решили обеспечить более удобные условия. Кроме того, за счет расширения подбашенной коробки в ней разместили топливные баки большего объема, и в результате дальность хода машины составила 100 км – втрое больше, чем у прародителя. Плюс за счет увеличения внутреннего объема вырос и боезапас для вооружения нового танка – теперь были и пушка, и пулемет, как и требовали военные.

QJTO3ZiIDaIgyBXwl55PW24v0ESfKaB44Owdcx1l

Конечно, глядя из сегодняшнего дня на экспериментальный образец танка, который во время испытаний носил индекс Т-16, можно заметить множество странностей. Например, экипаж его состоял всего из двух человек – механика-водителя и командира машины. Фактически тому пришлось взять на себя функции трех человек: и командовать танком, и заряжать орудие, и наводить его на цель. Да и стрелять будущий МС-1 мог реально только с длительной остановки. 37-миллиметровая пушка «Гочкис», которой его вооружили, наводилась на цель вручную за счет плечевого упора – фактически как винтовка очень большого калибра. Причем так командир танка осуществлял только вертикальную наводку, а в горизонтальной плоскости орудие наводилось за счет поворота башни.

Тем не менее, это был уже полноценно вооруженный танк сопровождения пехоты – то, что чуть позже в СССР станут называть легким танком. Он довольно уверенно преодолевал склоны вверх и вниз, развивал скорость до 15 км/ч и перебирался через окопы, в чем ему помогал унаследованный от французского предка характерный «хвост». И по результатам испытаний 6 июля 1927 года танк, получивший индекс Т-18, или МС-1, приняли на вооружение РККА.

jICAAh78NQLSvaPWJM4Fta5CEUT7btxaLmmReyUq

Как это обычно и бывает, как только новый танк запустили в серийное производство, его создателям тут же пришлось начинать модифицировать свое детище. Какие-то проблемы всплывали в ходе сборки машин, на какие-то обращали внимание военные, а какие-то и вовсе становились неожиданными для всех и выявлялись только на учениях в обстановке, максимально приближенной к боевой. Поэтому в итоге под индексом Т-18 понимают три поколения машины: образца 1927-го, 1929-го и 1930-го годов.


От КВЖД до Великой Отечественной

Танки разных производственных серий отличались между собой довольно заметно, хотя, конечно, общая конструкция и внешний облик выдавали в них один и тот же танк. Тем не менее по своим боевым возможностям более поздние танки немного превосходили предшественников. В частности, первоначально устанавливавшийся на МС-1 пулемет оружейника Владимира Федорова калибра 6,5 мм заменили на пулемет ДТ (то есть Дегтярева, танковый) калибра 7,62 мм, и это оружие стало традиционным для советских танков предвоенного и военного периодов. Были и другие отличия, вроде кормовой ниши башни у танков третьей производственной серии (планировалось размещать там радиостанцию), регулярно обновлявшихся конструкций передних несущих колес (ленивцев) или изменения количества поддерживающих катков.

Если считать все экземпляры МС-1, в том числе и два опытных, которые носили индекс Т-16, то в общей сложности машину выпустили невероятным для того времени числом в 961 экземпляр! Это был удивительный результат не только для Советского Союза, который еще только-только приступал к индустриализации и воссозданию собственной тяжелой промышленности и машиностроения. Такими сериями в то время танки не строились ни в одной стране мира! В итоге наша страна, которая за время Первой мировой войны не смогла создать собственных серийных танков, а потом и вовсе лишилась практически всей производственной базы, в течение четырех лет вошла в число ведущих танковых держав мира. Вошла, чтобы остаться среди них навсегда.

nFnjVMoXkmbQ2OvwuScTvDZLgYQc3QIznTNMUDlZ

На долю Т-18 выпала всего одна возможность принять участие в боевых действиях в качестве основного армейского танка. В ноябре 1929 года девять МС-1 из состава Особой Краснознаменной Дальневосточной армии участвовали в боях на Китайско-Восточной железной дороге. Надо сказать, их появление и боевые возможности настолько впечатлили противостоявших красноармейцам бойцов китайской армии Чжан Сюэляна, что те очень быстро прекратили сопротивление.

Но для советских военных этот опыт применения МС-1 был, скорее, поводом задуматься. Скорость в 15 км/ч, которой обладали Т-18, уже казалась недостаточной, как и небольшой калибр пушки, снаряды которой не могли эффективно разрушать укрепления противника. В итоге в остальных знаменитых вооруженных конфликтах предвоенного периода – боях у озера Хасан и на Халхин-Голе, в Зимней войне 1939-40 годов –участвовали уже более современные Т-26 и танки серии БТ. А первенец отечественного крупносерийного танкостроения МС-1 играл роль учебной машины в танковых школах и школах Осоавиахима.

CgqDYBpA0xQbT3NsOPBtVm8mMXHvaQnRgxXPUKWc

Потом и это место стали отдавать его «младшим братьям», и Т-18 начали переделывать в подвижные, а чаще неподвижные огневые точки. При этом закопанным в землю танкам зачастую меняли вооружение на более мощную 45-миллиметровую пушку, служившую в то время основным танковым орудием в РККА. Именно в этом качестве подавляющее большинство Т-18 и встретило Великую Отечественную войну, хотя отдельные экземпляры воевали летом 1941 года и как обычные танки. Но это было их последним боевым применением.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх