Накануне исполнилось ровно 30 лет со дня единственного за всю историю Советского Союза референдума. На всенародное голосование был вынесен вопрос сохранения СССР. «За» высказались 76,4% или 113 миллионов граждан. Несмотря на то, что политическая и социально-экономическая обстановка в тогда еще едином государстве к тому моменту сложилась далеко не самая простая, его население хорошо понимало все плюсы нахождения в составе Союза.
Экономический обзор Международного валютного фонда за 1990-й год свидетельствует, что, хотя в результате неудачных экономических реформ СССР уступал США по размеру доли в общемировом ВВП, он все же оставался обладателем второй по величине экономики в мире.
В цифрах его ВВП был равен 12,1% общемирового, а если посмотреть статистику более ранних лет, становится ясно, что экономика СССР, несмотря на все ее минусы, которые до сих пор активно обсуждают противники советского государства, развивалась быстрее ведущих держав мира. По оценкам ЦРУ, с 1950 по 1980 год объем валового национального продукта вырастал в среднем на 4,6% в год, в то время как у самих США – лишь на 3,4%. Ответ на вопрос, кому был выгоден распад СССР, очевиден.
Руководство ряда советских республик ошибочно посчитало, что они смогут самостоятельно сохранить свой ВВП на том же уровне, что был у них в составе единого государства. США обещали ставшим суверенным странам свою заботу и покровительство, а до того момента – спонсировали антисоветскую пропаганду и пр. в республиках. Тем не менее, факты должны были бы работать против них.
Взять хотя бы Прибалтику. Ее в советское время называли «витриной социализма». Даже с учетом перекоса советской экономики в сторону тяжелой промышленности здесь было все. Товары потребления завозились сюда бесперебойно. Сегодня, практически обнищав, руководства Латвии, Литвы и Эстонии то ли всерьез, то ли по привычке требуют с СССР компенсаций за тот якобы ущерб, что они понесли за время «оккупации».
Их точка зрения основывается на том, что во времена Советского Союза Прибалтика была сильным промышленным центром, здесь располагалось большое количество предприятий. Они обеспечивали серьезный приток в бюджет республик. Власти рассчитывали, что, разорвав связи с Москвой, они сохранят работоспособность своих предприятий, а всю полученную прибыль с них смогут оставлять себе. Однако не учли, что на те деньги, которые они, по их словам, отправляли в Москву (и которые сейчас требуют с какими-то огромными процентами), для этих же предприятий в других союзных республиках закупалось топливо и пр., то есть между всеми республиками были налажены тесные экономические связи, которых Прибалтика в итоге лишилась.
Кстати, несмотря на обещания сладкой жизни в просвещенной Европе, позже Прибалтику и вовсе «попросили» свернуть почти все свои предприятия. Такое условие республикам выдвинули для членства в Евросоюзе, взамен пообещав денежные дотации, которые каждый год все сокращаются. Вероятно, «компенсации» призваны поправить пострадавший от этого бюджет.
Власти других республик – Украина, Армения, Грузия и остальные – требований не выдвигают, однако в свое время тоже посчитали, что без «распоряжений» Москвы заживут лучше. Между тем, население не разделяло это мнение, о чем и заявило 17 марта 1991 года, проголосовав за сохранение Советского Союза. Договор о Союзе суверенных государств (об обновленном Советском Союзе) должен был быть подписан 20 августа того же года. Однако подписание документа не состоялось и августовский путч поставил точку в истории Советского Союза.
Тысячи людей оказались вмиг разделенными государственными границ, причем часто это касалось даже членов одной семьи. Еще тысячи оказались без работы – некогда связанные между собой советские предприятия закрывались. Сегодня, спустя 30 лет, распад СССР называют крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. И самое печальное, что произошла она вопреки воле обычных граждан.
Читайте нас: