Династия адмиралов Бутаковых

Династия адмиралов Бутаковых

Иван Николаевич



Основателем династии моряков в роду Бутаковых стал Иван Николаевич Бутаков, рожденный 24 июня 1776 года.

Окончив Морской корпус, Иван попал на Балтийский флот, где в 1890 году принял участие в Красногорском и Выборгском сражениях в звании гардемарина на линейном корабле «Всеслав».

Эпоха была бурной. И за свою карьеру Иван Николаевич побывал и в Средиземноморье, и в Атлантике. Послужил и в Архангельске. Ходил в эскадре Сенявина, участвовал в сражении за Корфу, блокировал голландские и французские порты...

Участвовал и в Отечественной войне 1812 года.

Уже в звании капитана 1-го ранга, как командир линейного корабля, участвовал в Наваринском сражении и блокировании Дарданелл во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Вверенный ему корабль захватил в той войне египетский корвет и турецкий бриг.

Дальше служба на Черном море в адмиральском чине и отставка в 1848 году в звании вице-адмирала.

То был период славы русского флота. И адмирал Бутаков вписал в неё яркую страницу, наряду с другими моряками России.

Умер адмирал в 1865 году, успев увидеть и горечь войны Крымской, и рождение русского парового флота.


Григорий Иванович


Пожалуй, самым известным представителем Бутаковых во флоте стал его третий сын – Григорий Иванович Бутаков, основоположник тактики парового броненосного флота России.

Остальные трое сыновей также были моряками, тоже вышли в адмиралы, их имена есть на карте мира. Но как военный моряк именно Григорий прославил фамилию.

Родился он в 1820 году в Риге, и уже в 1831 году стал кадетом Морского корпуса.

Служба его проходила на Черном море. И перед Крымской войной он стал командиром пароходо-фрегата «Владимир» и провел первый в истории России бой паровых судов с турецким пароходом «Перваз-Бахри», который захватил в плен.

Дальше была оборона Севастополя...

За эту войну Бутаков получил (помимо орденов) золотое оружие за храбрость и чин контр-адмирала.

После войны занял должность губернатора Севастополя и Николаева, потом – командира отряда винтовых судов Балтийского флота. Позже – броненосной эскадры.

В 1863 году вышла в свет книга «Новые основания пароходной тактики».

В качестве командующего эскадрой именно Бутаков заложил основу современного флота России.

Именно ему принадлежат слова:

«От паровых судов можно и следует требовать мгновенности и внезапности перестроений, поворотов и захождений.

Удовлетворять же этим требованиям возможно лишь при твердом знании коренных законов их действий, и в таком лишь случае, если в мирное время будет постоянно иметься в виду, чтоб

«преувеличенная ответственность за промахи не приучала к слишком робким движениям».

Увы, они были забыты в дальнейшем.

Равно как забыта и другая его важная мысль:

«День первой победы юного Русского флота при Гангуте, естественно, должен напоминать старому нашему флоту подвиги прадедов и приводить к сравнению тогдашних средств к теперешним.

Разница громадная, но и сходство не малое.

Чем побеждали Русские тогда?

Средства их и противников их были тогда, как и теперь будут параллельные, соответственные веку, но дух был у одних один, у других другой, и этот дух их вел к победе.

Наполеон, этот гений войны, был того же мнения, что три четверти военного успеха зависит от нравственных причин и только одна четверть от вещественных».

Ценило его и руководство.


В 1878 году он ввел в нашем флоте очередное революционное новшество:

«Придавая большое значение использованию минного оружия, Бутаков принимал все меры к тому, чтобы найти средство обезопасить свои корабли от мин противника.

И такое средство было найдено.

Приказом № 11 за 1878 год Бутаков ввел нa вооружение эскадры первый в мире шлюпочный трал».

В период очередной Русско-турецкой войны балтийцы во главе с Бутаковым активно готовились к войне с Англией и имели все шансы на победу в оборонительных боях.

А вот после нее лучшего адмирала России просто выбросили в отставку на три года.

И вернулся он только в 1881 году на должность командира Кронштадтского порта, где предложил программу перевооружения флота:

«Должно быть создание такого флота, который равнялся бы соединенным флотам Германии, Швеции и Дании в Балтийском море, турецкому – в Черном, а на Дальнем Востоке – возникающим флотам Китая и Японии...

По морским качествам суда типа «Петр Великий» могут совершенно свободно действовать не только в Балтийском море, но и на всем прибрежье Европы и в Средиземном море».

Всего Бутаков предлагал построить 19 броненосцев: 8 – для Черного и 11 – для Балтийского флотов.

Прозорливо рассуждал он и о Тихоокеанском ТВД:

«С одной стороны, ввиду слабого населения приморской области и отсутствия в ней всяких промышленных средств;

с другой, потому, что для необходимых для военных в том крае действий морские силы могут быть отделяемы, в виде временных эскадр, от Балтийского флота».

Можно спорить, можно нет, но все попытки создать постоянный Тихоокеанский флот в малонаселенном и промышленно слаборазвитом крае заканчивались катастрофами.

А нынешний ТОФ больше похож на флотилию, чем на флот.

А завершилось новое назначение адмирала банальным коррупционным скандалом:

«Морское министерство предложило ему заключить с Балтийским заводом контракт на постройку броненосного фрегата «Владимир Мономах» и двух машин в 7000 индикаторных сил каждая – всего на сумму 4 215 тысяч рублей.

Бутаков, познакомившись с соображениями конторы Петербургского порта, указывающей, что цена эта чрезмерно высока и может быть без ущерба для дела снижена более чем на миллион, вполне согласился с мнением конторы и доложил о нем морскому министерству».

Адмирал попытался помешать распилу миллиона казенных рублей Великим князем Константином Николаевичем и директором Балтийского завода Кази.

Итог: отставка – Госсовет – смерть от инсульта.

Дальше адмиралы (включая и Шестакова, и Макарова с Рожественским) против великокняжеской кормушки не протестовали... Со всеми вытекающими для флота.

Александр Григорьевич


Сын его, Александр Григорьевич ничем особым, помимо своей трагической смерти, не прославился. И как военный моряк не состоялся.

Неплохой миноносник, он стал военным агентом в США, где и провел Русско-японскую войну. Потом командование «Алмазом», «Баяном» и «Палладой». И сугубо тыловые должности. В годы Первой мировой войны – и. о. начальника Кронштадтского порта и начальника штаба Кронштадтского порта. Должность эта при его отце была фактически должностью командующего Балтфлотом, но к 1913 году Кронштадт превратился, по сути, в огромную учебку, не более.

Умер, правда, красиво:

«На просьбы близких уехать из Кронштадта он отвечал решительным отказом, сказав, что предпочитает смерть бегству.

На двукратное предложение матросов признать новую власть адмирал, не задумываясь ни на одно мгновение, ответил:

«Я присягал государю и ему никогда не изменю, не то, что вы, негодяи!»

После этого его приговорили к смерти и расстреляли у памятника адмиралу Макарову.

Первый залп был неудачен, и у адмирала оказалась простреленной только фуражка.

Тогда, еще раз подтвердив свою верность государю, адмирал спокойно приказал стрелять снова, но целиться уже как следует».

Судить о Кронштадтском бунте можно и так, и эдак.

Но Вирен, Ставский и Бутаков гайки там не то что зажали, а и, пожалуй, пережали. И это факт.

Но на этом, как можно подумать, династия Бутаковых не прервалась.


Его сын Григорий Александрович Бутаков остался в Советской России и с флотом.

Карьера «бывшего» складывалась трудно – два ареста, два года запаса, но ни флоту, ни стране он не изменил.

В годы Гражданской войны повоевал на Балтике и на Черном море. Получил орден Красного знамени.

Великую Отечественную войну провел на Черном море, где участвовал в обороне Севастополя и Керчи.

Потом была преподавательская деятельность, командование тылом Балтфлота, руководство управлением боевой подготовки Балтфлота и военприемки...

Вышел в отставку капитан 1-го ранга в 1951 году. Дожил до 1978 года. Увы, его сын Александр Григорьевич:

«Моряк Александр погиб под Ленинградом»

в 1943 году в звании младшего лейтенанта.

На чем династия Бутакова прервалась.

Вывод


Подводём итог.

161 год служения русскому флоту: от парусных кораблей до торпедных катеров и эсминцев. И всё это род Бутаковых.

На таких династиях наш флот и держался. Именно люди, для которых радость побед и горечь поражений были не строками в учебнике, а рассказами отца и деда, строили морскую мощь России.

И то, что фрегат «адмирал Бутаков» сейчас в строю, радует.

Вот только какой именно адмирал?

И кто из них более всего достоин?
Вернуться назад