Иван Николаевич
Основателем династии моряков в роду Бутаковых стал Иван Николаевич Бутаков, рожденный 24 июня 1776 года.
Окончив Морской корпус, Иван попал на Балтийский флот, где в 1890 году принял участие в Красногорском и Выборгском сражениях в звании гардемарина на линейном корабле «Всеслав».
Эпоха была бурной. И за свою карьеру Иван Николаевич побывал и в Средиземноморье, и в Атлантике. Послужил и в Архангельске. Ходил в эскадре Сенявина, участвовал в сражении за Корфу, блокировал голландские и французские порты...
Участвовал и в Отечественной войне 1812 года.
Уже в звании капитана 1-го ранга, как командир линейного корабля, участвовал в Наваринском сражении и блокировании Дарданелл во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Вверенный ему корабль захватил в той войне египетский корвет и турецкий бриг.
Дальше служба на Черном море в адмиральском чине и отставка в 1848 году в звании вице-адмирала.
То был период славы русского
Умер адмирал в 1865 году, успев увидеть и горечь войны Крымской, и рождение русского парового флота.
Григорий Иванович
Пожалуй, самым известным представителем Бутаковых во флоте стал его третий сын – Григорий Иванович Бутаков, основоположник тактики парового броненосного флота России.
Остальные трое сыновей также были моряками, тоже вышли в адмиралы, их имена есть на карте мира. Но как военный моряк именно Григорий прославил фамилию.
Родился он в 1820 году в Риге, и уже в 1831 году стал кадетом Морского корпуса.
Служба его проходила на Черном море. И перед Крымской войной он стал командиром пароходо-фрегата «Владимир» и провел первый в
Дальше была оборона Севастополя...
За эту войну Бутаков получил (помимо орденов) золотое
После войны занял должность губернатора Севастополя и Николаева, потом – командира отряда винтовых судов Балтийского флота. Позже – броненосной эскадры.
В 1863 году вышла в свет книга «Новые основания пароходной тактики».
В качестве командующего эскадрой именно Бутаков заложил основу современного флота России.
Именно ему принадлежат слова:
«От паровых судов можно и следует требовать мгновенности и внезапности перестроений, поворотов и захождений.
Удовлетворять же этим требованиям возможно лишь при твердом знании коренных законов их действий, и в таком лишь случае, если в мирное время будет постоянно иметься в виду, чтоб
«преувеличенная ответственность за промахи не приучала к слишком робким движениям».
Удовлетворять же этим требованиям возможно лишь при твердом знании коренных законов их действий, и в таком лишь случае, если в мирное время будет постоянно иметься в виду, чтоб
«преувеличенная ответственность за промахи не приучала к слишком робким движениям».
Увы, они были забыты в дальнейшем.
Равно как забыта и другая его важная мысль:
«День первой победы юного Русского флота при Гангуте, естественно, должен напоминать старому нашему флоту подвиги прадедов и приводить к сравнению тогдашних средств к теперешним.
Разница громадная, но и сходство не малое.
Чем побеждали Русские тогда?
Средства их и противников их были тогда, как и теперь будут параллельные, соответственные веку, но дух был у одних один, у других другой, и этот дух их вел к победе.
Наполеон, этот гений войны, был того же мнения, что три четверти военного успеха зависит от нравственных причин и только одна четверть от вещественных».
Разница громадная, но и сходство не малое.
Чем побеждали Русские тогда?
Средства их и противников их были тогда, как и теперь будут параллельные, соответственные веку, но дух был у одних один, у других другой, и этот дух их вел к победе.
Наполеон, этот гений войны, был того же мнения, что три четверти военного успеха зависит от нравственных причин и только одна четверть от вещественных».
Ценило его и руководство.
В 1878 году он ввел в нашем флоте очередное революционное новшество:
«Придавая большое значение использованию минного оружия, Бутаков принимал все меры к тому, чтобы найти средство обезопасить свои корабли от мин противника.
И такое средство было найдено.
Приказом № 11 за 1878 год Бутаков ввел нa вооружение эскадры первый в мире шлюпочный трал».
И такое средство было найдено.
Приказом № 11 за 1878 год Бутаков ввел нa вооружение эскадры первый в мире шлюпочный трал».
В период очередной Русско-турецкой войны балтийцы во главе с Бутаковым активно готовились к войне с Англией и имели все шансы на победу в оборонительных боях.
А вот после нее лучшего адмирала России просто выбросили в отставку на три года.
И вернулся он только в 1881 году на должность командира Кронштадтского порта, где предложил программу перевооружения флота:
«Должно быть создание такого флота, который равнялся бы соединенным флотам Германии, Швеции и Дании в Балтийском море, турецкому – в Черном, а на Дальнем Востоке – возникающим флотам Китая и Японии...
По морским качествам суда типа «Петр Великий» могут совершенно свободно действовать не только в Балтийском море, но и на всем прибрежье Европы и в Средиземном море».
По морским качествам суда типа «Петр Великий» могут совершенно свободно действовать не только в Балтийском море, но и на всем прибрежье Европы и в Средиземном море».
Всего Бутаков предлагал построить 19 броненосцев: 8 – для Черного и 11 – для Балтийского флотов.
Прозорливо рассуждал он и о Тихоокеанском ТВД:
«С одной стороны, ввиду слабого населения приморской области и отсутствия в ней всяких промышленных средств;
с другой, потому, что для необходимых для военных в том крае действий морские силы могут быть отделяемы, в виде временных эскадр, от Балтийского флота».
с другой, потому, что для необходимых для военных в том крае действий морские силы могут быть отделяемы, в виде временных эскадр, от Балтийского флота».
Можно спорить, можно нет, но все попытки создать постоянный Тихоокеанский флот в малонаселенном и промышленно слаборазвитом крае заканчивались катастрофами.
А нынешний ТОФ больше похож на флотилию, чем на флот.
А завершилось новое назначение адмирала банальным коррупционным скандалом:
«Морское министерство предложило ему заключить с Балтийским заводом контракт на постройку броненосного фрегата «Владимир Мономах» и двух машин в 7000 индикаторных сил каждая – всего на сумму 4 215 тысяч рублей.
Бутаков, познакомившись с соображениями конторы Петербургского порта, указывающей, что цена эта чрезмерно высока и может быть без ущерба для дела снижена более чем на миллион, вполне согласился с мнением конторы и доложил о нем морскому министерству».
Бутаков, познакомившись с соображениями конторы Петербургского порта, указывающей, что цена эта чрезмерно высока и может быть без ущерба для дела снижена более чем на миллион, вполне согласился с мнением конторы и доложил о нем морскому министерству».
Адмирал попытался помешать распилу миллиона казенных рублей Великим князем Константином Николаевичем и директором Балтийского завода Кази.
Итог: отставка – Госсовет – смерть от инсульта.
Дальше адмиралы (включая и Шестакова, и Макарова с Рожественским) против великокняжеской кормушки не протестовали... Со всеми вытекающими для флота.
Александр Григорьевич
Сын его, Александр Григорьевич ничем особым, помимо своей трагической смерти, не прославился. И как военный моряк не состоялся.
Неплохой миноносник, он стал военным агентом в США, где и провел Русско-японскую войну. Потом командование «Алмазом», «Баяном» и «Палладой». И сугубо тыловые должности. В годы Первой мировой войны – и. о. начальника Кронштадтского порта и начальника штаба Кронштадтского порта. Должность эта при его отце была фактически должностью командующего Балтфлотом, но к 1913 году Кронштадт превратился, по сути, в огромную учебку, не более.
Умер, правда, красиво:
«На просьбы близких уехать из Кронштадта он отвечал решительным отказом, сказав, что предпочитает смерть бегству.
На двукратное предложение матросов признать новую власть адмирал, не задумываясь ни на одно мгновение, ответил:
«Я присягал государю и ему никогда не изменю, не то, что вы, негодяи!»
После этого его приговорили к смерти и расстреляли у памятника адмиралу Макарову.
Первый залп был неудачен, и у адмирала оказалась простреленной только фуражка.
Тогда, еще раз подтвердив свою верность государю, адмирал спокойно приказал стрелять снова, но целиться уже как следует».
На двукратное предложение матросов признать новую власть адмирал, не задумываясь ни на одно мгновение, ответил:
«Я присягал государю и ему никогда не изменю, не то, что вы, негодяи!»
После этого его приговорили к смерти и расстреляли у памятника адмиралу Макарову.
Первый залп был неудачен, и у адмирала оказалась простреленной только фуражка.
Тогда, еще раз подтвердив свою верность государю, адмирал спокойно приказал стрелять снова, но целиться уже как следует».
Судить о Кронштадтском бунте можно и так, и эдак.
Но Вирен, Ставский и Бутаков гайки там не то что зажали, а и, пожалуй, пережали. И это факт.
Но на этом, как можно подумать, династия Бутаковых не прервалась.
Его сын Григорий Александрович Бутаков остался в Советской России и с флотом.
Карьера «бывшего» складывалась трудно – два ареста, два года запаса, но ни флоту, ни стране он не изменил.
В годы Гражданской войны повоевал на Балтике и на Черном море. Получил орден Красного знамени.
Великую Отечественную войну провел на Черном море, где участвовал в обороне Севастополя и Керчи.
Потом была преподавательская деятельность, командование тылом Балтфлота, руководство управлением боевой подготовки Балтфлота и военприемки...
Вышел в отставку капитан 1-го ранга в 1951 году. Дожил до 1978 года. Увы, его сын Александр Григорьевич:
«Моряк Александр погиб под Ленинградом»
в 1943 году в звании младшего лейтенанта.
На чем династия Бутакова прервалась.
Вывод
Подводём итог.
161 год служения русскому флоту: от парусных кораблей до торпедных катеров и эсминцев. И всё это род Бутаковых.
На таких династиях наш флот и держался. Именно люди, для которых радость побед и горечь поражений были не строками в учебнике, а рассказами отца и деда, строили морскую мощь России.
И то, что фрегат «адмирал Бутаков» сейчас в строю, радует.
Вот только какой именно адмирал?
И кто из них более всего достоин?
Роман Иванов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: