Эрнест Пиккио. «Расстрел парижских коммунаров»
Французская катастрофа
1870–1871 годы стали для Франции тяжелым временем. Император Наполеон III, считавший Францию лидером Западной Европы, позволил втянуть страну в войну с Пруссией. Прусский канцлер Бисмарк, объединявший Германию «железом и кровью», сделал всё, чтобы спровоцировать Францию. Пруссии нужна была победа над Францией, чтобы завершить объединение Германии. Пруссия хорошо подготовилась к войне. А Вторая империя переценивала свои силы, недооценивала врага и к войне оказалась не готова.
Французы попытались наступать, но уже начало войны показало, что их армия не готова к активным боевым действиям. Командование было неудовлетворительным, как и общая организация и подготовка тыла и резервов. Германская армия действовала, как хорошо слаженный боевой механизм, одерживая победу за победой. Французская армия маршала Базена была блокирована в Меце. После исчерпания запасов она 29 октября капитулировала (200 тыс. армия перестала существовать).
Вторая французская армия попыталась освободить первую, но сама угодила в ловушку в Седане. Крепость оказалась не готовой к длительной осаде. Немцы заняли господствующие высоты и просто могли расстреливать противника. 1 сентября 1870 года последовала Седанская катастрофа. 120-тысячная французская армия перестала существовать. Свыше 80 тыс. французских солдат во главе с Мак-Магоном и Наполеоном III капитулировали. После этого Франция лишились большей части вооруженных сил. Остался только один (13-й) корпус, который должен был усилить армию Мак-Магона, он отступил в Париж.
3 сентября в Париже узнали о Седанской катастрофе. Недовольство народа режимом Наполеона III переросло в массовые волнения. Толпы рабочих, горожан требовали низложения императора. 4 сентября было объявлено о низложении императора, образовании республики и создании временного правительства. Одновременно схожие события произошли в других крупных городах Франции. Сентябрьская революция стала уже четвёртой революцией во Франции. Президентом временного правительства стал командующий Парижской армии генерал Трошю. Новое правительство предложило Пруссии мир. Но из-за чрезмерных требований германцев, соглашение не состоялось.
Прусская артиллерийская батарея у Парижа
Капитуляция Парижа
15–19 сентября 1870 года немецкие корпуса осадили Париж. Прусское командование отказалось от штурма, так как сражение за такой огромный город могло привести к большим потерям. От бомбардировки также отказались, так как артиллерийский обстрел привёл бы к гибели множества мирных жителей. А это могло вызвать большой общественный шум и вмешательство Англии или России. Немцы решили ограничиться блокадой, чтобы в городе кончились запасы провианта и топлива.
Французская армия имела численное преимущество: 350 тыс. французов (включая 150 тыс. ополчение) против 240 тыс. немцев. Однако французское командование было слабым, большая часть войск, включая Национальную гвардию, имели низкую боеспособность. Обороняться французы, опираясь на форты и сооружения столицы, могли, а вот успешно наступать – нет. Попытки французов прорвать осаду не привели к успеху. Кроме того, командование Парижской армии было уверено в провале осады города. Рано или поздно немцы под ударами других французских армий, которые формировались в неоккупированных частях страны, под давлением других великих держав или из-за проблемы в тылу (нехватка припасов, болезни, зима и пр.) должны были снять осаду.
Трошю и прочие генералы, сановники больше, чем германцев, боялись «врага в глубине Парижа». То есть социального взрыва. Причины такого страха имелись: 31 октября 1870 и 22 января 1871 года начались восстания с требованием провозгласить Коммуну, но они были подавлены. Поэтому французское командование не использовало имеющиеся возможности по усилению обороны Парижа или наступательный потенциал.
Таким образом, несмотря на ряд военных катастроф и общий неблагоприятный ход войны, французы имели шансы выбить врага из страны. Правительство контролировало 2/3 страны, могло формировать новые корпуса и армии, призвать народ к сопротивлению, партизанщине. На море Франция имела полное превосходство, её флот мог создать большие проблемы для германской торговли. Мировое общественное мнение постепенно склонялось в пользу Франции. Жесткие политические требования Германии (аннексия французских провинций Эльзас с Лотарингией, огромная контрибуция) и методы прусской военщины вызвали раздражение в мире. Рано или поздно Англия, Россия и Италия, а за ними и Австрия могли выступить на стороне Франции.
Однако требовалось время и жертвы («стоять насмерть»). Во французской элите возобладало мнение, что лучше немедленно заключить «похабный» мир, чем получить новую революцию. Командование Парижской армии решило капитулировать. 28 января 1871 года Париж выбросил белый флаг. В феврале немцы даже устроили парад победы во французской столице.
72 дня, которые потрясли мир
С согласия немцев в феврале во Франции были проведены выборы в Национальное собрание (нижняя палата парламента). Победу на них одержали сторонники немедленного мира с Германией. В Бордо собрался новый парламент, который сформировал коалиционное правительство из монархистов и республиканцев. Президентом избрали политика консервативного толка Адольфа Тьера. 26 февраля в Версале был подписан предварительный мир с Германией. 28 февраля Национальное собрание утвердило мирный договор. 10 мая во Франкфурте-на-Майне окончательно был подписан мир. Франция потеряла две провинции и выплачивала огромную контрибуцию. Германская империя стала великой державой.
Новое правительство во главе с Тьером отменило отсрочку платежей и выплату жалованья гвардейцам, усугубив положение тысяч людей. Затем власти попытались разоружить Национальную гвардию, рабочие округа (районы) столицы и арестовать членов Центрального комитета Нацгвардии. Эта попытка, предпринятая в ночь на 18 марта 1871 года, провалилась. Солдаты перешли на сторону гвардейцев, с которыми они вместе защищали город от немцев. Генерал Леконт, приказавший стрелять в толпу, и бывший командующий Нацгвардией Клеман Тома были расстреляны. Восставшие захватили правительственные учреждения, Тьер бежал в Версаль. Над Парижем было поднято красное знамя социалистической революции. Некоторые города последовали за Парижем, но там восстания быстро подавили.
26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну (86 человек). 28 марта она была провозглашена. В коммуну входили в основном представители рабочего класса, служащих и интеллигенции. Среди них не было промышленников, банкиров и биржевых спекулянтов. Ведущую роль играли социалисты, члены 1-го Интернационала (около 40 человек). Среди них были бланкисты (в честь социалиста Л. Бланки), прудонисты, бакунисты (направление анархизма), люди, исповедующие идеи марксизма. Коммуна в идейном отношении делилась на две фракции: «большинство», придерживающееся идей неоякобинства, и бланкистов – «меньшинство».
Новые власти объявили Париж коммуной. Армия была упразднена и заменена вооруженным народом (Нацгвардия). Церковь отделена от государства. Ликвидирована полиция, её функции передали резервным батальонам гвардии. Новая администрация создавалась на демократических началах: выборность, ответственность и сменяемость, коллегиальность управления. Коммуна ликвидировала буржуазный парламентаризм и разделение на ветви власти. Коммуна была одновременно законодательным и исполнительным органом.
Функции правительства взяли на себя 10 комиссий Коммуны. Общее руководство делами взяла на себя Исполнительная комиссия (затем Комитет общественно спасения). Коммуна провела ряд мер по облегчению материального положения простого народа. В частности, отмена задолженности по квартплате, рассрочка на 3 года по погашению коммерческих векселей, отмена произвольных штрафов и незаконных вычетов из зарплат рабочих и служащих, введён минимум зарплаты, рабочий контроль на крупных предприятиях, общественные работы для безработных и пр.
Контрибуцию Германии должны были выплатить виновники войны: бывшие министры, сенаторы и депутаты Второй империи.
Коммуна развернула борьбу за введение бесплатного и обязательного обучения. В разных районах Парижа открывались школы, столовые и пункты первой помощи. Выделялась помощь семьям погибших гвардейцев, одиноким пожилым людям, школьникам из бедных семей и т.д. То есть Коммуна стала предтечей современной социально-ориентированной политики, «государства всеобщего благоденствия». Также в организации и деятельности Коммуны большое участие принимали женщины. Начался подъём женского движения: требование равенства в правах, введение образования для девочек, права на развод и пр.
Коммунары смогли наладить мирную жизнь в городе.
«Никогда Париж не пользовался таким безусловным спокойствием, не был так безопасен в материальном отношении... – отмечал очевидец событий писатель Артур Арну. – Не было ни жандармов, ни судей и не совершено ни одного проступка... Все сами наблюдали за своею безопасностью и за безопасностью каждого».
Таким образом, Парижская коммуна выступила против странной «республики без республики» (в Национальном собрании преобладали монархисты разных фракций), против попытки восстановить монархию (по мнению современников, такие планы вынашивал Тьер).
Это был патриотический вызов капитулянтской политике версальского правительства. Выступление против социальной несправедливости, когда бедствия простого народа резко ухудшила война. Также организаторы «коммунальной революции» мечтали распространить опыт демократического самоуправления Парижа на всю страну, а затем основать социальную республику.
Для версальцев это были просто бандиты, разбойники и негодяи, которых надо выжечь калёным железом.
«Кровавая неделя»
Началось противостояние двух Франций: «белой» и «красной». «Белые» во главе с Тьером обосновались в Версале и не собирались отступать. Германцы, заинтересованные в стабильности и сохранении мира во Франции (правительство Тьера заключило выгодный для Германии мир), оказало помощь версальцам. Немцы выпустили десятки тысяч пленных французских военных, которых направили для пополнения версальской армии.
Противостояние было непримиримым: обе стороны активно использовали террор. Версальцы расстреливали пленных, коммунары обещали, что за каждого казненного убьют троих. Обе стороны издавали указы о суде и казни пленных, устройстве военных трибуналов, расстреле дезертиров, аресте видных деятелей и пр. Коммунары выявляли шпионов и предателей.
В итоге коммунары в условиях военного времени занимались интригами, спорами, мелочами, глупостями, распыляли своё внимание, не могли сосредоточить все силы на войне с Версалем. Полноценную и боеспособную Парижскую армию создать не смогли. Тыловые структуры работали плохо, опытных командиров было мало. Негативную роль сыграло отсутствие единоначалия: руководить пытались Военная комиссия, ЦК Нацгвардии, Военные бюро округов и т.д. Во время сражения в самом городе каждая община сражалась сама по себе. Военное руководство во главе с Клюзере (с 30 апреля – Россель, с 10 мая – Делеклюз) придерживалось пассивной оборонительной тактики. Кроме того, Коммуна не смогла наладить связи с возможными союзниками в провинции и других городах.
2 апреля 1871 года версальцы начали наступление. Коммунары попытались контратаковать и взять Версаль. Но контрудар был плохо организован, и восставших отбросили с большими потерями. 21 мая 100-тысячная версальская армия ворвалась в Париж. Правительственные войска быстро продвигались, занимая один район за другим. 23 мая без битвы пал Монмартр.
Начались поджоги правительственных зданий, связанных со Второй империей и правительством Тьера. Сильно пострадал дворец Тюильри, была сожжена городская ратуша. Многие коммунары были деморализованы, бросали
Версальцы заняли большую часть города. 25 мая на баррикадах погиб последний командующий повстанцами Делеклюз. Версальцы расстреливали пленных коммунаров. 26 мая революционеры расстреляли своих узников – захваченных в плен версальцев и арестованных священников. 27 мая пали последние крупные очаги сопротивления – парк Бют-Шомон и кладбище Пер-Лашез. Утром 28 мая последние защитники Пер-Лашеза (147 человек) были расстреляны у северо-восточной стены (Стена коммунаров). В этот же день разгромили последние группы повстанцев.
Последняя неделя боев за Париж была названа «кровавой». С обеих сторон бойцы гибли на улицах и баррикадах, задержанных расстреливали из мести или по подозрению. Со стороны версальцев активно действовали карательные отряды. В казармах, парках и на площадях происходили массовые казни. Затем начали действовать военно-полевые суды. Тысячи человек были убиты.
С точки зрения организации: идейной, военно-политической, социальной и экономической – революция была на уровне «детского сада». Однако посыл о социальной справедливости был настолько мощным, что хозяева капиталов, фабрик, банков и прочей крупной собственности и их политическая обслуга так испугались, что ответили жесточайший террором. Не щадили ни женщин, ни детей.
Жертвами контрреволюционного террора (казни, каторга, тюрьма) стали до 70 тыс. человек, множество людей бежало из страны.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: